Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Память о Великой Германии

Принято считать, что охотничье оружие, выпущенное в Германии до начала Второй мировой войны, да и до 1945 года, ценится намного дороже чем оружие изготовленное после 45 года. Так ли это на самом деле?

Как человек, через руки которого прошло очень много самого разного оружия, скажу – это правда. Дело в том, что еще с 1700 годов (некоторые фирмы, основанные именно в эти годы) зарождалась оружейная школа германских мастеров с их традициями, прочностью, дизайном, которые и поныне удивляет наших охотников красивой гравировкой, неимоверной прочностью, и четкостью работы механизмов. Приход Гитлера к власти еще больше стимулировали оружейных мастеров, которые творили замечательные шедевры охотничьего оружия.

Тройники с богатой гравировкой, комбинированные ружья, охотничьи карабины богато разукрашенные, с полными замками, которые были вывезены победителями и бесследно исчезли в переплавочных цехах Союза. Хватило ума награбить, но не хватило ума сберечь… Почему такое оружие безжалостно уничтожалось в советской империи? Да потому что комбинированные ружья, тройники, штуцера были вне закона. В таком оружии заставляли либо сверлить нарезной ствол сверлом не менее 5 мм, либо сдавать его на уничтожение. Конечно, высшее руководство это не касалось, они не сдавали его на переплавку и даже не заливали в стволы свинец (типа печати – да, было и такое), оно изымалось у простых охотников, которым взамен этих шедевров оружейные заводы предлагали хлипкие и убогие модели, современное «божество» некоторых людей, не понимающих разницу между оружием высшего класса и валового производства.

Сразу после разгрома Германии все сохранившееся оборудование по изготовлению оружия срочно вывозилось в Советский Союз. Многие немецкие оружейные фирмы бежали в зону оккупации американскими войсками. Например, фирма Зауэр из Зуля переехали в Ульм и, заключив деловое сотрудничество со Швейцарской фирмой Зиг, возродилась как Зиг-Зауэр. Но это уже был не тот довоенный Зауэр. Многие мастера погибли на фронтах Второй мировой, многие выехали из Германии в другие страны, бежав от НКВД, которое вылавливало их по всей Германии. Показательна история с Хуго Шмайсером, которого вывезли в Ижевск и который передавал Калашникову множество оружейных чертежей и практически создал автомат, который сегодня почему то носит имя Калашникова.

Послевоенная школа оружейных мастеров Германии представляла жалкое зрелище, но советский режим решил восстановить в Зуле оружейное предприятие (им Э.Тельмана). Однако недостаток станков, инструментов и мастеров отображалось на качестве выпускаемой продукции. Осознав это, Советский Союз направил своих специалистов, которые и сами то изготавливали чужую (немецкую) модель ИЖ-49, которая была копией Зауэра, да ИЖ-54 – копия модели 8, но это уже другая история. В итоге у послевоенных «гдровских» ружей чоковые сужения подвергались раздутию из-за слишком резкого переходного конуса. А внутренняя механика Зимсона модель 71 имела отдельные детали (задвижка спусковых крючков ползуна-предохранителя) изготовлена не иначе как из консервной банки. Неизвестно, кто из специалистов предприятия им. Тельмана решили внедрить шиберное запирание. Представьте себе двустволку открывающуюся от кнопки — предохранителя. Это и был шибер. К счастью это новшество не прижилось и сгинуло.

Сегодня у меня в руках сувенирный Меркель, о котором я вам расскажу. Эта замечательная вертикалка к сожалению не имеет никаких клейм, за исключением обозначения калибра (12/70) и четырехзначного номера. Даже привычные надписи на стволах о сорте стали отсутствуют. По дизайну видно, что это ружье создано старой школой германских мастеров. Год его выпуска примерно 1938-1940. Ружье имеет очень прочную коленчатую колодку с четверным запиранием. Два верхних малых крюка (по форме, как у ИЖ-26) и рамкой Пэрдэ за нижние два крюка. Стволы соединяются с колодкой с помощью осевого болта. Крюк на казенной муфте прочный, а вырез на крюке для осевого болта расположен посредине, с хорошими запасами прочности. Так что замену оси при ремонте можно производить с увеличением в диаметре, и без ущерба для казенной муфты. Верхняя часть муфты гравирована дубовыми листьями с тенями. Прицельная планка не вентилируемая, цевье отъемное с рычажной защелкой, но отнимается только нижняя его часть. Верхние половинки прикручены тремя винтами к стволам. Ружье снабжено эжекторным механизмом. Длина стволов 724 мм, дульные сужения 1,2 мм. Бой ружья замечательный. Стволы снабжены антабкой.

Интересен сорт стали стволов. Сталь практически не поддается коррозии, раковин в стволах нет. Конечно, следует добавить, что не только коррозиестойкая сталь, но и своевременная чистка и уход за ружьем помогают избежать и сыпи в стволах, а также поддерживать его вид. Вес стволов 1,5 кг, это без цевья с накладками на стволах. Вес ружья в сборе 3,4 кг. Внутренние каналы стволов 18,3-18,4 мм. Ствольные трубки полировались внутри мной из-за незначительной шероховатости.

Колодка ружья довольно прочная коленчатого типа с четверным запиранием. Вокруг верхнего бойка вставка с 4 мм нержавеющего металла, которая крепится двумя симметричными винтами (верхним и нижним). Эта вставка предназначена для использования второй пары стволов, с верхним нарезным. Поскольку колодка не каленная, а отдача у нарезного патрона огромная, то для предотвращения расклепывания колодки у верхнего бойка, применили вставку с твердого металла. Нижнее запирание — двойная рамка Пэрдэ. Осевой болт закрыт с двух сторон винтовыми пробками, с богатой гравировкой снаружи. Рычаги взведения курков незначительно выступают с торцов колодки. Они довольно коротки с зазубринами внизу для зацепа эжекторов. Крепятся посредством винт-контрвинт, как в ИЖ-54, ИЖ-26. Никаких язычков взводителей нет, все просто и надежно. Так что сборка ружья может производиться быстро.

Ударно-спусковой механизм расположен внизу, на нижней личине. Это классическая система «Блитц». Очень простая и перспективная с переделкой при необходимости под спиральные пружины (боевые). Хотя если правильно изготовить и стандартные, то их хватит на всю жизнь ружья. У меня пружины поменяны. Одна лопнула и бывший владелец ружья талантливый термист и мастер инструментальщик изготовил новые со своим режимом закалки. Они безотказно работают с 1990 года.

Этот Меркель принес мне множество удачных выстрелов. Иной раз многие, увидев на какой высоте была бита утка, спрашивали, а не с нарезного ли оружия я стреляю...

Много иномарок мне пришлось повидать за свою оружейную практику. И германских, и бельгийских с полными чоками и без. Разбирал я и дорогостоящие МЦ-109, МЦ-111, приходилось работать с современными Меркелями и Зимсонами с одинарным запиранием, и с колодкой схожей на Меркелевскую. Но такой работы, таких деталей, как у этого Меркеля я уже не встречал. Это была уже не та старая школа оружейных мастеров Великой Германии. Такие ружья имеют душу…

Работал я с ружьями ЦКИБа, и самыми дорогими, и спортивными с отсутствием какой либо гравировки, с разными. Должен сказать, что ни одно ружье ЦКИБа, которые мне встречались, не могло соперничать по красоте гравировки, дизайну и отделке со старой немецкой оружейной школой. Отсутствие теней на сценах охоты, аляповатость, а иной раз и сливаемость всех персонажей на наружных частях колодки – результат советских мастеров-штучников. Вспомните «штучную» модель ТОЗ-34, где практически на всех экземплярах головы глухарей очень схожи на голову лохнеского чудовища, которого, как известно, никто не видел.

Сейчас, когда множество моделей старой германской школы утеряны навсегда, начинают цениться даже те ружья послевоенного изготовления, которые всего лишь как тени, напоминают ружья довоенной выработки.

К сожалению, Украине нечем гордиться на этом поприще. Мастеров штучников у нас нет, и вряд ли будут. Почему так – сейчас объясню. Как говорил М. Грушевский: «Украиной всегда правили те, кто ее ненавидел». Когда в 60-х годах прошлого века одна из Киевских артелей пыталась собирать модели типа ИЖ-49 и ИЖ-47 под названием «Киев 2», «Киев 3». То развития это никакого не получило и Ижевский завод прекратил поставку запчастей и комплектующих деталей, чем ускорили процесс закрытия этого оружейного предприятия. Не повезло Украине и в наше время. Осколки советской империи приняли подлый закон, запрещающий даже хранить отдельные части оружия – замки, колодки с богатой гравировкой у себя дома. За это можно получить срок. А наше «слепое правосудие» с шустрыми руками не станет разбираться зачем ты хранишь полный голландский замок, любуясь четкостью его работы и великолепной гравировкой. Эти враги народа запретили даже соляную кислоту! А ведь она входит в состав оксидировки металла, ржавого лака. А для смывания старой щелочной оксидировки это первое средство, да и для удаления ржавчины тоже. А марганцево-кислый калий. Ну какие идиоты запретили и его? Это тоже компонент для оксидировки стволов. Затонировать перерезанные слои бука или ореха на прикладе можно только крутым раствором марганцовки. Так что не будет, и не стоит ждать украинских Отто Райфов, Августов Юнгов и других великих мастеров, ружья которых в наше время ценятся на вес золота. Империи и партии приходят и уходят, а великое оружие остается навсегда.

В. Вольф



Украинская Баннерная Сеть