Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

О голосах гончих

Не могу снова не вернуться к этому важному рабочему качеству гончих, потому что людям, которые хоть раз услышали музыку гона, она западает в душу, она привораживает к себе так, что они уже не в силах расстаться с ней до конца своей жизни.

Голос гончей – это не лай дворовой собаки, а голос страстного охотника, у которого кипит и вырывается наружу желание во что бы то ни стало добыть зверя. Для того, чтобы голоса гончих стали в корне отличаться от лая других пород собак, им потребовалась не одна тысяча лет естественной эволюции.

В последние годы о силе и музыкальности голосов гончих заводчики этих пород охотничьих собак начали говорить даже чаще, чем о самом главном их рабочем качестве – мастерстве. Каждый хочет иметь гончих с сильным и музыкальным голосом, но приличные гонцы с такими голосами очень редки. Почему? Да потому, что охота с гончими известна у нас примерно со времен Ярослава Мудрого (к. Х – нач. ХІ вв.), то есть не менее 1000 лет, а на голоса гончих стали обращать внимание только со второй половины 19 века, когда начали массово появляться ружейные охотники. Для псовых же гончая всегда была на вторых ролях, и в то время ни на силу их голосов, ни на их музыкальность никто не обращал внимания. А чтобы сильные и музыкальные голоса гончих, которые все же иногда появлялись в породах, закрепить прочно на генетическом уровне как, например, способность преследовать зверя с голосом по оставленному им следу или склонность к стайной работе, нужен длительный промежуток времени и постоянство в соблюдении определенных правил. У нас это рабочее качество на таком высоком уровне у гончих закреплено не было, и по этой причине оно неустойчиво, и у родителей с сильными и музыкальными голосами часто рождаются дети со слабыми однотонными голосами.

В случаях, когда этому качеству гончих уделяют должное внимание, результат не заставляет себя долго ждать. Еще, примерно, за сто лет до того, как наши ружейные охотники только начали разговоры о силе и музыкальности голосов гончих, о способах их улучшения, об их эффектных комбинациях и т.д., бывшие татарские князья и мурзы, сосланные после покорения царства Казанского в Костромскую, Ярославскую и Казанскую губернии, уже давно имели таких собак. Они уже тогда слушали и наслаждались музыкой гона, как наслаждаются прослушиванием песни соловья, канарейки, симфонического оркестра. Но только эта музыка неповторима, и здесь сыграть одну и ту же мелодию дважды нельзя, потому что этим оркестром руководит не кто иной, как спасающийся от преследования гончих зверь. Издаваемая гончими лавина звуков может то приближаться со скоростью урагана, то медленно удаляться, как волна прибоя, то громко звучать где-то рядом, то затихать в оврагах. Одним в голосах гончих слышатся то безысходная тоска, то истерические рыдания, то заунывный плач, то безудержный хохот, другим – то отчаянный душераздирающий вопль и визг, то истошные стоны с мольбой о пощаде, то предсмертные крики раненного зверя, то грусть, то радость, то мелодичный перезвон церковных колоколов, то грозный набат.

История упоминает имя одного из первых почитателей музыки гона, который, лежа на коврах, любил слушать гон стаи в 50 смычков. Им был богатый татарский помещик Арслан-Алей-хан. Уже тогда все его гончие, а их было до 200 смычков в казанском, и столько же в костромском имениях. Со слов очевидца, гоняли они не заливом, а ревом и воем, что его на первых порах от услышанного брала оторопь. За пять смычков гончих у этого татарского хана в 1798 году брат деда по отцу Н.П.Кишенского отдал девять борзых и восемь лошадей своей породы. Свою знаменитую стаю с необыкновенными голосами известный заводчик гончих А.Зюзин завел от гончих Арслан-Алея.

Успешную попытку возродить сильные и музыкальные голоса гончих на научной основе в 60-е годы прошлого века предприняли М.Сергеев и Э.Шмит в питомнике «Охотничий». Не один десяток высококлассных гончих с сильными и музыкальными голосами вышел из этого питомника, однако за его стенами их кровь быстро растворилась, и существенного влияния на всю породу они не оказали. Еще в конце 19 века эксперт-кинолог Н.П.Кишенский понимая, насколько неустойчиво это качество у гончих, предупреждал о том, что требуется большое умение не только для того, чтобы улучшить голоса гончих, но и для того, чтобы сохранить их у тех, которые обладают от природы хорошими голосами. Для этого необходимо соблюдать определенные правила, которые передавались из поколения в поколение еще со времен царства Казанского.

Советы известных заводчиков гончих позапрошлого века – Н.Кашкарова, Н.Кишенского – сводятся к одному: у безгрудых гончих не может быть хорошего голоса. Первый по этому поводу говорил: «Голос гончей (вернее сила его) зависит от устройства ее голосового аппарата (гортани) и объема легких. О последнем (до некоторой степени) можно судить по ширине и (всего более) глубине груди, но нельзя быть уверенным в том, что у собак с прекрасной грудью будет хороший голос. Но зато у собак безгрудых никогда не бывает хорошего голоса». Второй утверждал, что сравнительную силу голоса у гончих можно определить довольно верно измерением объема груди под мышками: чем больше объем ее сравнительно с ростом, тем голос сильнее, независимо от высоты его, разумеется, если только гончая не испорчена…

Теперь остается только вспомнить параметры его Зажиги и Барсука-ІІ (см. ОиР № 2, 2011 г.). Вот откуда берется настоящая нестомчивость и сильные голоса, а утрачиваются они главным образом разведением породы от молодых производителей. Особенно важное влияние имеет зрелость производителей на высоту голосов: гончие с низкими басистыми голосами родятся только у выжловок не моложе как по 4-му году, а лучше по 6-му, повязанных с выжлецами по 3-й осени или старше. Музыкальность голоса у гончих в отичие от силы, наверное, зависит как от устройства их голосовых связок, так и от особенностей психики каждой собаки. Одни, причуяв свежий след зверя, который для гончих является раздражителем, издают однотонный звук, а другие на тот же запах выплескивают весь свой избыток эмоций сплошным заливом или заревом. Наши предки говорили: «Хорошая голосистая стая нередко доводит зверя до полного исступления, под влиянием чего он совершает поступки, не совместимые с требованиями элементарного благоразумия».

У нас задача по разведению гончих с сильными и музыкальными голосами в масштабах пород никогда не ставилась как раньше, так и сейчас, и всегда это было делом только отдельных энтузиастов. Разовые прилития нужных кровей проблему не решат. Только длительная и планомерная работа в этом направлении в масштабах хотя бы одной области под руководством опытного эксперта-кинолога может дать положительный результат. Оценка голоса 6-2 у наших гончих, к сожалению, еще долго будет преобладать, и пока такой голос можно считать хорошим. Он позволяет гончей заработать полевой диплом 2-й степени и стать призером самых престижных состязаний. Голос в 7 баллов можно считать отличным. Он позволяет получить полевой диплом 1-й степени и стать полевым чемпионом даже Украины. Голос гончей с силой в 8 баллов и выше, а также любой силы, но с музыкальностью 4-5 баллов – это редкий голос, а если при силе 8 баллов и более его музыкальность оценивается в 4-5 баллов, то такой голос можно считать уникальным. Приличные гонцы с таким голосом встречаются в породах чрезвычайно редко, примерно как Шаляпины среди людей. Для сведения добавлю, что голос с музыкальностью в 4-5 баллов встречается гораздо реже, чем с силой в 8-9 баллов.

Отдельные любители гончих силу и музыкальность голоса у гончей ставят превыше всего. Их полностью удовлетворяет гон продолжительностью в 20-25 минут сильным, музыкальным голосом. Я отдам предпочтение гончей, способной держать на гону зайца-русака часами, с оценкой голоса пускай и 6-2, и по этой причине данное рабочее качество гончей ставлю по важности после мастерства (на основе хорошей вязкости и чутья) и нестомчивости. Но о вкусах не спорят.

На фото: В.В.Васильев с детьми известной в стране выжловки Ри-Тулы, дипломанта чемпионата Украины гончих 2008, 2010 годов. Слева от нас – Сокол, сила голоса 8 баллов. Справа – Гром, сила голоса 7 баллов.

Н. Береговой



Украинская Баннерная Сеть