Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Медведи: кто они и как на них охотились наши деды

Медвежья охота, благодаря конкуренции охотников-любителей, настолько вздорожала, что начала оплачиваться со всеми расходами... до 40 руб. серебром, за пуд живого веса медведя, то есть другими словами, весом серебра, равным одной двадцатой части веса целого медведя... наш "мишка" в буквальном смысле слова драгоценый зверь"

Н.А. Мельницкий. 1915 г.

Сборы на медвежью охоту производятся тихо, секретно, не объясняя обстоятельств не только другим промышленникам, но даже и своим домашним, в особенности женскому полу. Промышленники дают друг другу клятву о том, чтобы в случае опасности не выдавать и до последней капли крови защищать друг друга. Собравшись совсем, промышленники прощаются друг с другом, кланяются на все четыре стороны и отправляются к самой берлоге... с величайшей осторожностью.

А. Черкасов, 1867.

Некоторые "писатели-натуралисты", чаще встречаясь с медведем, по видимому лишь за письменным столом, рисуют его эдаким добродушным увальнем, мишкой, которому случайно покормив у таежного костра, можно и лапу пожать. И подкармливают. И пожимают. Это опаснейшее занятие... Еще в прошлом веке было известно, что доверяться прирученному медведю нельзя, он иногда становится опасным без всякой разумной причины.

С.К.Устинов. 1987 г.

Как это ни парадоксально звучит, но для сохранения крупных хищных млекопитающих в наше время необходимо периодически проводить на них охоты. Только при этом условии, возможно поддерживать у медведя, тигра и волка страх перед человеком, тот самый страх, который не позволяет медведю переступать критическую черту, разделяющую его дикую жизнь и нахлебничество за счет человека. Нахлебничество это не заканчивается только за счет продуктов питания человека, а постепенно перерастает в агрессивное давление со стороны медведя, опасное для самой жизни человека…

В. Пажетнов. 1988 г.

Численность медведя в Европе в последнее время постепенно увеличивается. Ситуация с этим видом в Украине малопонятная. Необходимо признать грустную действительность, что мы в настоящее время не владеем ситуацией. Считается, что в нас имеется около 300 особей. Государственный Комитет статистики Украины по состоянию на 2003 г. дает численность медведя в 307 особей. При этом в Закарпатской области отмечено 120 особей, Ивано-Франковской - 111, Львовской - 55, Черновицкой - 21. Согласно официальным данным медведя в Украине не добывали совсем. В настоящее время регион Карпат становится популярным для туристов и горы постепенно превращаются в многолюдные территории. В перспективе следует ожидать роста численности медведя в Украине, возрастанию контактов с человеком и обострению проблем взаимоотношений с человеком. Поэтому уже сейчас необходимо вести разъяснительную работу среди местного населения и туристов о правилах поведения с медведем. Известны случаи содержания этого вида в условиях неволи. Некоторые любители уже организовывают подкормку хищников с целью проведения фото и видеосъемок для иностранцев. Необходимо помнить, что это не такое уж и безобидное занятие, каким оно может казаться на первый взгляд. Необходимо помнить, что наиболее опасные для выработки последующего "характера" медведя его контакты в молодом возрасте. Именно в этом возрасте медведи наиболее часто контактируют с человеком. Именно молодые особи первыми начинают посещать стоянки туристов, окрестности населенных пунктов, пасеки, мусорные ямы. А иногда ночью делают грабежи содержимого рюкзаков, оставленных возле палаток. В настоящее все без исключения отмечают исключительно миролюбивый характер нашего карпатского медведя. И действительно проблем с ним намного меньше, чем например, с тем же волком.

В США у современных цивилизованных медведей появилась схожая с общечеловеческой проблема... Звери стали страдать от ожирения. И причины такие близкие любому городскому жителю. Калорийная пища и отсутствие необходимого движения... Медведи привыкли добывать себе пищу на городских свалках. Хот-доги или дословно "горячие собаки" пришлись хищникам по вкусу. В ходе одного проекта удалось взвесить около 60 медведей, отловленных районе озера Тахо на границе штатов Калифорния и Невада. 25 % барибалов имело вес свыше 400 фунтов. И это при том, что в нормальном состоянии этот вид не превышает 220-300 фунтов (135 кг). Некоторые особи уже даже берлоги стали устраивать на помойках!

Охота на бурого медведя уходит своими корнями в незапамятные времена. На медведя уже охотились в начале неолита, то есть около 10 - 12 тысяч лет тому назад. Охотились, любили, боялись и боготворили. Человек испокон веков очень детально знал экологию, поведение зверя. Знал, как себя вести в той или иной ситуации. В одном из окрестных сел Полесского заповедника был найден древний узор с изображением следа медведя. Он символизировал мужскую силу и мужское начало. Рядом с этим знаком был еще и след уточки, который уже был женским знаком. Это были родовые узоры взрослых замужних и женатых членов семьи. Древнее название медведя в различных европейских народов было схожим на слова "бар" или "бэр". Этот корень сохранился во многих словах, с которыми мы свыклись и не придаем этому значения. Берлога, Бор (тип леса, где "много водилось медведей"), Борть (древний тип улья в виде колоды), Барвинок (растение), Барин (почитаемый, наделенный властью человек), Берлога (место залегания медведя в спячку, буквально место, где лежал медведь), Уборть (речка вблизи Полесского заповедника). Медведь, как и почти все другие производные от него названия мест, растений, имели сакральное (священное) значение. Например, повсеместно любимое в Украине растение "бар-винок" дословно значит "винок-медведя" (венок). Барвинок вместе с калиной до настоящего времени на всех без исключения свадьбах в окрестностях Полесского заповедника присутствует при оформлении свадебных свечей. Особо объяснять символику зажженых свечей в обрамлении барвинка и калины объяснять не стоит. Так скреплялись священным огнем семейные узы в образе барвинка (сильного мужа-медведя) и калины (красивой, нежной, гнущейся-стройной, уступчивой девушки). Барвинок называют в Украине еще и "хрещатый", т.е. имеющим листья в виде креста. Крест считается солярным знаком (символом Солнца, огня). Но он еще был и эффективный охраный знак "оберег" (в буквальном смысле "о-берег" - тот, что бережет человека. В слове бер-ежет тоже есть медведь, потому что оберегаться нужно было, в первую очередь, медведя. В селах вокруг заповедника очень много сохранилось крестиков-оберегов на самых, что ни на есть различных вещах: бортях, лезивах (инвентаре ботника), рукоятках...

Есть в Полесье и камни-следовики с изображением следа медвежьей лапы. В Полесском заповеднике в 2006 г. будет установлен памятный знак бурому медведю, исчезнувшемуся буквально на глахах наших прадедов. В окрестностях Полесского заповедника еще совсем недавно произрастала сосна, которая хранила на своей коре следы от когтистой лапы зверя. А обилие защитных приспособлений от медведей в виде толстой доски-плахи, нацепленное за проделанное в ней отверствие на задолбанную в сосну дубовую спицу видели многие из старожилов-бортников. Мне только один раз посчастливилось увидеть защитное приспособление от нападений медведя на территории Беларуси в виде острых палочек-спиц направленных вниз и настоящий помост-одер вокруг ствола дуба. Есть у нас и настоящая "Медведь-Гора", на которую наши предки-язычники приносили богатые дары-жертвы, стараясь умилостивить грозного хищника - хозяина Леса-Бора. Сведений о медведе как сакральном виде животного сохранилось немного. Известно о весеннем-празднике полещуков - "комоедицах". В этот день считалось, что медведь просыпается в берлоге. Он переворачивается, кряхтит, пытается проснуться, борется с остатками зимнего сна. На тот праздник готовили много различных кушаний и напитков исключительно из продуктов, любимых медведем овса, меда, сушеных, груш, лесных ягод, каш. Кстати "комами" в Полесье стали называть даже приготовленную в печи сильно разваренную картошку. На праздник один человек наряжался под медведя, обычно в вывернутый наизнанку кожух. Он вначале лежал, изображая спящего медведя. Сосал лапу. Потом ворочался. Кряхтел. А дальше уже шла импровизация. Естественно, что такой праздник не обходился без медовухи. Потому и было весело, забавно. Я несколько раз бывал на подобных костюмированных представлениях после свадьб - "петухах" и был поражен тем, как точно и с юмором местные жители могут копировать священников, политических деятелей, местное начальство. Кстати "хмельные меды" научились варить одними из первых в Европе древляне и ирландцы. В нас это были ритуальные напитки и культура их употребления была на очень высоком уровне...

Медвежья охота в Полесье была чрезвычайно популярной. В связи с большим распространением бортничества медведей добывали не только, как ценных охотничьих животных, но и специально преследовали, как разорителей бортничества. Наиболее простой способ обезопасить улей-борть – это добыть зверя или человека -"злодея", вздумавшего туда забраться. Для этого специально снизу подпиливали ветки и сучья на деревьях с бортями. Отсюда и пошло всем известное изречение - "не пили сук, на котором сам сидишь". Часто сам хозяин борти забывал о подпиленном суке и падал вниз. Падение всегда было опасным потому, что вокруг ствола дерева, закапывались остро заостренные столбики-жерди. Цепляли перед бортью и толстую доску-качалку - самолов на медведя. Он был привязан на двух сравнительно тонких веревках, которые обрывались под весом медведя. Ствол срывался вниз... Зверь инстинктивно цеплялся за доску под лапами и в это время помост останавливался в падении на крепких веревках и начинал раскачиваться. Медведь при малейшей попытке приподняться с доски, раскачивался. Внизу зверя ждали острые дубовые колья. Медведя прикалывали рогатиной, которую в Полесье звали "рожны". До сих пор полещуки самозабвенно любят запечь сало на "рожнах" - заостренных палочках. Сейчас уже никто почти и не помнит о том, что "рожон" когда-то был грозным оружием. А после удачной охоты на железном рожне с упорами было удобно запекать крупный кусок жирной медвежатины или вепрятиы.

Здесь уместно вернуться к древним местным топонимам отдельных окрестностей Полесского заповедника. На границе Олевского и Овручского районов, там, где заканчивается Лысая Гора Копыщ имеется урочище с названием "рожье" или оступ. Я вначале предполагал, что это название поизошло от слова "рожь". Но здесь все жители без исключения называли этот злак "житом". Второе название "оступ" говорило о том, что здесь когда-то было много зверя. Это место было удобным для проведения охот-ловов. А "рожье" оказалось местом, куда шел зверь и где его брали «на рожон» в местах-пропусках среди изгородей-плотов. Отсюда «рожье» - место где. Стояло на зверя много рожнов. Здесь и речка протекает Плотница ("плот" местное название ограды, забора). Старожилы рассказывают, что в неспокойные времена гражданской войны, село охраняли с помощью... "рожна-списа", который передавали из одного в дома в другой на время дежурства.

До сих пор непонятен первоначальный смысл и предназначение медвежьего венка из "бар-винка". Вполне возможно, что его изготовляли и одевали охотнику, добывшему медведя. Человек, который взял медведя с примитивным оружием, заслуживал славу и уважение славян-соплеменников. Очевидно, что охотник с медвежьим венком имел уже другой социальный статус в обществе. Охота на медведя щекотала нервы, была эмоциональной и представляла определенное испытание для мужчины. Вполне вероятно, что эта охота была прообразом современной охоты, которая раньше называлась "спортивной" или "любительской". Эволюция охоты прошла длительный путь развития и сегодня мы вынуждены признать, что древнее добывание животных ради куска мяса или шкуры уходит в небытие. Ведь человек сейчас тратит на охоту в денежном выражении намного больше, чем получает от нее. Охота на крупных хищников первобытных охотников имела важное сакральное значение. Это было своеобразное искусство, магия-шаманство. В славянской среде в отличие от Западной Европы культ охоты на крупного хищника был настолько высоким, что его ни в коем случае не можно было сравнивать с добычей копытных. Однако за всю историю медведей не прикармливали в лесу для показа населению, а приручали и водили на привязи. Попытки прикормить медведей для показа туристам, закончились, как известно, очень печально. Хищники стали нападать на человека.

Европейские короли были большими поклонниками медвежьей охоты. Но они так переусердствовали в этом, что зверь вскоре исчез или стал чрезвычайно редким в Европе. Большое значение в охоте на медведя придавалось собакам, которые должны были задержать зверя. Были выведены специальные псы-меделяны, а в просторечии - "пиявки". Они были настолько злобными, что, вцепившись за медведя, повисали на нем как пиявки. Они гибли, но не отпадали во время бегства зверя при преследовании охотниками. Однако в такой глубинке, как Полесье, медведь длительное время оставался обычным. На нынешней центральной усадьбе Полесского заповедника с незапамятных времен стоял домик для охотников. Сюда с Камень-Кряжа с древнего города "Нора" вел "вход" (тропа). Впоследствии здесь появился постоялый двор с "корчмой" (кабаком). Охоты в окрестностях слободы Сализовки или Воробьевой Корчмы, как тогда называли место нынешней центральной усадьбы заповедника, были разнообразными и удивительно добычливыми. А секрет был в том, что здесь на десятки верст вокруг не было населенных пунктов. Первые хутора-поселения появились во времена столыпинской реформы. Гуляли и охотились здесь в истинно славянском стиле с банькой, девочками, водочкой. Охотничьи "заимки" продолжали существовать даже во времена существования заповедника...

Местные жители испокон веков славились, как искусные следопыты-"осочники". Богатый охотник привык время зря не тратить и в охоте в том числе. Поэтому, после осенних дождей зажиревших медведей "осочники" тропили по песчаных дорогах и даже загоны по черностопу редко были пустыми. Я очень многому научился у местных следопытов и, в том числе, искусству тропить зверя. Без этого я ни за что не освоил бы технику поиска волчьих логов. Медведи по непонятным причинам и неизвестно откуда периодически появляются в Полесье. И на свою беду моментально осваивают технику добычи меда из бортей. Эта пагубная страсть и губит хищников. Так в средине 1980-х г. в окрестностях заповедника бродили три медведя. Одно чучело медведя нынче хранится в Припятском национальном парке в Беларуси. Зверь неудачно оторвал борть и вместе с ней упал. В прошлом точно таким таким образом под бортями гибли многие медведи. Другой запутался в колючке-проволоке на одной из военных ракетных баз. Его пристрелил прапорщик из АКМ. А нынче в Чернобыльской зоне отмечены следы медведя. А вот, сколько там было косолапых, один или несколько, не известно. И остались ли они живы? Время покажет.

В России был накоплен просто уникальный опыт поиска медвежьих берлог. Сабанеев писал об этом следующее: "От дыханья устье берлоги и очень близко стоящие деревья или кусты покрываются желтоватым инеем, который в открытых местностях виден издалека и нередко выдает медведя охотнику... вблизи берлоги не бывает почти никаких звериных следов, и козлы и олени вдруг круто сворачивают со своих обычных звериных троп...

Перед самой лежбой медведь ничего не ест, но зато беспрестанно и много пьет... у медведя убитого в берлоге, желудок и все кишки бывают наполнены только одной водой и только у самого заднего прохода замечается отвердевший кал... втулка. Медведь всегда ложится головой к лазу. Если же лежит медведица с детьми, то у каждого члена семьи имеется свое особенное логово. Матка лежит тоже всегда впереди, за нею пестун..."

С. Жила



Украинская Баннерная Сеть