Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Доработка МЦ21-12

Прошло уже много лет с момента появления МЦ21-12, но интерес к его конструкции, которая, несомненно, требует модернизации, все еще велик.

Несмотря на свою простоту МЦ21 капризен в смазке, работе, а его боевой упор с вертикальным перемещением является основной проблемой конструкции. Он перемещается в квадратном вертикально проделанном отверстии. На остове затвора (рукоятке заряжания с ударником и направляющей вилкой) сбоку имеется выступ, который поднимает-опускает боевой упор. Так вот, при обильной смазке, особенно на холоде, боевой упор залипает и не уходит вниз, хотя при этом сам затвор можно отвести за рукоятку заряжания в заднее положение, но вот спустить затвор уже невозможно. Для этого нужно долго колотить по рукоятке заряжания в надежде, что затвор с остовом все же расцепятся.

К слову сказать, такую же неразумную конструкцию применили и в ТОЗ-87 (я имею в виду вертикально перемещающийся боевой упор). Правда, в ТОЗ-87 не было случаев с залипанием боевого упора как в МЦ21-12.

Проблема еще и в том, что боевой упор МЦ, опускаясь вниз, упирается в задвижку затвора (при этом оставляя даже след). Но это еще полбеды, неприятность в том, что в этом закрытом пространстве создается вакуум… Не верите? Тогда разберите затвор и вытащите боевой упор. Потом опять сложите затвор, вставив задвижку на место. Ну, что?.. Куда теперь деваться воздуху, если в квадратном отверстии боевой упор как в ступке? Вот то-то и оно! Я давно уже думал, что неплохо было бы с четырех сторон на квадратной плоскости боевого упора прорезать вертикальные сквозные пазы 0,5 мм для устранения эффекта пневматики. Да и в задвижке тоже неплохо было бы сделать отверстие в 2,5-3 мм (посредине).

Но это еще далеко не все «тараканы» конструкции. Плотность прилегания затвора с остовом иногда настолько нежелательна, что приходится стирать хромовые покрытия, снимать слой металла, чтобы дать рабочие зазоры и стереть все заусеницы после очень грубой фрезеровки. А ведь удалять антикоррозионное покрытие крайне нежелательно.

В Браунинге Авто-5 затвор с остовом принудительно расцепляется, потому что рычаг лотка подавателя своей клиновидной вершиной раздвигает их принудительно. В МЦ21-12 этого нет. Здесь тоже щель между затвором и остовом, но принудительного расцепления здесь не получится, щель между затвором и остовом огромна. Притом основной упор приходится только на остов, а на затвор нет совершенно ничего. Расцепление затвора с остовом нам обеспечивает верхний выступ правого останова затвора, а вот если пружинку останова свернет в сторону, а это часто бывает из-за мелкой посадочной лунки пружины, тогда сразу и имеем нерасцепление затвора с остовом. Кстати, в паспорте ружья эту недоработку прикрыли напутствием, что все манипуляции с оружием должны быть резкими и энергичными.

При откате ствола с затвором назад возвратная пружина после сжатия делает рывок к разжатию. При этом хвостовик ствола нажимает на боевой упор и утапливает его, совершая расцепление затвора с остовом и стволом, который возвращается в крайнее переднее положение. Но это только теория конструктора. А на практике так не всегда бывает. Было время, когда возвратные пружины делали крайне короткими, и такая или просто слабая пружина не всегда обеспечивала надежный рывок ствола вперед. Вот и оставались в заднем положении ствол с затвором. Правда, стоило хоть немного пошевелить ствол или рукоятку заряжания, как ствол отбрасывало вперед.

На фото 1 вы видите затвор в заднем положении, но при этом боевой упор не утоплен, так что затвор с остовом не расцеплены. На фото 2 стрелка указывает, что если в верхней части затворной коробки вварить выступ, вставив его в предварительно прорезанный паз, то расцепление ствола с затвором, да и затвора с остовом будет стопроцентным. Подумайте сами! Не расцепленный затвор с остовом откатываются назад, и на пути затвор натыкается (торцом) на выступ в колодке. От столкновения затвор уйдет вперед, а остов останется на месте. При этом автоматика ружья будет срабатывать даже с короткой возвратной пружиной. Этот момент должен был предусмотреть инженер Николаев, а позже и конструкторы ТОЗа. Но им было наплевать на потребителя.

Следует сказать, что ТОЗ все-таки дорабатывал МЦ21-12. Это пластмассовые задвижки, из-за которых затвор при выстреле часто просто рассыпался. Это отказ от конусной кольцевой проточки на тормозной муфте ствола. Это и огромная глубочайшая проточка, в которую бронзовую цангу буквально заклепывало – тогда ружье не перезаряжалось, хоть гильзу и выбрасывало. Это узкая тормозная цанга, которая не тормозит вовсе. Да и многое другое.

К сожалению, моя идея с выступом в коробке для расцепления затвора не получила широкого распространения. Она пугала практически всех владельцев МЦ21-12, кому я предлагал эту доработку. Но одну модель я все же доработал (конечно, удачно).

Хочу заметить, что выступ ввариваемой пластины невелик – всего 5 мм при ее толщине 3 мм сверху и справа 4 мм. Толще ставить нельзя, ведь внизу отверстие для ударника, а сверху уже крышка ствольной коробки. А вот справа можно его и усилить.

Подписи фото.

Фото 1. Затвор в заднем положении не расцепился с остовом. Стрелка 1 указывает, что боевой упор не утоплен. Стрелки 2 и 3 показывают места, где вваривается выступ (на фото обычное, не доработанное ружье).

Фото 2. Затвор расцеплен с остовом, боевой упор утоплен (стрелка 1). Стрелка 2 и 3 указывают место вварки вкладыша для расцепления затвора с остовом.

Фото 3. Правый останов патронов. Стрелка 1 указывает выступ, который расцепляет затвор с остовом.

В. Вольф



Украинская Баннерная Сеть