Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Газоотводной полуавтомат Алтай и его двойник Люгер 2005

Полуавтомат Алтай появился на прилавках наших оружейных магазинов довольно давно, вслед за вертикалкой «Идеал» (Хуглу мод. 104А). Собирали эту модель в Харькове.

Должен заметить, что сборка была довольно качественная. Уже не так, как это было с вертикалкой «Идеал». Конечно, модель Алтай это, скорее всего, какой-то зарубежный полуавтомат, возможно, турецкий, возможно, итальянский. Одновременно с Алтаем появился на оружейном рынке МР-151, а позже и МР-153, получившие сильнейшую рекламную поддержку, из-за чего Алтай стал менее популярен у наших охотников. Но дело не только в рекламе. Хоть цена на Алтай была и ниже, но поломка отдельных деталей испортила им всю репутацию.

Я не стану описывать ТТХ Алтая, количество насадок в комплекте, емкость его магазина, а подойду с технической стороны и более тщательно рассмотрю случаи его неисправностей, с которыми я лично сталкивался в оружейной мастерской.

Основная неисправность этой модели — поломка боевого упора. Боевой упор это деталь, которая производит запирание затвора, заходя в вырез хвостовика ствола. Дело в том, что в погоне за технологичностью эту деталь стали выпекать в пресс-форме из металлического порошка. В результате деталь довольно крохка и часто дает трещины, порой откалываются и куски металла, а при разломе можно наблюдать сильную зернистость металла, почти как в чугуне. Должен заметить, что подобные боевые упоры и схожие системы на Хатсане Эскорт, Люгер 2005 и некоторых других ружьях.

Вслед за Алтаем на наших оружейных прилавках появляется модель Люгер 2005. Первые его образцы совершенно сходны с Алтаем, детали разве что отличаются наличием и отсутствием хромированных деталей. Но они взаимозаменяемые, например, с ударно-спускового механизма или газового двигателя. Здесь я говорю о первой модели ружья, где кнопка спуска затвора находится под окном для выброса стреляных гильз, то есть с правой стороны. На последующих моделях кнопку перенесли на левую сторону (как на Хатсан Эскорт) и снабдили этот образец дополнительным остановом патрона.

Боевой упор в Люгере совершенно одинаков с боевым упором Алтая. И потому тоже не отличается прочностью. Модели Люгер и Алтай имеют патронник 76 мм. Но гильзы 76 мм не всегда вылетают наружу после выстрела. Бывает, они застревают в окне для выброса стреляных гильз. Причина этого одна – неправильно размещен отражатель. Его необходимо было больше сместить назад, рассчитав длину гильзы. Кстати, подобная неисправность присуща и модели Матрикс. Вот только не вздумайте для устранения неполадки распиливать окна для стрелянных гильз (я сталкивался с такими «ремонтами»). Этим вы только испортите оружие. Здесь нужно переносить отражатель. Он несложной формы и конфигурации. К тому же он съемный (крепится одним винтом) и не обязательно делать его подпружиненным. Но это в Матриксе, а в Алтае и Люгере он другой конфигурации.

Я встречал единичный случай трещины в затворе Люгера. Она была в месте, где проходит паз для отражателя. Трещина проходила сверху вниз от боевого упора. Не исключено, что и в Алтае может случиться подобное.

В обеих моделях рукоятка заряжания выполнена из порошка (ох, эта порошковая металлургия…), я также встречал случай ее поломки. Правда, здесь охотник при выстреле стоял близко от сосны, и рукоятка даже прочертила след на дереве.

Теперь рассмотрим газовый двигатель. Платформа для затвора с тягами, соединительная муфта, промежуточная пластмассовая муфта-амортизатор и газовый поршень. Все. Вроде нет ничего лишнего. Если взвести затвор, то муфта-амортизатор с поршнем (в некоторых образцах поршень снабжен разрезным кольцом) фиксируется в газовой камере. В других моделях применяются резиновые кольца, которые рвутся, перегорают, а то и вообще отсутствуют. В случае переноски со взведенным затвором поршень (если он не фиксируется в газовой камере) издает неприятный звук, звякая и пугая все живое. Все эти три детали: поршень, втулку-амортизатор, втулку, соединяющую с платформой, я бы соединил в одно целое. И тела, и места вполне хватило бы.

Ко всему этому следует добавить слабую возвратную пружину. При стрельбе вверх очень часто и в Люгере, и в Алтае затвор недозакрывается. Кстати, это случается и в Хатсан Эскорт. Я уже писал о спиральных пружинах в оружии, и к сказанному хочу добавить только одно – пружины должны быть довольно упругие, и на виток, а то и на два длиннее заводского образца. Ведь они со временем все равно дадут усадку. А мягкие пружины отбраковывайте сразу. Длинную пружину можно укоротить и, подогрев ее конец до малинового цвета, прижать к ровной металлической поверхности, после чего зашлифовать торец пружины на плоском наждачном камне, удаляя заусеницы снаружи и внутри. Пружины с завода, например, с Италии, Турции, Испании стоят 70 евро.

К слабой боевой пружине иные требования. Патроны даже с еврокапсюлями срабатывать, может, и будут, а вот если охотник применяет российские «бронебойные» капсюли, сделанные из стали и кадмированные в желтый цвет, то такие патроны будут срабатывать в лучшем случае через один. Конечно, в этом случае винить боевую пружину не стоит. Кстати, в системах, рассчитанных под еврокапсюль, массивные боевые пружины не ставят по нескольким причинам. Во-первых, курок взводится платформой с затвором, и сильная боевая пружина будет тормозить платформу с затвором, причем ощутимо. А, во-вторых, сильные удары курка по ударнику его просто повредят.

Наиболее подходящий вариант для наших охотников, применяющих различные патроны, это боевая пружина от газового или травматического револьвера «Ринг». Укоротив ее и закрыв колпачком, обязательно проверьте, становится ли курок на разобщительный и боевой взвод. Если на разобщительный нет, то нужно удалить 0,5 витка.

Конечно, можно приспособить и запасные пружины с МР-153, которые часто продаются в магазинах (с виду должны подойти, а как на самом деле – не скажу).

Но и это еще не все. Дело в том, что в Люгере первых моделей спускать курок без затвора не рекомендуется. А если сказать проще, то категорически нельзя. Курок, не встречая никакого препятствия на своем пути, разбивает пластмассу спусковой скобы. А колпачок-упор и боевая пружина, не встречая на своем пути выступа курка, вылетают в механизм и очень часто просто теряются. Устанавливать для курка ограничение в виде простой оси не хочется. Это все-таки пластмасса, а не сталь, как у Браунинга Авто 5. Правда, в Алтае курок внизу снабдили приличным выступом-ограничителем.

Вот такие недостатки присущи этим моделям. Хоть они и имеют не меньшее количество положительных качеств: хороший, резкий бой, сталь ствола довольно коррозиестойкая, в некоторых моделях стволы не оксидированы, а окрашены эмалью и запечены нагорячо. Правда, бокового отвода на ложе нет совершенно. Но это сегодня на всех современных ружьях. Приклад и цевье из ореха, причем отличного качества, а вот оси антабок трубчатые и плохо развальцованы с обеих сторон. Так что, купив новое ружье, раскерните с обеих сторон ось антабки, иначе, как это часто бывает, в самый неподходящий момент ваше ружье грохнется на землю. К тому же нужно усилить и ось антабки в колпачке цевья.

Я никогда ни на одном Люгере или Алтае не встречал отпаявшихся прицельных планок. Также не было и самострелов (случайных выстрелов), да и всего того, что присуще МР-153, хоть боевой упор МР-153 очень похож и на люгеровский, и на алтайский. Коррозиестойкость деталей Люгера намного выше сегодняшних российских массовых моделей ружей.

Конечно, если бы «Латек» изготавливал боевые упоры из стали У-8 HRC 50-52, то проблема с ними отпала бы сама по себе. А изготавливать их самому, заказывая где-то на заводе, просто нереально. Так что эту проблему пусть решает сам завод, сборщик данных моделей.

С Люгером второй модели, где кнопка спуска затвора расположена с левой стороны коробки (то есть не под окном для выброса стреляной гильзы), был у меня случай трещины одной тяги. После разделки трещины и сварки полуавтоматом об этой истории уже забыл и сам владелец ружья.

Я не хочу, да и не собираюсь пугать владельцев Люгеров 2005, да и Алтаев. Детали, подвергающиеся частым поломкам, можно изготовить на каком-либо заводе. Но если у вас эта модель работает хорошо, но иногда не закрывается затвор, из-за чего даже на еврокапсюле бывает осечка, то просто смените возвратную пружину. Правда, стрелять с таким запиранием (боевым упором) патронами Магнум я бы не советовал. А нормальная навеска пороха не испортит вам бой, но ощутимо продлит жизнь вашему оружию.

Разборка всего ружья несложная, да и УСМ тоже. В первых моделях и во вторых Люгерах стоял ограничитель магазина, ввернутый на резьбе алюминиевый стержень в торце магазина. Наши охотники 9 мм сверлом высверливали в торце магазина этот ограничитель, который спокойно выпадал наружу через отверстие.

Вот и все особенности этого оружия. Как видите, положительного намного больше, чем отрицательного.

Не подумайте, я ни в коей мере не рекламирую эти модели, а просто выношу на ваше рассмотрение все отрицательные и положительные моменты. А уже вам, господа охотники, самим решать, покупать эти модели или нет.

В. Вольф



Украинская Баннерная Сеть