Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Записки оружейника

Меня часто спрашивают, почему я так не люблю ремонтировать российские полуавтоматы. Конечно, об этом можно долго рассказывать, но я скажу коротко – потому, что они технически отсталые, устаревшие по сравнению с современными мировыми моделями, к тому же и собраны кое-как.

Многие может ничего и не поймут с такого ответа, поэтому несколько обобщу этот вопрос. Мне совершенно все равно где выпушено ружье. Хоть в Америке, хоть в Китае и так же все равно кто ее производил и собирал, хоть россияне, хоть пигмеи Амазонии. Например, прошедший сезон зимней охоты показал многим нашим охотникам неисправности их оружия. Чаще всего ко мне обращались с проблемами полуавтоматов Бекас-Авто и МР-153, а также бокфлинта ТОЗ-34. Многие говорят, дескать, вам же хорошо, не сидите без работы. Ружья ломаются, охотники платят деньги... Однако мне неприятно, я не привык строить свое благополучие на несчастье других людей.

Судите сами. Например, на ТОЗ-34 лопнул приклад. Это вполне естественно. От современных патронов, у которых навеска пороха мало чем отличается от Магнума, это может случиться и за один сезон, не спасут никакие стяжные винты. Закупочная цена нового приклада для магазина 500 грн. К тому же магазин добавит сотню, а то и больше. Но купив новый приклад, охотник не сможет его самостоятельно установить. Ведь врезка дерева на новом прикладе намного уже чем положено. И не каждый сможет самостоятельно выполнить эту операцию. А без специальных струбцин установить приклад (новый) не под силу и некоторым мастерам (конечно, если делать со щелями, то поставит кто угодно, но это уже брак). К тому же новый приклад никакого покрытия не имеет, а его нужно вскрыть морилкой, провощить составом воска, скипидара и канифоли (можно применить и конопляное масло). Процентный состав компонентов мало кому известен, а о порядке выполнения процесса я уже не говорю. Вот и представьте, во сколько обойдется новый приклад владельцу ТОЗ-34.

А теперь о Бекас-Авто. На фото 1 представлен УСМ с механизмом подачи патронов. Если короче, то спусковая скоба в сборе. Но проблема в том, что подача патронов долго здесь не работает – сильно разбивает пружинку рычага лотка-подавателя. То, что она короткая и слабая видно на фото 2. И упор с пружинкой рычага лотка-подавателя здесь совершенно бесполезная деталь. На его место при ремонте вставляется стальной вкладыш с элипсным отверстием посредине, где перемещается ось с пружинкой и гнетком. Этот вариант наиболее приемлем. Переделанная таким образом система поднимет и патроны Магнум. Возникает вопрос, неужели с 2003-2004 года (с момента выпуска данной модели) конструктора не сталкивались с проблемой неподачи патронов патронник? Сталкивались и не раз. Но они хорошо знают, что назад в Россию на ремонт оно уже не придет. А в Украине пусть с ним разбираются сами.

К счастью УСМ на Бекасе как и на МЦ21-12. А если бы такой как на МР-153, то по моему мнению завозка и торговля таким оружием это преступление. Расскажу вам один случай произошедший у нас на охоте. Закончив загон в одном участке леса, охотники переезжали в другой на машине ГАЗ-66. Один из стрелков не разрядил полностью магазин МР-153, а поставив его на предохранитель и забросив ружье в положение «за спину» полез в кузов. Его приятель сидел на полу кузова и натягивал на ноги сапоги-заброды. Ружье зацепилось рукояткой заряжания за борт. Охотник повернулся всторону, чтобы освободиться от захвата. Затвор незначительно, примерно на четверть, отошел назад и, освободившись от зацепления с бортом, встал на место, после чего прогремела очередь из 5 выстрелов… К счастью из людей никто не пострадал. Пострадало лишь тентовое (брезентовое) покрытие кузова. Когда охотник испуганными глазами посмотрел на своего товарища, что натягивал заброды, то увидел, что он от страха оторвал халошу сапога (это литого сапога!) От заброда на ноге остался лишь ботинок, а все остальное было натянутое на бедро.

Этот случай может показаться комичным. Но второй, уже был связанный с гибелью человека и тоже «самострел». Описывать я его не стану, чтобы не травмировать родственников погибшего. А лишь скажу, кто не верит, произведите опыт. Выбейте выколоткой две оси спусковой скобы и выньте спусковую скобу МР-153. Взведите курок. А затем возьмите двумя пальцами за шептало с двух сторон, и потяните его назад от курка. Даже незначительное усилие, приложенное вами вызовет срыв курка с боевого взвода. Ведь пружина шептала не многим отличается от пружинки разовой зажигалки (которая толкает кремень вверх). А для усилия не хватает тела шептала. Да и расположено оно безграмотно. На Бекасе сделали хитрее, применив систему с МЦ21-12. Как видно эта система прошла проверку временем. Да и расположение шептала в МЦ21-12, не вызовет самострелов.

Особенно меня удивляет, как можно писать, что якобы МР-153 на испытаниях выдержало 50 тысяч выстрелов. И только планка прицела отстала. Неужели они думают, что вокруг одни дураки и не понимают, что такое количество выстрелов приведет даже стальную модель иного ружья до полного исчерпания ресурса. А регулировка подачи пороховых газов? Да ведь это сущая ложь. Ну как может воздействовать шайба с пружинкой на подачу газов, если она расположена за газовыми отверстиями и на самом деле никакого воздействия производить не может.

Вес и прикладистость МР-153 и Бекаса давно желают лучшего. Полуавтомат МР-153 имеет такой же серьезный дефект, как и ППШ. В нем тоже при усадке пружины шептала нельзя было со взведенным затвором производить резкие сотрясания или удары. При ударе прикладом о землю ППШ начинал вести самопроизвольную стрельбу до полного опорожнения магазина, а в дисковом магазине был 71 патрон. Это теперь, через много лет из него вылепили кумир и шедевр Второй мировой. Но этот «шедевр» очень много уничтожил и своих же солдат непроизвольной стрельбой, особенно в окопах.

Если в МР-153 заменят УСМ, припаяют прицельную планку медно-цинковым припоем (латунью) и заменят пластмассовый колпачок - фиксатор магазина (а он вылетает очень часто) то среди дешевых газоотводок МР-153 может и найти себе место. А пока этого завод не устранил, я не советовал бы его приобретать никому. Так же и Бекас требует серьезной доработки. Многие люди взглянув на фото 2 скажут, что, дескать, заготовьте себе вкладыш ось-толкатель пружинки и гнетки, и меняйте на здоровье… Должен вас разочаровать. Размеры и параметры спусковых скоб резко отличаются одна от другой. С виду вроде бы одинаковы, но стоит только померять парочку, как размеры явно плывут. Это вам не пистолет-пулемет МР-38 (40), где из трех искореженных в бою моделей можно было собрать один, взяв детали, что остались целыми.

Вторая довольно неприятная черта Бекаса, это сползание газовой камеры. Ведь фактически никакого стопорного крепления этого узла нет. Сама камера просто напрессована на пазах подствольной платформы. Причем сама камера огромной формы, длины и веса. Ну зачем было производить подобную глупость. Я много слышал вопросов, а что если прихватить ее «полуавтоматом» или «аргоном»? Такого делать ни в коем случаи нельзя. Запомните, вы варите углеродистую сталь и в месте сварки металл может закалиться до стеклянной твердости и лопнуть в любой момент. Наилучшее средство - шпилькование. Сверлиться сквозное отверстие и забивается шпилька. Ее обязанность наполовину зацепить платформу ствола и газовую камеру. Разместить шпильку можно, где угодно, только не перекрыть газоотводные отверстия. Лучше всего в 10 мм от края места запрессовки. Вот и подумайте стоит вам платить за него немалые деньги, а затем выфрезеровывать в спусковой скобе окно для вкладыша, переделывать систему подачи патронов, шпильковать газовую камеру, подгонять приклад под себя. Хоть и утверждают, что он сделан на среднего стрелка. Хотел бы я посмотреть на этого «среднего стрелка», это скорее всего или бесплотных дух или человек с лицом собаки Колли.

Недавно в одном оружейном магазине я попросил продавца вынуть из Бекаса спусковую, чтобы осмотреть механизм подачи патронов. Это лоток - подаватель, а главное его рычаг с пружинкой (она на фото 2 возле рычага-упора справа). Каково же было мое удивление когда в новом ружье пружинка рычага была уже усажена. При нажиме на рычаг пальцем лоток не поднимался. Вот, уважаемые господа, что вы купите за 6300 гривен. И это модель с 70 патронником, а стояли и с 76. Вручную механика будет работать вроде бы хорошо. А с патроном, лоток не поднимет его вверх до конца, так как слаба пружина рычага. В МР-153 такого не происходит. Пружина рычага одета на ось и вынесена за рычаг, к тому же она достаточно упругая и длинная.

Еще одну модель хотел бы я здесь упомянуть – ТОЗ-120. Интересно чем и как думали конструктора, создавая эту модель. В раскрытом виде стволы люфтят и серьезно. Осевой болт подрезан по всей окружности посредине. Благоприятная среда для растяжения оси и расстрела коробки. Двустволка снабжена одним спусковым крючком, ну а почему не сделать с двумя? И проще и надежней.

А вот о его сборке хочу сказать особо. Недавно я осматривал одну модель. Металлический упор-рычаг цевья, на нем расположены части эжекторного механизма. Просверлив отверстие, слесарь понял что ошибся. Не залатав ничем это отверстие (а оно находится на виду с левой стороны упора). Он просверлил второе. На этот раз по месту. Но сверло оказалось большего размера. Ось стала выпадать. Тогда ее расклепали с обеих сторон (теперь попробуй выбей). Далее сверлилось отверстие для винта защелки цевья. И опять не по месту. Тогда слесарь просто распилил отверстие в сторону круглым напильником, и закрутил винт… И вы не думайте что мне просто попалась бракованная модель. Придя в магазин, попросите, чтобы отстегнули цевье и загляните во внутрь. Да и само цевье снять не просто. Нужно произвести специальные манипуляции вверх и вперед и тогда только оно отстегнется. А деревянная часть настолько тонка, что зацепившись за эжектор легко даст трещину.

Современные ИЖ-27 также далеки от надежности и качества. Вот опять пошла тенденция облегчать ствольные трубки, а от таких хорошего боя никогда не будет.

Иногда слышишь в оружейном магазине, как добросовестный продавец спрашивает: «Зачем вы берете Бекас или МР, вы же хлопот потом не оберетесь». На что слышишь ответ: «А у нас в селе у всех Бекасы, и я тоже хочу за компанию». Такой животной стадности проявлять нельзя. Вы прежде подумайте, кто вам квалифицировано доработает потом ружье? Да и 6300 гривен деньги немалые. А попадет на ремонт к шарлатану то и вовсе испортят.

Так что перед тем как купить оружие подумайте хорошо. Годиться ли оно для охоты или просто любительской стрельбы. И стоит ли приобретать модели недоработанные заводом, чтобы это дешевое по производству оружие не стало для вас очень дорогим в ремонте.

ФОТО 1

Спусковая скоба Бекаса в сборе, как она выпущена с завода.

ФОТО 2

Спусковая скоба Бекаса после переделки.

1. Рычаг - упор с пружинкой при переделке удаляется.

2. Пружинка с гнетком рычага лотка подавателя, удаляется тоже.

3. Рычаг лотка подавателя.

4. Ось с пружинкой. Это она теперь заменяет пружинку 2. Слабую и ненадежную.

5. Вкладыш-упор одевается на ось спускового крючка вместо нерационального рычага-упора 1.

Остальные все части и механизмы спусковой скобы Бекаса остаются и не удаляются. За исключением деталей 1 и 2. Теперь они совершенно ненужные. После такой переделки Бекас уже будет подавать патроны в патронник даже с навеской дроби 42 г, когда с завода и 24 г не поднимал.

В. Вольф



Украинская Баннерная Сеть