Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Незаконные вымогательства у владельцев гладкоствольного оружия

Мои коллеги по увлечению и частые попутчики на охотничьей тропе, у которых пришло время выполнить перерегистрацию охотничьего гладкоствольного оружия, а эту процедуру наши охотники обязаны проходить каждые три года, в разрешительной системе города Ирпень столкнулись с интересным фактом. Оказывается МВД Украины в 2013 году своим ведомственным распоряжением экспериментально в пяти областях, в том числе и Киевской области, ввело положение об экспертном отстреле гладкоствольного оружия и сдаче отстрелянных гильз для хранения в пулегильзотеке. Конечно, за это охотники обязаны были заплатить. Не знаю, как в других областях, но в Ирпене платили по 200 гривен за каждую единицу гладкоствольного оружия.

Согласитесь, довольно странная директива. И абсолютно не понятно чем вызвано это распоряжение МВД, касающееся регистрации и перерегистрации такого оружия, ведь всем известно, что за незаконное хранение гладкого ствола владельца согласно действующему законодательству могут привлечь только к административной, но не к уголовной ответственности. Но главное здесь то, что эти действия МВД не имеют никакой законодательной базы.

Из-за отсутствия в Украине Закона «Об обороте оружия», который наши законодатели уже более шестнадцати лет находят причины не рассматривать и не принимать, все действия государственных ведомств и других организаций, связанных с оборотом оружия у нас в стране, а также владение оружием граждан, регламентируется несколькими ведомственными нормативными документами. Основным из них является Инструкция МВД, введенная приказом МВД от 21 августа 1998 года за № 622, с последними изменениями к ней принятыми приказом МВД Украины от 07 августа 2013 за №749, действовать которые начали с 20 сентября 2013 года. Но в ней ничего не упомянуто о сборе и хранении гильз гладкоствольного оружия, там только говорится:

«2. Структурні підрозділи апарату МВС України відповідають:

2.4. ДНДЕКЦ, ДГБ, УВСТ, Відділу спецміліції МВС України за: взяття на облік експериментально відстріляних куль та гільз вилученої, добровільно зданої та знайденої зброї, відомчої і службово-штатної зброї, що зберігається та використовується на об'єктах дозвільної системи, а також нарізної зброї, що перебуває у власності громадян; створення державної кулегільзотеки; зберігання відстріляних гільз та куль…».

Есть еще один приказ МВД Украины от 10.09.2009 г. № 390 «Про затвердження Інструкції з організації функціонування криміналістичних обліків експертної служби МВС», который предписывает: «…2.2. Балістичний облік…

2.2.2. Центральна оперативно-пошукова колекція складається з: куль, гільз та патронів зі слідами зброї, вилучених під час проведення ОМП, інших слідчих дій, оперативно-розшукових заходів; куль та гільз, експериментально відстріляних з вилученої, знайденої та добровільно зданої зброї; куль та гільз, попередньо експериментально відстріляних з викраденої (утраченої) зброї, що зберігалася та використовувалася в Збройних Силах України, органах внутрішніх справ, інших правоохоронних органах, на об'єктах дозвільної системи, а також з нарізної, газової зброї, пістолетів і револьверів, призначених для відстрілу патронів, споряджених гумовими або аналогічними за властивостями кулями несмертельної дії, що перебували в особистому користуванні громадян…».

Существует и совместный приказ Госкомпредпринимательства и МВД Украины от 21.03.2001 N 53/213 «Про затвердження Ліцензійних умов провадження господарської діяльності з виробництва, ремонту вогнепальної зброї невійськового призначення та боєприпасів до неї, холодної зброї, пневматичної зброї калібру понад 4,5 міліметра і швидкістю польоту кулі понад 100 метрів на секунду, торгівлі вогнепальною зброєю невійськового призначення та боєприпасами до неї, холодною зброєю, пневматичною зброєю калібру понад 4,5 міліметра і швидкістю польоту кулі понад 100 метрів на секунду. Ліцензійних умов провадження господарської діяльності з виробництва спеціальних засобів, заряджених речовинами сльозоточивої та дратівної дії, індивідуального захисту, активної оборони та їх продажу», который не касается конкретно граждан Украины, но там однозначно сказано: «6.5. …Продаж нарізної зброї юридичним, фізичним особам повинен здійснюватися тільки після проведення суб'єктом господарювання її відстрілу в підрозділах науково-дослідних експертно-криміналістичних центрів…».

Там же говорится и следующее: «…Ліцензійні умови провадження господарської діяльності з виробництва спеціальних засобів, заряджених речовинами сльозоточивої та дратівної дії, індивідуального захисту, активної оборони та їх продажу:

4.4. Продаж юридичним та фізичним особам пристроїв вітчизняного виробництва, пристосованих для відстрілу патронів, споряджених гумовими або аналогічними за своїми властивостями метальними снарядами несмертельної дії (далі - пристрої), газових пістолетів та револьверів здійснюється тільки після проведення їх відстрілу суб'єктом-виробником у підрозділах науково-дослідних експертно-криміналістичних центрів…».

Здесь не мешает отметить интересный факт в отношении пулегильзотек боеприпасов нарезного огнестрельного оружия. Практика многих цивилизованных правовых государств Западной Европы показала неэффективность содержания пулегильзотек боеприпасов официально зарегистрированного оружия, находящегося в собственности граждан их стран. Как правило, совершение преступлений с использованием такого оружия настолько редкие случаи, что не имеет смысла тратить средства на содержание пулегильзотек.

Но в нашей стране, уже имеющей некоторый наработки в обращении зарегистрированного оружия, не обращают внимания на опыт передовых стан, создавая дополнительны трудности себе и своим гражданам. Все мы знаем, что криминал не пользуется зарегистрированным оружием. А кто из законопослушных граждан позволит себе использовать охотничье оружие не по назначению?

Как могут убедиться охотники Украины, в нашем правовом поле не существуют законодательные и ведомственные нормативные документы, согласно положениям которых, владельцы гладкоствольного огнестрельного охотничьего оружия обязаны проводить экспертный отстрел такого оружия и сдавать гильзы на хранение в пулегильзотеку. То есть можно сказать, что МВД Украины в отношении проведения регистрации и перерегистрации охотничьего гладкоствольного оружия не имели законного основания вводить в действие такое ведомственное положение.

Существенного пополнения бюджета такими поборами с простых граждан Украины не добиться – слишком незначительная сумма. Возможно, здесь кроется что-то иное, например, у МВД не хватает своего внутреннего бюджета для нормальной поддержки штанов у своих сотрудников, которые пользуясь средствами, собранными с законопослушных граждан, абсолютно незаконным путем ведут свои противоправные действия против него, что показали недавние события?

Теперь пару слов о столь необходимом у нас в стране Законе «Об обороте оружия». Его принятия у нас ждут не только простые граждане. Многообразие разных ведомственных нормативно-правовых документов, которые по-разному трактуют одни и те же положения и определения, приводят к абсолютно разным выводам экспертиз, проведенных экспертными службами разных ведомств, например Министерства юстиции и МВД. Этого закона ждут и украинские производители оружия, предприятия торговли, связанные с оборотом оружия, владельцы коллекций оружия. Так когда же власть имущие, явно не доверяющие своему народу, избранниками которого они являются, повернуться к нам аверсом? Когда наше государство станет по-настоящему правовым, а все мы, его граждане будем защищены от незаконных вымогательств и поборов, о которых шла сегодня речь?

В. Урсул



Украинская Баннерная Сеть