Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Медвежий нож Самсонова. История и миф

Об этом ноже упоминается едва ли не в каждой книжке об охоте, но известно о нем намного меньше. Наш рассказ – наиболее достоверен, так как опирается на проверенные факты.

Автором дизайна «медвежьего ножа Самсонова» является известный украинский охотник-медвежатник (проживал в С. Петербурге) Андриевский Михаил Владимирович (1849-1903 гг.), егермейстер Высочайшего двора (великого князя Николая Николаевича младшего). В 1894 г. в журнале «Природа и охота» он опубликовал статью «По поводу вновь изобретенной механической рогатины князя А. А. Ширинского-Шихматова», в которой подробно описал историю создания «медвежьего» ножа:

«Самым удобным ножом я считаю нож американской системы, с некоторыми, сделанными мною изменениями. Эти ножи имеют обоюдоострый клинок, заостренный к концу и с кровостоками по бокам, шесть вершков длины (26,7 см), один вершок ширины (4,45 см) и восемь миллиметров толщины. Клинок отделяется от рукоятки стальной перекладиной, концы которой, обращены в разных размеров отвертки, рукоятка из крепкопородного дерева держится на клинке широким винтом. Носится этот нож на черном поясном ремне в деревянных, обтянутых черной кожей ножнах, концы которых обделаны вороненой сталью. Размеры ножа и перевес его так рассчитаны, что он весьма удобно держится в руке и им ловко можно рубить, колоть, резать и вспарывать натиском кверху или книзу. Первый такой нож отлично изготовил мне тульский мастер Егор Самсонов, а затем такие ножи стали делать на Златоустовском казенном заводе». В дневнике за апрель 1887 г. имеется запись о ноже, послужившем Андреевскому за образец: «Всегда ношу с собой охотничий американский нож, которым можно и рубить и колоть, им соорудили плот».

Очевидно, что это нож типа «боуи» шеффилдского производства. В России были популярны изделия фабрики «Роджерс» (Joseph Rodgers & Sons Ltd) – крупнейшего производителя ножей в Шеффилде. Так, в каталоге Фальковского за № 358 предлагается «охотничий нож-кинжал Роджерса, небольшого размера, но с более широким клинком длиною около 5 1/8 дюйма, работа высокого качества» ценой в 12,50 руб. – большие для того времени деньги.

Сорт стали, использовавшийся для изготовления больших шеффилдских ножей, хорошо известен специалистам. Тогда, ее именовали Cast Steel, что можно перевести как (литая) тигельная сталь и использовали в том числе как пружинную. Сегодня этот сорт стали известен в Великобритании как EN8 или 080M40. Его европейские наименования: С40, С45, немецкие: 1.0511, 1.1186, американские: 1039,1040, 1042, 1043,1045. Речь идет о машиноподелочной стали с содержанием углерода 0,36-0,44 %, кремния – 0.1-0,4 %, марганца – 0,6-1,0 %. При поверхностной закалке твердость можно довести до показателя – 50-55 HRC. По тем временам, это были отличные характеристики. Да и сегодня, профессиональные мясницкие ножи имеют такую твердость.

Свои ножи Егор Самсонов изготовлял из «английских каретных рессор» - такой же стали. Известно описание технологического процесса. «Рессорная сталь отжигалась в кузнечном горне, куда загружался березовый или дубовый уголь. Воздух подавался с помощью ручных мехов. Затем раскаленные листы правились на наковальне. Из них ручным слесарным способом заготавливались клинки. После этого все детали подвергались цементации, регенерации, закалке, отпуску и старению. В продолговатую канавку, сделанную в горящем угле горна, закладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались карбюризатором и древесным углем. Все это нагревалось до 900-925 градусов и выдерживалось в течение 4-5 часов из расчета, что в 1 час проникновение углерода в деталь происходит на глубину 0,1 мм. После охлаждения заготовки нагревались вновь до 900 градусов, но уже без карбюризатора. В течение 3-х часов происходила регенерация цементируемого зерна, то есть равномерное распределение углерода по всей поверхности детали. Затем каждая из них погружалась в ванну с маслом. Наполовину остывшие заготовки выдерживались на воздухе до появления синего цвета, то есть до температуры отпуска в 300—325 градусов. Затем их опять погружали в ванну с маслом, где они окончательно охлаждались, и сразу же их вновь разогревали до температуры 150-175 градусов, выдерживая в таком режиме в течение 12 часов. После охлаждения все детали вытирались ветошью и подвергались окончательной механической обработке. Режущие грани охотничьего ножа доводились оселком».

В этом технологическом процессе нет ничего особенного. Кузнецы широко использовали для науглероживания железистосинеродистый калий (жёлтую кровяную соль), в народе его называли «синькаль». Насыщение происходило на глубину около 0.5 мм, такой способ называли «откровенной халтурой», так как науглероженный слой быстро стачивался при работе, но какая «работа» у однажды наточенного «до остроты бритвы» медвежьего кинжала.... Настоящую «тайну» составляют температурные режимы закалки и отпуска. Приборов у Самсонова не было. Температуру он определял по свечению на глаз, поэтому указанные температуры в градусах – условны.

В России клинки калили «пружинным» закалом. Конкретное температурное значение – довольно узкий диапазон температур, например 810-830 град. (светло-вишневый оттенок красного цвета) зависит от содержания в стали углерода. Не менее важен и выбор температуры отпуска. Для получения стального изделия высокой твердости его отпуск после закалки должен быть как можно более низким – при температуре 150 градусов. Но, при таком отпуске нельзя получить высокой упругости. Ее обеспечивает отпуск при температуре около 300 градусов. Однако, при этом резко снижается вязкость стали вследствие развития необратимой хрупкости. Технологи говорят о температурной, так называемой синей по цвету нагретого до 300 град. металла, зоне хрупкости. Поэтому отпуск требует точного соблюдения температурного режима. Изменение температуры всего на несколько градусов приводит к значительному изменению такого качества как упругость. В России отпуск «ручного оружия» производился при температуре 280 град. Цвет побежалости при этом определялся как “синий”. Температурный режим отпуска для «кинжалов, рапир и пр.» указан в 295 град, а цвет побежалости как «светло-синий». Можно сказать, что холодное оружие подвергалось такому же отпуску, как инструменты для обработки дерева: долота, буравы, сверла. На практике, точность измерения температуры определялась навыком мастера проводившего отпуск.

Нож Андриевского быстро стал популярным. Даже его непримиримый оппонент, князь А. А. Ширинский-Шихматов, также – известный охотник-медвежатник, признавал достоинства ножа, правда, не упоминая об авторе дизайна. В книге «По медвежьим следам» (1900 г.) он пишет: «Из охотничьих ножей, годных для медвежьей охоты, по моему мнению, лучший – это нож работы Самсонов в Туле…». Помимо самого Самсонова ножи этого дизайна выпускал Златоустовский завод, их подавали в С. Петербургском магазине Горного Департамента Министерства Государственных Имуществ. Фирма «Шаф и сыновья» в С. Петербурге также предлагала такие ножи, возможно из Златоуста. Продавали их и московские торговые дома - в каталоге Шмахтенберга (1899 г.) представлены «тульские охотничьи кинжалы». В каталоге Бергнарда и К. - «ножи на медведя» № 347 и № 348 – работы Самсонова и «Роджерс» (№ 348). По каталогу Роггена (1913), "ножи медвежьи массивной работы" предлагались «по нумерам - 1, 2 и 3». Длинна клинка указана в современном переводе в мм: 192,5; 222.7 и 273 мм.

У сохранившихся медвежьих кинжалов Самсонова с клинком длиной 22-27 см ширина клинка составляет 5-5,5 см, толщина 8 мм, длина рукояти 11-12 см, ширина 32 мм, толщина 12 мм. Плазы клинка имеют различную ширину, в большом ноже, со стороны лезвия - 3 см, со стороны фальшлезвия 2,5 см, долик - по грани. Разъясним эти особенности дизайна. В ноже для добивания крупных животных важны два качества: широкий клинок и ассиметричное круто спущенное острие. Первое- способствует нанесению широких «зияющих» ран (следствие которых – пневмоторакс, попросту – «слипаются» лёгкие), второе – препятствует утыканию острия в костях (такое острие соскальзывает), и делает острие более прочным на излом.

Цена медвежьего ножа Самсонова по каталогу Бернгарда и К. – 13 руб. Такой же «Роджерсъ» предлагался по 21 руб. Следует знать, что согласно действовавшему в Российской Империи таможенному тарифу (ст. 158) ввоз холодного и огнестрельного оружия облагался пошлиной, что сказывалось и на цене импортных изделий. В каталоге Фальковского и Широкоряденко медвежьи кинжалы Самсонова другого образца - модельного ряда «Диана», в зависимости от размера (номера), предлагаются по 10-16 руб. В описании указано, что «клинки разрубают монеты» - ходовая по тем временам реклама качества холодного оружия.

Клеймо мастера состоит из надписи: «ВЪ ТУЛЪ ЕГОРЪ САМСОНОВЪ». Порядок слов может быть и обратным – «ЕГОРЪ САМСОНОВЪ ВЪ ТУЛЪ», начертание – в одну или две строки. После того как Самсонов на выставке 1898 г. получил звание почетного члена Императорского общества правильной охоты, на пяте клинка стали наносить знак общества в форме шестилучевой звезды и надпись – «Поставщикъ ИМПЕРАТ. Общества охоты». Изображены на клинках и медали других выставок, полученные Самсоновым: выставки 1885 г. в Москве (медаль изображена и аверсом и реверсом), всемирной выставки в Генте 1913 г. (аверс) и выставки 1891 г. в Москве (надпись).

Егор Самсонов работал в 1880 – 1920 гг. В СССР подражания «медвежьему ножу» изготовляли на Тульском оружейном заводе. Известность и дороговизна ножей Самсонова привела к тому, что сегодня их не подделывает только ленивый. Некоторые подделки забавны, например: «нож и рогатина работы Егора Самсонова из набора для медвежьей охоты графа Льва Николаевича Толстого». К ним прилагается первое – прижизненное издание Анны Карениной, с автографом главной героини…

В. Артеменко



Украинская Баннерная Сеть