Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

«Дамское» ружье

В давние времена, когда охота была непременным обычаем светской жизни при дворах европейских монархов, появился термин «дамское» ружье. В XVII-XVIII столетиях среди дворянства охота была больше, чем просто развлечение. Это был повод встретиться в неофициальной обстановке с наиболее влиятельными лицами государства, обсудить и решить насущные вопросы, организовать коварную интригу. Поэтому выезды на охоту были частым явлением. В них одновременно участвовало большое количество дворян. Приглашение на такую охоту свидетельствовало о расположении к такому человеку, а неучастие в таких светских развлечениях расценивалось обществом как опала и немилость. И, конечно, в подобных мероприятиях украшением светского общества охотников являлись дамы. На картинах придворных живописцев того времени, запечатлевших сцены светских охот, очень части среди кавалькады парфосных охотников, скачущих вслед за дичью, заметны изящные «амазонки», не уступающие мужчинам в искусстве верховой езды. Большой популярностью среди женщин пользовалась и охота с ловчими птицами – зрелищная и дающая множество поводов обратить на себя внимание.

С распространением огнестрельного оружия по мере его совершенствования, возникла необходимость в создании специальных ружей, достойных рук «светских львиц». К концу XVII столетия охота для европейского высшего общества стала ритуалом, регламентируемым многими правилами. А чтобы эти мероприятия были более зрелищными, появилась мода на изящные охотничьи костюмы и оружие, представлявшее собой скорее произведение искусства. Все чаще дамы в сопровождении своих кавалеров охотились на пернатую дичь, успешно постигая науку стрельбы. Многие жены и подруги аристократов с упоением предавались этой новой забаве.

Но в отличие от ружей, изготовлявшихся для охотников мужчин, «дамское» ружье требовало от оружейников более тщательного подхода к конструированию. Оно должно было быть легким, небольшим по размерам, обладающим небольшой отдачей при выстреле. И, конечно, при этом изящным и со вкусом украшенным, ведь такое оружие воспринималось как атрибут, свидетельствующий об общественном положении охотницы. Поэтому желательно было, чтобы ружье могло стать предметом обсуждения и зависти конкуренток на пути к «олимпу» власти, лишний раз привлекало внимание охотников-мужчин к владелице ружья.

Одним из первых образцов охотничьего оружия, претендующего на то, чтобы называться «дамским» ружьем, стал легкий мелкокалиберный карабин с колесцовым замком. Оружие подобного рода называлось «чинка» и предназначалось для стрельбы по птице и мелкому зверю. Нарезной ствол калибра 8-10 мм, короткий приклад имел своеобразную изогнутую форму, удобную для стрельбы влет. Его не прижимали к плечу, а удерживали на весу, касаясь гребня щекой во время прицеливания. Чинки украшались чеканкой и гравировкой по цветным и даже драгоценным металлам, инкрустацией перламутром и кусочками кости. Темой изображений были охотничьи трофеи, атрибуты или растительный орнамент. Но стрельба пулей по мелкой дичи – дело не из легких. Поэтому всплеск активности «ружейных» охотниц наступил с приходом популярности к гладкоствольным охотничьим ружьям, стреляющим дробью. В первой четверти XVIII столетия появляются охотничьи ружья с двумя легкими гладкими стволами небольших калибров. Они снабжались кремниевыми батарейными замками французского типа, простыми по устройству и безотказными в достаточной степени для охотничьего оружия. Внешнее оформление такого оружия стало более сдержанным. Ценились изящество форм и естественная красота дерева. Для удобства удержания оружия на рукояти и цевье впервые появляется мелкая насечка в виде рядов маленьких пирамидок. Образцами подражания для оружейников всей Европы стали изделия французских и английских мастеров, работавших в сильных монархических державах, ставших эталонами светской жизни для европейских аристократов.

Каким должно быть ружье? Какая совокупность качеств вкладывается в понятие «дамское» ружье? Ружье, с которым женщина может продуктивно и с удовольствием охотиться, должно изготовляться с учетом женской конституции и учетом физических возможностей охотницы. Оно должно быть достаточно легким, ведь порой его приходится носить в течение дня и при этом нужно быть постоянно готовой для мгновенной вскидки и выстрела. Ружье должно быть прикладистым. В его конструкции должны учитываться нюансы женской фигуры, более хрупкой по сравнению с мужской. Ложе более короткое, спусковые крючки небольшие, удобные для тонких пальчиков. «Дамское» ружье прекрасно сбалансировано. Центр тяжести оружия должен находиться чуть впереди казенного среза ствола, а приклад и дульная часть облегчены. Такое ружье легче вскидывать для выстрела и вести его стволами вслед за целью. При среднем калибре (12 и 16) масса таких ружей не превышает 2,8 кг, но чаще всего при конструировании «дамских» ружей исходными становятся уменьшенные калибры 20 или 24. При этом масса оружия опять-таки не превышает 2, 8 кг, но конструктивно такое ружье становится более прочным. Кроме этого, и масса дроби, снаряжаемой в патроны для ружей перечисленных калибров, примерно одинаковая. При конструировании охотничьих ружей за правило берется соотношение заряда дроби с массой ружья, как 1 к 100. Иначе отдача может стать нестерпимой для женского плеча, «украшая» кожу синяками. Поэтому при прочих равных условиях для дамских ружей чаще всего выбирается 20 калибр.

Следует учитывать, что чем ниже столбик уложенной в патрон дроби, тем меньше она деформируется в момент выстрела, и тем лучше баллистика полета каждой отдельной дробинки. Таким образом, в отношении убойной дальности выстрела «дамское» ружье не уступает охотничьему оружию с усиленным зарядом и увеличенным снарядом дроби, а порой и превосходит последнее. Но реально поразить дичь с дальней дистанции из «дамского» ружья значительно труднее ввиду разреженности дробового скопа, имеющего меньшее количество дроби. Впрочем, опыт показывает, что женщины более ответственно подходят к производству выстрела и, получив некоторый первоначальный опыт, перестают в охотничьем азарте стрелять «в сторону» дичи, чем грешат многие мужчины-охотники на протяжении всей своей жизни. Более тщательное прицеливание перед выстрелом компенсирует небольшое количество дробин, посылаемых в цель. Но нужно учитывать, что для надежного поражения дичи, в нее должно попасть определенное количество дроби. Сноп дроби во время полета вытягивается в длину и, имея определенную траекторию полета, движущуюся цель в короткий момент могут поразить всего несколько дробинок. Поэтому на дальней дистанции «дамское» ружье все же менее эффективно, чем обыкновенное охотничье 12-го калибра.

Замечено, что женщины-охотницы более двух раз по дичи не стреляют, уделяя повышенное внимание первому выстрелу. Именно поэтому они традиционно предпочитают классическую охотничью двухстволку, хотя в США в небольшом количестве выпускаются дробовые автоматы уменьшенного веса, о которых сказано: «Для дам и подростков». Но в большинстве своем женщины избегают пользоваться сложным автоматическим охотничьим оружием, не принимая неудобства его перезарядки и сложность манипуляций при возникновении задержек. По этой же причине на зверовых охотах женщины предпочитают использовать нарезное оружие с продольно-скользящим затвором ручного действия. При этом выбирается карабин минимально допустимого калибра для данного вида охоты.

Славные охотницы…

Среди женщин во все времена было немало умелых и удачливых охотниц. Недаром еще в Древней Греции богиней охоты и покровительницей всех лесных обитателей стала Диана. Участие женщины в охоте стало возможным при достижении обществом высокого уровня благосостояния, позволяющего ей предаваться подобного рода досугу. Среди женщин редко встречаются охотницы-профессионалки, сознательно посвятившие этому занятию свою жизнь. По большей части подобное увлечение вырастает из желания испытать те же чувства, какие переживает ее муж-охотник. И подбором оружия для своей «половинки» занимается, как правило, глава семьи. Например, по этой причине Мэри, жена Эрнеста Хемингуэя, писателя и путешественника, сопровождала его на сафари в Африке, а также на менее экзотических охотах. А вот жена знаменитого американского таксидермиста Карла Экли в начале ХХ столетия помогала мужу создавать коллекцию редких зверей и птиц, участвуя даже в охотах на слонов и львов. Но, пожалуй, самой знаменитой охотницей и стрелком стала хрупка, похожая на подростка, Фоеб Анни Моисей, известная под псевдонимом Анни Оклей.

Анни родилась в США в штате Огайо в 1860 году. В юности она занималась охотой в прериях, чтобы прокормить своих младших братьев и сестер. Благодаря постоянной практике, она стала замечательным стрелком, что позволило ей участвовать в представлениях провинциального цирка, демонстрируя феноменальное умение стрелять. В городе Оклей на ее представлении случайно оказался один из артистов знаменитого цирка Буффало Билла – индейский вождь Сидящий Бык. Он был очарован исходящей от нее женственностью и в то же время огромной силой, уверенностью в себе. Вождь дал ей имя «Маленький Уверенный Выстрел» и рекомендовал ее Буффало Биллу, который устраивал театрализованные представления на тему недавней истории США – «индейских» войн. В них было много стрельбы и скачек на лошадях. Но, кроме этого, Анни Оклей выступала и с собственными номерами, демонстрируя публике возможности хорошо подготовленного стрелка. Она стреляла любыми способами. Иногда прицеливалась, а иногда как «гакфайтер» выхватывала револьвер из открытой кобуры в тот момент, когда перед ней подбрасывали монетку, и выстрелом от бедра попадала в нее. Удерживая револьвер стволом назад и целясь с помощью карманного зеркальца, она попадала в игральную карту, которую держал в руке ее помощник. Стоя в полный рост на спине несущейся вдоль трибун лошади, Анни поражала из винтовки цели, подвешенные на высоких столбах. Нажимая на педали велосипеда и удерживая в руках вместо руля дробовое помповое ружье, она уверенно поражала взлетающие в воздух тарелочки. Быстро перезаряжая свой «Винчестер» модели 1873 года 44 калибра, Анни одну за другой разбивала одновременно подброшенные в воздух шесть тарелочек, причем с такой быстротой, что ни одна из них не падала на землю. В тот момент, когда стоявшие от нее на расстоянии 10 ярдов (9 метров) две метательные машинки подбрасывали тарелочки, она перепрыгивала через столик с лежавшим на нем оружием и, хватала с земли двухстволку и в угон поражала обе тарелочки.

На результативность ее выступлений не влияли ни погода, ни место выступления, ни возгласы публики. Во время европейских гастролей цирка Буффало Билла в Германии, Кайзер Вильгельм ІІ решил лично убедиться в способностях Анни Оклей, и она выстрелом сбила пепел с его сигары. В Англии Анни познакомилась с Ч. Ланкастером, известным оружейником и теоретиком стендовой стрельбы. Пораженный ее талантом, Ланка стер изготовил для нее пару ружей 20-го калибра массой 2,4 кг каждое. Еще одна пара ружей была изготовлена Ч. Ланкастером по ее просьбе позднее. Это были двухстволки 12-го калибра, сделанные специально очень легкими (2,7 кг). Очевидно, именно такие ружья в полной мере отвечали определению «дамского» охотничьего оружия. Весь свой многочисленный арсенал нарезного и гладкоствольного оружия артистка использовала во время своих выступлений или на охоте, демонстрируя невиданное мастерство.

В. Кленкин



Украинская Баннерная Сеть