Рубрики

2003

2002

2001

Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств

Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки

Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Северные записки

Те, кто уже бывал на охоте или рыбалке на просторах севера, кто испытал охотничий азарт, кто любит приключения и преодоление трудностей, тот, конечно же, знает, насколько ярки впечатления северного путешествия…

Я с большим нетерпением ожидал тот день, когда снова смогу поехать к давнему приятелю. чтобы побывать на уже знакомых островах, встретить утреннюю и вечернюю зорьку, полюбоваться просторами Белого моря и, естественно, поохотиться и порыбачить.

И вот нас с товарищем снова на вокзале Беломорска встречает наш давний добрый друг капитан Владимир Максимович. По дороге он с гордостью рассказывает, что построил новую лодку и нам придется испытать ее в ходу на море: «Лодка немного короче и чуть уже, но стала более маневренной на ходу». Он поведал, что в этом году стало много медведя, очень большой урожай морошки, брусники, клюквы. В доме Владимира Максимовича уже был накрыт богатый севером стол, где преобладали блюда здешних мест. Все было очень вкусно. За душевным разговором был намечен план нашего отдыха. Решили, что на следующий день берем курс на остров Тубищ, ну а дальше – как карта ляжет.

На подготовку лодки ушло немного времени, и с отливом мы ушли в море. Дул попутный ветер и капитан выключил мотор и поставил парус. Лодка тихо заскользила по волнам Белого моря. То слева, то справа на нас налетали стаи уток, в стороне покачивались на волнах одинокие гагари, часто слышалось гоготание гусей, которые ненаближаясь пролетали на расстоянии.

С правой стороны по ходу лодки появился небольшой остров под странным названием «Пучиха». На краю острова стоял большой крест. Дальше по курсу мы должны были пройти между двумя безымянными островками, где наше судно со всех сторон окружали торчащие из воды каменные глыбы – тут надо держать ухо востро. Товарищ стоял на корме лодки с шестом в руках и корректировал проход лодки между камнями – здесь просто нельзя было допускать ошибок.

Впереди – остров Тубищ. Мы подходим к уже знакомой избушке в форме бочки, где нас уже ожидают сын капитана со своим другом. Они пришли на моторной лодке немного раньше нас и уже успели удачно порыбачить: на костре варилась уха и готовилось мое любимое блюдо – селедка-беломорка. Оперативно накрылся стол, и вся наша компания принялась за северные угощения. За разговором, воспоминаниями время пролетело очень быстро. Было решено, что основное время будем уделять сбору ягод, ну а попутно охотится и рыбачить.

Мы решили, что один человек всегда должен оставаться возле избушки, а остальные два будут ходить за ягодами. Ведь необходимо добыть воды для приготовления пищи, заготовить дров. Хорошо, если вода есть в ложбинах камней, а если нет – приходилось идти на болото и добывать воду там. При этом вода обязательно кипятится и лишь после этого используется для приготовления пищи.

И вот мы в полной «ягодной» экипировке – за плечами шарабаны («рюкзак» из фанеры для ягод и грибов), в руках ведра и дробилки (приспособление для сбора ягод). Сначала мы пошли вдоль берега, а потом свернули в глубину острова. Наш капитан хорошо знал богатые на ягоды места. По пути следования нам встречались огромные камни, обросшие ягелем, ягодниками, лишайниками и другими растениями. На острове оказалось много муравейников, разрытых медведем. Через некоторое время мы подошли к морскому заливу, по краю которого плотной стеной рос камыш, высотой с человека и больше. Пришлось пробираться сквозь эту стену к болоту. Было немного жутко, поскольку часто встречались медвежьи следы в виде порывов на земле – видимо, зверь добывал тут корешки растений. Мы были с ружьями, но все равно приходилось постоянно оглядываться по сторонам, прекрасно понимая при этом, что медведя рядом не будет. Хотя… кто знает?

И вот мы на месте. Это было огромное болото, поросшее небольшой березой, редким камышом и… в буквальном смысле устланное огромным красным ковром из клюквы. Я был в восторге, куда ни глянь – везде ягода, красного, темно-коричневого, фиолетового оттенка. Прошло совсем немного времени – а у меня уже было полное ведро превосходной клюквы. Немного погодя с полными ведрами подошел капитан. Мы решили, что пойдем назад к нашей избушке другой дорогой (хоть и болотом, но дорога получится значительно короче). Капитан рассказал, что в болотах есть такие участки, где под слоем из травы, ягодника и других растений находится одна жижа, глубиной в один-два метра. К счастью, на пути таких мест не оказалось, но нашей осторожности в те минуты не было предела. Мы старались придерживаться кочек, где росли небольшие березки, за которые хватались руками, нелегко было идти с полным грузом ягод.

Пройдя некоторое расстояние островом, на нашем пути снова оказалось небольшое болото, обросшее березой и елью. Живописное место было укрыто ягодным брусничным ковром. Куда и девалась наша усталость! Мы тотчас же принялись за сбор брусники. Собирать ее было очень удобно, ведь росла она на больших кочках и была крупной, сочной.

Довольно часто мы поднимали на крыло рябчиков, которые очень быстро улетали. На краю болота с шумом поднялась самка глухаря (местное название – кокоша), она сначала села на высокую ель, а затем сорвалась и улетела вглубь острова. Это была довольно крупная птица темно-серого цвета. Охотники не стреляют в самок глухаря и тетерева и мы просто любовались птицей.

Какую-то часть пути нам пришлось идти по длинной и плоской горе, обросшей сосной, елью и плотным ковром ягеля. Куда ни глянь – такое впечатление, будто снег лежит на земле, а из этого «снега» прорастают разные растения, в основном кустики брусники. И вот, уставшие, но с отличным настроением, подходим к избушке. Рядом горит костер, и по запаху мы определяем, что ужин готов. Анатолий Павлович накрыл прекрасный стол, состоящий в основном из рыбных блюд. Самой вкусной была, конечно же, селедка-беломорка.

После ужина я пошел к дальнему большому камню, где любовался закатом солнца. На юг летело много гуся, а это значило, что на севере похолодало и выпал снег, что для здешнего сентября было вполне вероятно. Я заметил, что когда дует ветер, то гуси летят над самой водой, едва не касаясь крыльями морских волн. Недалеко от берега плавал тюлень и с любопытством разглядывал меня.

На следующий день, заготовив сухих дров, убравшись в избушке и собрав свои пожитки, мы ушли в море на другие острова. С севера дул сильный ветер, резко похолодало. На воде образовалась морская рябь. Как сказал капитан, где-то далеко в море сейчас штормит, и скоро и мы это почувствуем. Вскоре ветер стал еще сильнее, волна стала еще больше. Благо, недалеко находился остров, на котором была избушка. Капитан направил лодку к берегу, но пристать так и не смог – была опасность разбить судно о камни. И мы направились к другому острову. Уже под дождем и мокрым снегом наша лодка подошла к острову «Крестовый» с южной стороны. Капитан рассказал, что если посмотреть на этот остров с высоты птичьего полета, то можно увидеть ряд островков, расположенных в виде креста – отсюда и его название. Мы увидели необыкновенную бухту, созданную природой так, как будто это было творение человека. Капитан завел лодку в эту бухту, где было тихо и уютно. Только шум деревьев и гнущиеся верхушки елей говорили о том, насколько сильный ветер.

По обе стороны бухты лежали огромные камни, а посредине, шириной около 1,5 м, была прямая песчаная дорожка, которая вела прямо к избушке. Она расположилась на большой и плоской каменной глыбе. Окна в ней не было, а дверь лежала на полу. От печки также осталось одно название, а крыша светилась, как решето. По рассказу капитана, этой избушке было более 100 лет, и последний раз он посещал ее лет 50 назад. Можно было только гадать скольких путешественников за это время она приютила и согрела от холода. Мы оперативно убрались, устранили все большие щели травой и растопили условную печку. Когда костер разгорелся, положили в него большие камни, чтоб, когда пламя угаснет, они еще какое-то время могли отдавать свое тепло избушке. Ночь прошла спокойно, благо, дождь закончился. На утро мы прошлись по острову и наткнулись на большое количество грибов. Очень много было подосиновиков, шляпки которых были просто огромных размеров. Собирали мы в основном белые грибы.

После завтрака мы занялись рыбалкой, результатом которой стал богатый улов разнообразной рыбы, в основном корюшки и селедки-беломорки. По-прежнему летел гусь и утка. С севера на юг, дул холодный ветер.

Поступила команда сбора – будем идти домой. По дороге решено было зайти на один из островов, где растет Золотой корень – лечебное растение, имеющее энергетическое свойство, придающее бодрость и силы организму. Золотой корень растет в расщелинах камня, имеет небольшие листочки и семена коричневого цвета. Капитан предупредил, чтобы мы рвали только крупный корень, а те, что поменьше – пусть подрастают. Кто знает, может придется еще побывать в этих краях.

Выполнив всю программу нашего визита, мы взяли курс назад на Беломорск. Недалеко от лодки пролетела небольшая стая гусей и села на воду впереди по курсу. Это был небольшой гусь ровушка (так здесь его называли). Владимир Максимович решил подойти к гусям с ветреной стороны, так как почти всегда гусь поднимается на крыло против ветра. Добывать трофей выпало мне, и вот я, в небольшом напряжении, ожидаю максимально близкого подхода лодки к гусям. Капитан проинструктировал меня, что как только они будут подниматься на крыло, тогда и нажимать на курок. Когда до объекта преследования осталось метров 30, стая дружно стала подниматься на крыло. Я жму на курок… а выстрела нет! Все в недоумении – как же так, ведь трофей был уже в наших руках!.. Как оказалось, в спешке я просто забыл снять ружье с предохранителя…

По прибытию на дачу капитана, мы попарились в баньке, привели себя в порядок и стали готовиться к отъезду домой. Завершив приготовления, мы радушно попрощались с нашим капитаном и его семьей, поблагодарили за теплый прием и отправились в дорогу. До новых встреч!