Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Новая редакция со старыми дырами

Проблема несоответствия жизненным потребностям действующего Закона «Об охотничьем хозяйстве и охоте», а по отдельным направлениям, даже его тормозящего фактора развития отрасли, неоднократно поднималась на станицах охотничьей прессы, а потому, не удивительно, что работа над новым законом об охоте не прекращалась никогда.

Ни в коей мере не хочу хулить украинское охотничье законодательство, к слову отметим, что оно на шаг по времени, и на голову по прогрессивности опережает российское. И все же, сразу после принятия 21 января 2010 года изменений и дополнений к предыдущей редакции Закона многие специалисты отрасли с сожалением отметили, что эти изменения хоть и являются некоторым шагом вперед, но ни как не революцией в отрасли, дающей толчок к развитию хотя бы на пять-семь лет вперед. А прошедшие два последних года подтвердили, что наша охотничья отрасль снова топчется на месте, а по отдельным направлениям катится вниз, а потому нуждается в принципиально новом подходе к ведению охотничьего хозяйства, в принципиально новых концепциях и законодательных актах. По старым постсоветским принципам мы уже похозяйничали.

Не собираюсь грести всех пользователей угодьями под одну гребенку, но общая тенденция на лицо – если не предпринять коренной перелом в отрасли, то результативная охота на пернатую дичь и пушного зверя (прежде всего зайца) в ближайшем будущем будет скорее редкой удачей, нежели закономерностью. А охотничья отрасль в целом будет представлять собой отдельно взятые анклавы дичи на территории частных и некоторых общественных хозяйств, вокруг которых будут кружить толпы голодных озлобленных охотников с отстрелочными карточками от всенародного общества охотников «на все виды дичи, на «мутные» термины и на всю страну». А крайними в таком бедственном положении, как и подобает бездельникам и демагогам, будут объявлены настоящие хозяева, которые дичь разводят и охраняют, вот только почему-то на дармовщинку ею не делятся.

О причинах стагнации охотничьей отрасли Украины написано не мало (в том числе и глупостей, и примитивщины) и специалистами, и с колокольни отдельно взятого охотника, желающего все иметь, и чтоб за это ему ничего не грозило. Первейшей из таких причин, несомненно, называется несовершенство действующего охотничьего законодательства и необходимость нового закона об охоте.

Подобная редакция «нового» закона попала на днях ко мне в руки. К сожалению, не знаю его разработчиков, более того не могу гарантировать, что эта редакция после не была доработана авторами, но принципы, заложенные в этой редакции, а более того – не заложенные, настолько волнуют, что считаю своим долгом обсудить, а более – предостеречь авторов законопроекта от грубейших, а возможно даже и катастрофических ошибок «нового законопроекта».

Для начала маленький ликбез. По какому принципу и с чего начинается разработка нового закона? Извините за примитивное изложение, но все же: для начала проводится анализ того, что нас не устраивает в нашем охотничьем хозяйстве и охоте, и какие именно статьи или положения действующего законодательства повинны в этом бедственном положении. Затем ставятся задачи. Какого результата мы хотим добиться внесением изменений в Закон, что мы хотим видеть на данном этапе развития отрасли, что переломить в корне, что сократить до минимума, что поставить в разумные рамки, а какие процессы простимулировать. Кстати, я не сторонник того, что нам на данном этапе следует изобретать идеальный закон, по которому мы будем работать и через 25-30 лет. Насущные проблемы отрасли требуют законодательной базы регулирующей нынешние взаимоотношения и стимулирующей движение вперед с той позиции, на которой находимся сегодня. Говоря простым языком, на переходном этапе развития охотничьего хозяйства более нужен именно переходной закон, позволяющий развязать сегодняшний узел проблем в отрасли, и ничего нет в том трагического, что через 3-5 лет и такой, на сегодня прогрессивный, завтра будет объявлен устаревшим и тормозящим развитие.

Проще говоря, к подобной законотворческой работе, как мы то понимаем, следует подходить с какой то цельной концепцией, с каким либо взглядом на развитие отрасли.

Извините, но после прочтения «новой редакции закона», у меня сложилось впечатление, что сей документ писали как минимум три человека (или группы) с разными взглядами и концепциями, а возможно и без них. Помните, как у Райкина, когда костюм клиенту в быткомбинате шили разные специалисты. Что получилось в результате, все помнят по известной репризе. Нет, конечно, и новые взгляды, и новые прогрессивные идеи решения проблем в законопроекте заложены, но практически не доведены до конца – не изложены цельной одинаково читаемой концепцией. А некоторые положения глубоко реакционны.

Заранее извиняюсь перед теми читателями, кто хотел бы больше узнать об интересующих их проблемах. К сожалению, любая статья имеет рамки, и обсудить целый законопроект в рамках одной статьи не представляется возможным. А потому поговорим о наиболее наболевшем.

Одними из наиболее провальных, запущенных и никак не стимулируемых направлений в нашей охотничьей отрасли считаю искусственное дичеразведение (разведение дичи в вольерах, питомниках и на фермах) и охоту на дичь, выращенную на фермах и выпущенную под выстрел. В новом законопроекте с дичеразведением все по старому, ни каких тебе подвижек и намеков на перспективу. Кстати, об охоте на дичь, выпущенную под выстрел – вообще ни единого упоминания. Ни тебе сроков охоты, ни внятных разрешительных документов, ни правил. То есть, для примера, в Киевской, Черниговской или Житомирской областях, там, где никогда не водились дикие фазаны, охота на выращенных фазанов, и выпущенных под выстрел, может проводиться только в октябре-декабре, как на диких, и не более! Почему, в упомянутых северных областях нельзя разрешить охоту на искусственно выращенных и выпущенных под выстрел фазанов с августа по февраль? Кому это навредит? В этом месте неискушенный фазанами читатель заметит: чем мы озабочены – охотами для богачей, фазанами, выпущенными под выстрел?! Нет, уважаемые читатели, не охотами для богачей мы переживаем, а отстаиваем интересы фермеров и охотничьих хозяйств, которые тех фазанов выращивают, а потом не знают, куда их деть, потому как, поохотиться на них никак не представляется возможным. А ведь именно искусственно выращенная дичь, в том числе и фазаны, позволяют снизить пресс на дикую птицу, частично восстановить ее поголовье в дикой природе, в значительной степени удовлетворить потребности охотников и повысить доходность охотничьего хозяйства.

Буду не прав, если не отмечу некоторые потуги (и не более) авторов законопроекта по поводу охоты на искусственно выращенную дичь, уделившим аж целую статью 41 с довесками – отдельными абзацами в других статьях. Чтобы меня не обвинили в предвзятости, цитирую без купюр: «Статья 41. Вольерная охота

Вольерная охота может проводиться только в охотничьих вольерах, порядок ее проведения устанавливает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам лесного и охотничьего хозяйства и охоты.

Вольеры для охоты устанавливаются в границах охотничьих угодий.

Пользователь охотничьими угодьями должен обеспечить безпрепятственный доступ на территорию вольера представителей государственных органов, организаций и учреждений для исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями законодательства.

Содержание, разведение и комплексное использование охотничьих животных в вольерах может осуществляться в охотничьих, научных, селекционных, туристических и других целях по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды».

Как вам нравиться, охота в вольерах по согласованию с экологами?! А как это? Перед каждой охотой в вольере, к примеру, на кабана, ехать в Киев, в Минприроды, за неким согласованием, так, что ли? Цитируем статью 41 далее:

«Во время охоты в вольере разрешается использовать: луки, арбалеты, другое холодное оружие, искусственные источники света и приборы ночного видения и глушители».

Спасибо вам, конечно, за луки с арбалетами, глушители с ночниками, но почему нельзя в вольерах охотиться с собаками, как наиболее зрелищной и эмоциональной охотой?! Идем далее.

«Изъятие диких животных, которые содержатся в вольере, осуществляется на протяжении года по решению пользователя охотничьими угодьями. В решении об изъятии диких животных, которые содержатся в охотничьем вольере, указываются их виды, количество, сроки и способы их изъятия (как правило, путем проведения вольерной охоты), лица, ответственные за организацию изъятия, порядок использования полученной продукции охоты, другие условия изъятия диких животных, в том числе порядок и расценки оплаты за организацию охоты и ее продукцию».

Ничего более бюрократически закрученного, более глупого и более оторванного от жизни и охоты, мне лично читать еще не доводилось. И это уровень Закона? Раньше мы охотились по лицензиям и отстрелочным карточкам, а по-новому, будем охотиться (в вольерах) по «решению об изъятии», к тому же – согласованному с экологами! Да мы готовы охотиться даже по талонам на проезд в трамвае, лишь бы вы, господа чиновники, нормально то расписали. Что такое «решение об изъятии», в какие сроки оно выдается, на одного охотника или на весь сезон на всех охотников? Если хозяин вольера и животных в течении года передумал стрелять всех животных, а часть пустить под нож для ресторана, ему что «решение об изъятии» переделывать и пересогласовывать? По какому документу проводить в вольере конкретную охоту в конкретный день, и какой конкретный документ охотник получит на руки для провоза мяса и трофея? Полнейшее отсутствие какой либо конкретики и порядка проведения охоты в вольерах.

А теперь самый главный вопрос, кто на сегодняшний день имеет финансовые возможности соорудить и круглогодично охранять вольер площадью 10-25 га (менее не имеет смысла потому, как охота в «собачьих загородках» где видны все четыре стороны забора для охотников не будет представлять никакого эстетического смысла). А если у вас, к примеру, малое или среднее хозяйство, удаленное от столицы, и нет избытка клиентов, вы планируете вырастить или закупить десяток кабанов и сотню фазанов и отстрелять их, за какие шиши вам строить вольер?

Из выше приведенного можно сделать вывод, что ближайшее время охота в вольерах будет доступна 1-2% пользователей угодьями. А охота на дичь, выпущенную под выстрел в угодья, авторами «нового закона» поставлена вообще вне закона, а потому по данной проблеме считаю «новый закон» глубоко реакционным, отсталым и тормозящим всякое дичеразведение и новые методы охоты на искусственно выращенную дичь. Только за одно это «новый закон» следует отправить в мусорное ведро!

Что примечательно, с документами на право охоты авторы законопроекта напутали не только по вольерной охоте, у них полная сумятица и неразбериха и с разрешительными документами на обычную охоту и всевозможные отстрелы. Заблудились, что называется, в трех соснах. Мелких и крупных технических ошибок просто не счесть, а некоторые ноу-хау попахивают откровенной борейковщиной и полным отсутствием реальных знаний охотоведения. Посудите сами: «Облавная охота может осуществляться только в период с 1 ноября по 31 декабря». Извините, а каким образом, по-вашему, охотиться на волков и лисиц в январе-феврале, индивидуально, что ли? А почему только на хищников? Мы несколько лет добивались права охоты на кабанов и самцов оленя в январе по снегу. Добились, любой охотник и директор хозяйства, кому надо выполнять значительные лимиты по кабану, вам подтвердит, насколько интересна и добычлива коллективная охота на кабана в январе по снегу. И что теперь ее запретить? И какой в том смысл, что поросята сеголетки в январе уже беременные?

А вот еще перлы: «В границах лесных охотничьих угодий проведение отстрела хищных и вредных животных разрешается только штатным работникам, уполномоченным на охрану…». Простите, а как это возможно? Представим, что у вас хозяйство 10 тыс. га, вам положено по штату 2 егеря и 1 охотовед. Вот, втроем и гоняйте волков и лисиц по всему лесному массиву в 10 тыс. га. Естественно, при этом угодья без присмотра, вся служба занята хищниками. При этом, ни охотников, ни их технику, ни их бензин, естественно задействовать в борьбе с хищниками вы уже не сможете. Только один этот бессмысленный запрет наносит финансовый ущерб пользователям угодий ежегодно в миллионы гривен! А смысл запрета – под предлогом отстрела хищников в некоторых хозяйствах охотятся на копытных. Возможно. Но почему из-за идиотов (которым запрещай, не запрещай, они все равно последнюю косулю найдут и задушат) должны страдать законопослушные хозяева угодий?

Еще одно ноу-хау разработчиков – проводить охотустройство не реже чем один раз в… пять лет! Для чего? Какой в том смысл? Чтобы кормить различные научные, околонаучные и шарлатанские организации? Да сегодня, когда охотустройство делается на пятнадцать лет, по стране вряд ли найдется 30-40% более-менее нормально проведенных охотустройств, в большинстве – халтура несусветная, даже без картографического материала! А какой шквал халтуры начнется, если заставят делать охотустройство каждые пять лет? Ну, можно еще понять, когда произошли существенные изменения в площадях хозяйства (более 3-5%) и бонитетах угодий, а если нет?

Справедливости ради, следует отметить, что у авторов были и положительные задумки, как то упрощенная схема выделения охотничьих угодий в пользование и выдача отстрелочных карточек через государственные органы, по примеру выдачи лицензий. Но и эти направления в законопроекте запутаны и провалены, по всей вероятности по упомянутой выше причине – левая рука не ведала, что писала правая, а потому – полная неразбериха.

Можно еще много сделать разного рода и значимости замечаний по новому законопроекту «Об охотничьем хозяйстве и охоте», а в целом отмечу – авторы законопроекта с поставленной задачей не справились. Законопроект в целом даже хуже действующего на сегодня Закона, а в случае его принятия во многих вопросах работы охотничьей отрасли страны настанет хаос.

В. Нижник



Украинская Баннерная Сеть