Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Навести порядок в учете добываемой дичи

Не обязательно быть охотоведом и даже охотником, чтобы понимать, что без объективного учета объемов природных ресурсов и объемов их ежегодной добычи, эффективная планомерная эксплуатация тех самых ресурсов немыслима. Как можно планировать доходы от реализации отстрелочных карточек, если вы не владеете информацией, сколько и чего в вашем хозяйстве добывалось последние пять лет?! А значит, вы не представляете какой объем продукта (читай - дичи) и услуг вы можете предложить потребителю без ущерба хозяйству.

И в таких условиях, когда мы толком не знаем, чем владеем и сколько ежегодно добываем, когда любая другая отрасль уже развалилась, а охотничья – ничего, потихоньку кульгает в сторону «развитого капитализма». Но продолжать так работать дальше – значит подвергать охотничье хозяйство страны риску подорвать поголовье того или иного вида дичи, или наоборот – ежегодно недополучать доходы от эксплуатации охотничьего фонда. Собственно, оба этих перекоса: перенагрузка одних видов дичи и недоэксплуатация других, мы и наблюдаем сегодня в нашем охотничьем хозяйстве. Добавьте к тому, что неучтенная и браконьерская добыча, превышает официальную почти по всем видам дичи, и получите полное неведение ситуации в целом по отрасли. Но, когда-то следует начинать наводить порядок в этом хаосе.

О том, сколько и какой у нас дичи имеется в наличии, какими темпами она ежегодно воспроизводится, а главное – о методах ее учета, можно написать отдельный научный труд. А в данной статье хотелось бы коснуться проблемы учета, ежегодно добываемой дичи, и несколько замечаний сделать об учетных документах.

А что собственно нас не устраивает в сегодняшней статистике и в тех методах, какими эти цифры появляются на свет? Первое, как отмечалось выше, нас не может устраивать достоверность статистики, даже по официальной добыче, а по незаконной и браконьерской – и говорить не приходится. Последние, на государственном уровне, никто особо не желает озвучивать, да собственно и не владеет ими. Хотя все чиновники, ведомств так или иначе связанных с охотничьим хозяйством, говорят о масштабном и всеобъемлющем браконьерстве в стране, но конкретные цифры вслух не называют.

Второе - несовершенство методов учета и учетных документов. Что поставить на первое место – на ваше усмотрение. Пожалуй, именно не совершенство методов учета и учетных документов, да в придачу страх чиновников перед попыткой оценить и озвучить объемы незаконной добычи и привели к тому, что мы сегодня оперируем в наших планах, расчетах и спорах по ведению охотничьей отрасли цифрами (имеются ввиду показатели добычи), весьма приблизительными к действительности, а по отдельным видам дичи – взятыми «с потолка».

И так, у нас первичный учет добываемой дичи ведется по трем документам: по контрольным карточкам учета добытой дичи и нарушений правил охоты, по разрешениям на добычу (лицензиям, отстрелочным, разрешениям на отстрел вредных хищников, селекционный, диагностический и прочие отстрелы), по журналам учета добытой дичи (для лицензионных видов – по журналам регистрации выдачи лицензий). Собственно говоря, эти три вида документов определяют направления учета: по контрольным карточкам минуя пользователей угодьями собираются данные в областные управления Агентства лесных ресурсов, по отстрелочным и лицензиям – непосредственно пользователю угодьями, который заносит их (по идее) в соответствующие журналы, а вот по разрешениям на отстрел – направление сбора информации достаточно усложнено.

Попробуем разобраться, какое из двух направлений учета, и какой из трех упомянутых документов, сегодня работает, а какие дают недопустимые погрешности, а может и вовсе – мертворожденные, и требует упразднения? С самого начала следует подчеркнуть, что незаконную и браконьерскую добычу, мы ни по каким упомянутым документам учесть не сможем. Потому как, человек, идущий на правонарушение, изначально готовил себя к тому, что нигде об этом отметок делать не будет. И всякие инструкции, положения и, тем более, наши призывы к самодисциплине и культуре охотников или охотпользователей о том, чтобы те делали записи в каких либо документах о незаконно добытой ими дичи, выглядят просто абсурдно.

А потому в данной статье речь пойдет о наведении порядка в учете дичи, добываемой на законных охотах по всем правилам этикета. Как это не прискорбно звучит, но мы на сегодня не обладаем достоверной информацией даже по результатам «законных охот». Почему? Причин несколько, в том числе несовершенство учетных документов.

Контрольная карточка учета добычи дичи и нарушений правил охоты – документ, по моему глубокому убеждению, задуман правильно, но своих функций не выполняет. Сегодня контрольная карточка – это, прежде всего, некое подтверждение об уплате охотником энной суммы областным управлениям Агентства лесных ресурсов за право охотиться в текущем сезоне. И уже потом некий полевой контрольный документ. Но, только полевой, после выезда охотника из угодий, функции учетно-статистического документа добываемой охотником дичи в течение сезона, контрольная карточка, к сожалению, не выполняет, равно как и функцию справки на провоз добытой дичи. Почему?

Во-первых, значительная часть контрольных карточек меняется охотниками непосредственно перед открытием охоты по перу – в июле-августе следующего сезона, и затем по ходу аж до конца года, в то время как, статистические данные по учтенной и добытой дичи за прошедший сезон собираются и обрабатываются весной, и значит данные контрольных карточек значительно запаздывают для составления общей картины по отрасли. Чтобы изменить ситуацию, нам следует совершить практически невероятное – уговорить или заставить всех охотников (во всяком случае – не менее 95%) проводить обмен контрольных карточек до 15 февраля последующего за отчетным сезона. Пока этого мы не добьемся, говорить о контрольных карточках, как источнике для общегосударственной статистики, нет смысла.

Кстати, а что в той карточке сегодня можно прочитать, имеется ввиду – написанное от руки? Дата проведения охоты, номер лицензии или отстрелочной карточки зачастую написаны так коряво… Практически ни один пользователь угодьями в 6 графе «отметка пользователя угодьями» не указывает фамилию ответственного лица, а подпись - не узнаваема. Четвертая графа «добыл (трофей)» даже на лицензионных охотах по копытному зверю в большинстве случаев пользователями угодий всем участникам охоты не заполняется, некоторые егеря разрешают делать записи самим охотникам, а те об этом забывают. И это после того, как в январе 2010 года новой редакцией статьи 85 Кодекса об административных правонарушениях был введен штраф за не заполнение контрольных документов, от 102 гривен и выше!

Но это проблемы охотников, интерес охотничьей отрасли (в области статистики) в том, чтобы можно было прочитать графу 2 «место охоты (хозяйство, район)» и графу 4 «добыл», то есть – установить количество добытой дичи в угодьях определенного пользователя. Чтобы понять неосуществимость этой затеи, следует поприсутствовать при обмене контрольных карточек в областном управлении, и заглянуть в них. Вы, уважаемые читатели, не смогли бы разобрать и третьей части названий охотничьих хозяйств, тем более их принадлежности. Я уже не говорю о путанице в самих названиях. Только на моей памяти крутится два Богуславских охотничьих хозяйства, Семеновских, Выше-Дубечанских и прочих. Наши специалисты из Госкомлесхоза, вводя в 1997 году в обращение контрольные карточки, придумали учетные номера каждому охотнику (номер удостоверения охотника) и не догадались ввести коды для охотничьих хозяйств. К примеру, вместо записи в контрольной карточке: «Богуславское ОРХ Киевского ОРПО УООР» можно было бы сделать запись: «КИ 014» - всего то. И такую запись, совершенно свободно читал бы не только специалист, но и компьютер и даже примитивная счетно-сортировочная машина. Как простому охотнику запомнить кодировку хозяйств, спросите вы? Да не надо ее вообще запоминать, на каждой отстрелочной карточке или лицензии, рядом с названием хозяйства должен стоять его код. А если он перфорирован, по примеру паспорта, то такие отстрелочные карточки запросто могла бы читать примитивная машина. Для чего? Об этом чуть позже.

А почему только коды охотничьих хозяйств? Попробуйте прочитать записи в контрольных документах о добытой дичи. И половины не прочтете. Не проще ли вместо названия зверя или птицы писать его код, можно использовать код из отчетности 2-тп (охота), который состоит из трех цифр. Подобный код также смогло бы читать примитивное считывающее устройство. Скажете, это уж чересчур сложно для охотника. Заметим: в Украине (согласно кодам 2-тп (охота) добывается 7 видов копытных и 12 видов пушных зверей, и всего то 8 видов пернатой дичи. Ну что же, если сложно запомнить, нет никакой проблемы указать эти коды на обратной стороне отстрелочных карточек, рядом с нормами добычи, следует лишь внимательно заполнять контрольную карточку.

Парадокс, сегодня действует жесткое, административно наказуемое, требование заполнять, но не существует даже рекомендаций, каким именно образом заполнять контрольные и отстрелочные карточки. Какую именно запись следует считать правильным заполнением карточек. А если припомнить, что зачастую карточки заполняются в семь утра, на колене у егеря, наспех, чтобы поскорее приступить к охоте, а вечером, после массы впечатлений и моря возлияний, тем более не до записей.

В общем, до тех пор, пока мы не научимся внятно заполнять контрольную карточку, вовремя ее менять, а затем считывать информацию с помощью компьютера или считывающего устройства, областные управления нам эту информацию для статистики представить не смогут.

И, коль скоро мы заговорили о неудовлетворительном качестве записей в контрольных карточках, следует отметить и несовершенство самой контрольной карточки – ее размер и графы, как и не совершенство удостоверения охотника. Думаю, каждый охотник заметил, насколько удостоверение охотника и контрольная карточка не стыкуются (в смысле удобства размещения в портмоне) с остальными охотничьими документами – они почти в два раза больше. Я убежден, что любые охотничьи документы должны быть безупречны (в плане наличия и размещения информации) и удобны в обращении, как для охотников, так и для проверяющих. Промокшие от воды или пота разрешения на оружие, отстрелочные карточки с 20 печатями и величиной с половину листа А4 – это отдельный вопрос, я же акцентирую внимание на усовершенствовании документов, касающихся учета добытой дичи. Сегодня стало очевидным, если мы хотим превратить контрольную карточку в действительно контрольно-учетный документ, пригодный для ведения статистики, следует доработать и сам документ и положение о его обращении.

И так, ежегодные контрольные карточки к удостоверению охотника, в силу ряда перечисленных причин сегодня не являются приемлемым источником информации для определения объемов добываемой в Украине дичи. Так откуда же берется ежегодная статистика по добыче?..

Пожалуй, только лицензии на добычу диких животных сегодня допустимо считать более-менее надежным учетным документом. И только в силу того, что возврат их в государственные контрольные органы строго регламентируется и контролируется. Конечно, не принимая во внимание тот факт, что сегодня в некоторых наших хозяйствах по одной лицензии добывается два, а то и более, диких животных. Но, мы с вами условились, статистику незаконной добычи в данной статье не затрагивать.

Наиболее массовый разрешительный документ, по которому сегодня добывается пернатая дичь и несколько видов пушных зверей – это отстрелочные карточки. В их обороте присущи все те же проблемы, что и с контрольными карточками, но еще более в плачевном состоянии. Сегодня в Украине никто толком не может ответить, сколько их печатается, а как они собираются у охотников после использования – и говорить не приходится. В среднем по стране, даже половина отстрелочных карточек не возвращается к пользователям угодий их выдававших, особенно сезонки. Отдельный «эксклюзив» составляют сезонные отстрелочные карточки на целые охотничьи объединения (так называемые ОРПО) – сразу на несколько хозяйств. В этих отстрелочных «индулигенциях» на обратной стороне присутствуют графы: «дата охоты» и «что добыто», а вот в каком из десяти или даже двадцати охотничьих хозяйств, входящих в объединение, добыт тот самый крыжень – не ведомо! К слову, на моей памяти были еще и отстрелочные карточки на пернатую дичь по всем хозяйствам УООР – так называемые «республиканские отстрелки».

Так о каких учетах добытой дичи по отстрелочным карточкам может идти речь? Исключение могут составлять частные хозяйства и то, только с небольшим потоком охотников, и только с охотой по разовым отстрелкам. Хотя есть примеры, когда и в уооровских хозяйствах налажен достойный учет добываемой дичи. Но порядок с учетом в таких хозяйствах не строит ни какой значительной погоды на фоне всеобщего бардака с отстрелками в отрасли.

Но, откуда ежегодно появляются статистические данные по добыче пернатой дичи и пушного зверя? Из отчетов пользователей угодьями, так называемых 2-тп (охота), ответит знающий человек. А в 2-тп (охота) откуда появляются цифры? Из журналов учета добываемой дичи, которые якобы ведутся в каждом хозяйстве, парирует ответом оппонент. Ну а в журналах, откуда берутся цифры, если ни контрольные, ни отстрелочные карточки до директора хозяйства в полном объеме не попадают? А вот в этом месте, вам, уважаемые читатели, следует догадываться самим. Чего стоит такая статистика?

И, конечно же, ни один мало-мальски грамотный директор хозяйства не покажет по своим липовым цифрам перестрел зайца или кряквы в его хозяйстве. И ни один самый грамотный проверяющий хозяйство спец не сможет выявить и доказать тот перестрел, потому как, а ни контрольные, а ни отстрелочные карточки посодействовать в этом не могут по указанным выше причинам. Вот и пишут директора хозяйств в 2-тп (охота) в графах по добыче пернатой дичи и пушного зверя (кроме лицензионных) чего душа пожелает так, чтобы выглядело «как надо». Конечно, существуют у нас и хозяйства, которые ведут учет добычи добросовестно и правильно, и таких хозяйств не мало. Но их правильные цифры в сумме с искаженными по другим хозяйствам, дают в целом по стране искаженную статистику, ту самую, на которую мы так лихо ссылаемся в нашей работе, спорах и планах.

Не настало ли время наводить порядок в наших учетах, уважаемые коллеги? Наше неведение того, сколько и чего мы ежегодно добываем, совершенно очевидно сказывается на качестве работы охотничьей отрасли и на популяциях дичи. Лично я убежден, что учет добываемой дичи следует вести по двум существующим ныне направлениям: по контрольным карточкам – они дают интересную статистику по одному средневзятому охотнику, и по разрешениям на добычу (лицензиям, отстрелочным, прочим) – при условии полного и своевременного возврата они дают возможность получить сводные цифры по каждому пользователю угодьями. Дело за малым – навести порядок. Как именно? Это отдельный разговор.

В. Нижник



Украинская Баннерная Сеть