Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Размышления о стандартах и испытаниях гончих

Заканчивая статью «Голоса росских гончих» («ОиР» № 2, 2016) я отметил, что наша цель сохранить и восстановить их. Это святая обязанность. Но сначала нам надо хорошо подумать логически. А чтобы это сделать, необходимо обратиться к истории росской или русской гончей (далее р.г.).

История обязательна. Без нее ни сюда, то есть современности, ни туда – будущего. Это закон жизни человека, который распространяется на все сферы его деятельности, в том числе и охоту, древнейшее занятие человека на земле. Течение времени меняло роль охоты в жизни человека. Однако неизменной оставалась вечная страсть к ней и любовь к своему компаньону – охотничьей собаке. Страсть эта и любовь вечны, как солнце на небе. В человеке не может быть иначе, особенно сильно это проявляется у охотника-гончатника, благодаря тому нервно-эмоциональному напряжению от пения на гону, которое ему дарит наделенная природой и Богом гончая, единственная в мире имеющая такой голос.

Из-за вынужденной незанятости своими прямыми обязанностями гончая собака наших дней с каждым десятилетием снижает свою трудоспособность и постепенно переходит в разряд спортивной любительской собаки. В конечном результате это плохо, особенно для собаки.

Для того, чтобы уменьшить негатив этого явления необходим другой подход к изучению и осмыслению как бытия, так и истории охоты с гончими. Потому что накопленное в памяти и то, что передается устно от одного поколения к другому, уже не может удовлетворить потребности сегодняшнего дня. Как это сделать? Давайте подумаем. Среди кинологов бывшей империи давно уже наблюдается тяга к поиску ответов на все вопросы, связанные с возникновением породы р.г. Одни искали исторические справки, вообще не сужая тему до одной породы, другие писали только о р.г., а третьи просто собирали факты об охоте с гончими. А результат всего этого пока что нулевой. Хотя данных о р.г. на сегодняшний день имеем столько, что можно ответить на все волнующие нас вопросы. Задача конечно не из легких, но вполне под силу. Уровень знаний на сегодняшний день позволяет использовать ряд методов, с помощью которых можно найти логически обоснованный ответ на поставленные вопросы. Более того, если весь материал из истории породы систематизировать, то это позволит разобраться во всех противоречиях, которые возникли при написании истории разными авторами. Станет понятно и возникновение р.г. как породы, и ее обособленность. Несмотря на то, что историей возникновения р.г. занимались многие кинологи, они сделали это не как научные работники, а как простые любители, поэтому и Г.Д. Розен, Л.П. Сабанеев, М.Я. Сергеев, В.И. Казанский, М.П. Пахомов и П.М. Губин хоть и упоминают, что р.г. возникла на юго-западе Российской империи, но дальше истории Киевской Руси не идут, за исключением В.И. Казанского, который существование р.г. допускает и в более ранний исторический период. А какой? О.П. Знойко – знаток давней истории в книге «Мифы Киевской земли и события древние» утверждает, что цивилизация времени позднего палеолита (ХХ-Х тыс. до н.э.) – Мизенское поселение на Десне, Кирилловское, Междуречьей, Гинци, приводит факты из этнокультурной истории Приднепровья и Причерноморья, что позволило обнаружить древнейшее значение богов, обрядов и ритуалов, а также решить многие вопросы нашей истории, культуры, происхождения славян и Руси. Там описана цивилизация – предшественница Киевской Руси, показано Киев с VII ст. до н.э., определено происхождение белогрудовской культуры на Уманщине.

Размышляем. Если на Приднепровье, Причерноморье, Уманщине жили наши предки, которые пришли сюда с юга и поселились здесь. Что они застали здесь – пустыню или благодатные степь и лесостепь, наполненные зверем и птицей, которая естественным образом добывалась плотоядными хищниками, в том числе и собачьим родом (в числе которых были предки, назовем просто, дворняков, но и предки наших р.г.).

Первобытный человек на Киевской земле не мог прокормить себя только растительной пищей, особенно в осенне-зимний период, имея рядом многочисленный животный мир, и он начал охотиться. Сегодня уже никто не скажет, где именно охотничьи тропы пересеклись с р.г. Как они нашли друг друга, никто не скажет. Но оно и так понятно. Но есть один нюанс – в круг интересов наших соучастников начали вмешиваться другие потребители мяса – враги всего живого. Р.г. с волками воевали еще до союза с человеком, но теперь вместе стало легче уничтожать врага. Однако враг оказался очень пластичным, хотя и жестоким в бою. И тут главенствующее право взял на себя человек. Прежде всего, он в свою стаю отбирал только крепких, сильных и злобных р.г. – это вечное правило действительно и в наше время. А любители художественного пения собирали стаю по принципу хора, наслаждаясь музыкой гона, о чем мы рассказали в предыдущей статье.

Прошло время, промелькнули десятки столетий, в течение которых р.г. добросовестно выполняла свои обязанности не только в борьбе с волком, но и в охоте на разного зверя в зависимости от потребности и его наличия, удовлетворяя потребности своего владельца и компаньона, нарушая его беспокойство и потребность, получив название «старинная р.г.», вызывая незабываемые воспоминания на протяжении всего времени, наиболее длительного времени, чем все породы охотничьих собак.

Разные воспоминания по-разному греют души гончатников, но самое большое волнение и радость вызывают воспоминания о самом злобном волкодаве Владимира Владимировича Кульбицкого. В совсем другом свете рисуются отдельные предки этих собак, чьи замечательные полевые качества, вызывающие у нас восторг, мы не смогли сохранить. Воспоминания об охоте с гончими написаны В.В. с таким знанием, с такой любовью к гончей! В них раскрывается образ их автора – страстного серьезного охотника, требовавшего от своих собак, прежде всего, преданной работы и злобы, которые заставляли бы их вступать в борьбу не только с одиночными волками, но и с несколькими одновременно, не боясь гибели в этом поединке, но не опозорив себя бесславным бегством.

Именно таких гончих хотелось бы иметь и нам. В.В. говорил, что идеал его гончей был простым: по возможности высокий рост, сила богатырская и обязательно – красногон. Мелких, замечательных по экстерьеру и типичности он сбывал ради роста и мощности. Потому что очень ценил то ограниченное количество собак, которые были близки к его идеалу, поэтому не мог ими рисковать, и вооружал их мощностью, ростом и силой. Оружие это очень основательное и надежное в борьбе с волком. Волк – зверь умный и хитрый, осторожный, но в драке трусливый. В борьбе за существование у него выработались надежные приемы. Овец он таскает по-разному: за спину, за загривок, за что придется. А собаку, когда берет ее, норовит взять за горло. Поэтому В.В., не взирая даже на рост и защиту шеи собаки загривиной, защищал ее широким ошейником, в три ряда простроченным острыми гвоздями размером с волчий зуб. Что и советует делать всем гончим, береженного и Бог бережет. Такой ошейник охраняет и зайчатника, и зверогона.

Охота с гончими в Украине была распространена везде, но на украинском языке от предков нам ничего не досталось. Фрески Софийского собора на охотничью тему познавательного опыта не дали, потому что были выполнены греческими художниками, которые украинских гончих не знали.

Известные нам охотники-гончатники: граф Капнист, И.Л. Крамаренко, И.К. Масловский, М.И. Зубаровский охотились с а.р.г. только случайно на волка. А владельцев стай р.г. в Украине не было, но один или полтора смычка были у многих разночинцев: С.Ф. Афанасьева, В.В. Де Конора, А.А. Прокопенко, М.Э. Будковского и др.

Историю развития р.г. в Украине невозможно описать в одной статье, да это, наверное, и не нужно. Исходя из вышеупомянутой логики, можно сделать правильные выводы: природа подарила нам довольно законченный тип, как по конституции, так и по рабочим качествам. И как бы наши предки не трансформировали его, он был с самого начала мощным, иначе он был бы просто уничтожен в конкурентной борьбе за существование. И красивая мощь, проявленная во внешней красоте, не могла быть иной в тех природных, климатических условиях, в которых она создалась. Возможно, предкам действительно пришлось подправлять тяжелую или очень легкую голову, большое или малое ухо, то оно само собой подправлялось, напрашиваясь к идеалу, научно обосновывая все древние мифы предков и предшественников нашего народа.

«Выдающаяся картина цивилизации Киевской земли со времен неолита, которую лучше всего характеризуют исследования мезенской культуры, которая существовала 20 тыс. лет тому на Десне. Уже тогда наши предки имели совершенное искусство» (О.П. Знойко. Мифы Киевской земли). Искусство стремилось к лучшему, культура, как известно, всегда хочет лучшего. Мезенская культура занимала территорию с юга от Росси и до Десны, и это дает нам право думать, что существовала там и культура охоты. А какая же охота могла быть в лесостепной зоне, наполненной зверем, в т.ч. и копытным, на которого не могли не охотиться наши предки? Они имели собак, унаследованных от предков Киевской Руси, которая была заселена в междуречье Дуная и Днепра – предшественниками всех славянских народов. А охоту ни один народ-племя в таком охотничьем Эльдорадо не бросал, а развивал.

Не стоит думать, что все наши предки занимались улучшением р.г., их экстерьер и рабочие качества поддерживались на уровне необходимости и способности к охоте, и часто ухудшались. И даже уже в недалеком от нас XVII ст. это привело в России к гибели старинной р.г., замене ее якобы лучше управляемыми костромскими гончими и англоросами.

Такое положение старинной р.г. особенно ухудшилось в Российской империи в период наиболее счастливого времени дворянства. Это период царствования Екатерины ІІ – гегемона крепостнического расцвета помещиков. Владея слишком большими крепостными хозяйствами, дармовой рабочей силой и свободным временем для себя, крепостники увлеклись новым хобби – охотой, преимущественно коллективной, которая основывалась на использовании борзых и гончих.

Этот период истории российской охоты классически описал И.Э. Дриянский в своей книге «Записки мелкотравчатого», где озвучил идею, что не все владельцы, владея комплектной охотой, бездумно относились к породному состоянию не только борзых, но и гончих, подчеркнув, что оба графа братья Киреевы не предали старинной р.г. под влиянием модного на то время утверждения, что старинная р.г. почти не поддается приездке и на охотах нападает на крестьянский скот и гусей. Он детально описал, как доезжачий Феопен вырастил Братскую стаю р.г. и как она работала по волкам.

Накопленная межпородная мешанина в породе р.г. достигла максимума в посленаполеоновский период истории России, когда дворянско-помещичье офицерство без всякого научного обоснования тащило домой западных гончих, особенно польских, и почти уничтожило старинную р.г. Остались единицы, в основном в Украине, где всегда новинки принимаются консервативно. А, может, из-за понимания, что р.г. – росская. Правда, если она естественная, то всегда живет долго. Я уже писал, что наш довоенный смычок от Плаксы и Заливая С.Ф. Афанасьева из Люботина и смычок «дяди Лени» - В.В. Де Конора были от старинных р.г. из Писочина и Валок. Они несли, по словам владельца, от гончих В.В. Кульбицкого – выдающегося волчатника, свою кровь. Мешанина пород гончих в России породила такой тип, который не укладывался ни в какое представление о гончих. В конце ХІХ ст. российские кинологи пришли к выводу, что породу р.г. необходимо стандартизировать, привести к одному типу. В 1895 году был опубликован первый Стандарт р.г., в качестве эталона был взят типичный представитель р.г. Добывай Белоусова П.Н. с неудачной головой (прошу прощения, но все мои Рыдаи лучше, чем он).

Продолжение следует

С. Шевченко, эксперт-кинолог Всесоюзной категории

С. Шевченко



Украинская Баннерная Сеть