Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Культовые ружья «Мануфранса»

После разгрома империи Наполеона Франция утратила свои передовые позиции в оружейном деле, а изобретение ударных («гремучих») составов воспламенения пороха и техническая революция в Англии вывели уже ее на первое место «законодателя мод» в оружейном бизнесе. За Британией шли Бельгия и Германия, «завалившие» Европу, да и весь мир, как ружейным ширпотребом, так и уникальными изделиями известных мастеров.

Однако французские оружейники не смотрели безучастно на успехи соседей и обеспечивали свои внутренние потребности в ручном огнестрельном оружии. Французские изобретатели тоже не «пасли задних». Как известно, казнозарядное ружье под патрон центрального воспламенения изобрел известный парижский мастер Поли еще при Наполеоне, а уже его идею развил и, главное, удачно протолкнул сквозь бюрократические рогатки немец Дрейзе. Именно во Франции родилась и оттуда распространилась по всему миру система скорострельных ружей, в основном охотничьих (система Лефоше, имя которого стало таким же нарицательным, как Кольт или Наган). Единственным трагическим недостатком Лефоше был выбор патрона, поскольку уже назрела и была реализована более перспективная идея центрального воспламенения. Также из Франции пошла система Флобера (по-русски – монте-кристо), существующая до сих пор, как в своем первозданном виде, так и в самом распространенном в мире патроне .22 LR и ему подобных. В конце концов, все мы стреляем закрытым капсюлем типа «Жевело», изобретенным именно там.

Особый тип оружия, узнаваемый по внешним признакам и внутреннему устройству, также присущ французским ружьям. Не только Франция, но и вся Европа знают оружейников и их творения, как-то: Гастин-Реннет, Шапюи, Гоше, Форе ле Паж, которые повлияли на облик французского оружия. В меньшей степени это Верней-Каррон, Бретон (вспомним его ружье оригинальной системы и минимального веса, выпускаемое уже лет 70). А слава Дарна, с его оригинальной системой запирания и истинно французским обликом, подтверждается более чем миллионным выпуском оригинальных ружей, не говоря уже о его подражаниях (Шарле – одна из них, не хуже оригинала). По патенту Патрика, в 20-е годы сконструировавшего двустволку с вертикально расположенными стволами и оригинальной системой подвески стволов с запиранием задним наружным ползуном, позволившим уменьшить высоту колодки, до сих пор выпускается ружья как в Старом Свете фирмами «Мануфранс» и Кригхоф (К-80) в спортивных бокфлинтах, так и в Новом фирмой «Севедж» и др.

Фирма «Мануфранс» является, по моему мнению, самым действенным лицом в становлении облика французского ружья, учитывая, что это была самая продуктивная фирма, выпускающая в некоторые годы больше половины всего ручного огнестрельного оружия Франции. И именно из-за массовости ее продукции облик французского ружья запомнился потребителям и используется при копировании и подражании.

Зарегистрирована фирма «Manufacture Francaisse d,Armes de Saint-Etienne» по документам 10 ноября 1885 года. Как видим, фирма возникла в центре французской оружейной промышленности – Сент-Этьене, но так как она занималась не только ружьями, но и другими металлическими изделиями, в том числе и ставшими модными велосипедами, то в 1902 году это слово ввели в название фирмы: «Manufacture Francaisse d,Armes et Cycles de Saint-Etienne». А уже с 1911 года она сокращенно называется «Manufrance». В русских же дореволюционных каталогах ее повсеместно называют «Сент-Этьенская Мануфактура».

Две самые массовые модели определили облик французского ружья того времени (конец ХІХ, начала ХХ вв.). Первое ружье – «Идеал». Судя по тому, что его сразу же запустили в производство, фирма создавалась именно «под него». В этом ружье, учитывая даже то, что тип наиболее популярных ружей – двустволки-горизонталки – еще не сложился, было много нового, революционного. Во-первых, форма и внешний облик его были в то время непривычны. Ведь всякое последующее изобретение до какой-то поры несет в себе черты предыдущих этапов развития. Так, практически все ружья в то время (1885 г.) были курковые, с довольно массивными угловатыми замками – дань традициями кремниевых, а потом пистонных ружей. То, что ружье было бескурковым (точнее внутрикурковым), уже было новинкой. Еще более свежим, отразившимся в облике «Идеала», была форма колодки, да и всего ружья, ставшая позже известной как «Round Body» – округлая, с «зализанными» углами, впервые увидевшая свет буквально несколько лет назад благодаря шотландской оружейной школе и ее представителю Диксону, начавшему производить в небольших количествах схожую модель. Но похожую только внешне (внутреннее же устройство у «Идеала» было еще более необычным). Запирались ружья «Мануфранса» на видоизмененную планку Перде, с нижним, необычным замком управления затвором, поднимаемым для открывания указательным или средним пальцем правой руки. Назад рычаг, при закрывании ружья, становился автоматически. В зависимости от класса и цены оружия к этой планке, заходящей, кстати, за крюки гораздо глубже обычной (почти на сантиметр), добавлялся верхний узел крепления различного исполнения (его могло и не быть). При движении на открывание затвора этим же нижним рычагом, коротким плечом взводились мощные боевые пружины. Они были витые и надевались на длинную ногу Г-образного стержня. Отросток на коротком плече «Г» был бойком. Боевым взводом служили зарубки на длинном стержне, запираемые во взведенном состоянии простыми шепталами, переходящими, на другом своем конце в спусковые крючки, запираемые предохранителем тут же, у спусковых крючков, которые тоже оригинально были заключены каждый в свою круглую предохранительную скобу. Причем, таким образом, что когда курок, обслуживаемый этим спуском, был спущен, то спуск западал в углубление скобы, и это служило указателем взведения курка. Простое устройство и великолепная сталь боевых спиральных пружин обеспечивали долголетнюю работу этого узла.

В то время появление бескурковых ружей вызывало опасение некоторых охотников относительно их безопасности. Подобная конструкция с взведением курков рычагом, кроме имевшегося штатного предохранителя, еще и сама являлась некоторым внутренним предохранителем, так как заряженное ружье со спущенными курками было безопасно, а спустить курки можно было очень просто – нажать средним пальцем рычаг и указательным, поочередно, нажать оба спусковых крючка. Взвести же крючки можно практически мгновенно, нажав опять на рычаг до щелчков шептал. Кстати, потом подобное устройство было применено в венгерских ружьях Фроммера, а также в модели ИЖ-18 – бескурковой одностволки. Размещение боевых спиральных пружин в подушках колодки позже также применялось неоднократно, в том числе и в советских ружьях ИЖ-58 и ИЖ-43, которые заменили более дорогие в производстве ИЖ-54.

В ружьях «Идеал» применялись и другие новшества, названные его именем. Так, планка «идеал» – особая форма прицельной планки, сильно опущенная, похожая на нижнюю, соединительную, и только в казенной части принимающая нормальное верхнее положение вровень со щитком колодки. Действительно, при правильном прицеле планка не видна. Тогда зачем она? Да и вес ружья при этом сокращается. Для красоты такую планку чаще всего покрывали гильошировкой с очень мелким рисунком. При виде со стороны, как мне кажется, силуэт ружья при такой планке немного проигрывает, но это дело вкуса.

Цевье, впервые примененное на «Идеале», рекламировалось как «нетеряемое». А идея его конструкции была в том, что рычажок, похожий на обычный ключ Вестли Ричардса (только маленький и совсем плоский), имел три положения. В одном из них цевье было притянуто эксцентриком к шарниру стволов, в другом освобождалось и могло быть снято, а в третьем просто отодвигалось от этого шарнира на расстояние, когда стволы можно отделить, но цевье остается на них.

«Автоматический» погон, впервые примененный на «Идеале», представляет собой подобие современной металлической рулетки, где вместо мерной ленты располагался тонкий ремешок, укрепленный шелковой лентой. При необходимости ремешок вытягивался за малозаметные ушки скобы, которая защелкивалась за особой формы разрезное кольцо на стволах. Таким образом, ремень был все время в натянутом положении и не мог захлестнуться за стволы в критический момент.

Также в этой же модели впервые была применена нарезка «сюпра» для стрельбы мелкой дробью накоротке. Она же давала лучший бой специальной пулей. Такая сверловка особенно ценилась легашатниками.

Некоторые из этих новшеств вскоре стали употребляться и на других, не только французских ружьях. Так, планка «идеал» иногда применялась бельгийскими оружейниками (была она даже и на наших ружьях ИЖ-58 первого выпуска). «Автоматический» погон изредка применяют бельгийцы и очень редко – немцы. Недостаток его конструкции в том, что ремень в месте выхода из приклада довольно часто быстро перетирался об окантовку щели. Цевье подобной конструкции на ружьях нефранцузского производства я не встречал. Кстати, на «Идеалах» встречаются и обычные высокие планки и цевья другого устройства, обычно с передней кнопкой или просто отрывные.

Ружья «Идеал» выпускались нескольких ценовых градаций. Наиболее дорогие – «Идеал-совершенство» были практически другими (кроме узла запирания). Они обладали полными замками на боковых досках, эжекторами и, как утверждалось в каталогах, «вырабатывались лучшими мастерами под личным наблюдением директоров завода». Естественно и гравировка, и отделка, и дерево приклада были на высшем уровне. Стоили такие ружья чуть дешевле ружей Перде или Голанд-Голанд, но дороже Гринера или Лебо. Вес такого ружья был на пол фунта меньше аналогов других фирм. Сталь стволов употреблялась обычно марки «Геркулес», а ее достоинство определялось в клеймах количеством веночков, стоящих за названием стали. Самая простая сталь маркировалась одним веночком, а самая качественная – пятью. Была также еще более совершенная сталь – «Экстра», идущая на высшие сорта ружей.

Непривычная форма спусковой скобы, названная шутниками «очками», впоследствии была постепенно заменена на обычную (еще до Первой мировой войны). Эта модель ружья выпускается малыми сериями и в наше время, но теперь это оружие только высокого класса и большой стоимости с шикарной отделкой для коллекционеров.

Другим ружьем, оставившим глубокий след в формировании понятия «французское ружье» стала модель «Робюст». Это ружье имело некоторые черты своего предшественника «Идеала» – автоматический погон, утопленная верхняя планка, специфическая, но не очковая, зато без хвостовика скоба, а главное – плавные, округлые обводы колодки в стиле Диксона. Но различий у них было больше. Здесь можно сказать, что «Мануфранс» сделал некий шаг назад в конструкции, выпустив в 1913 году первые «Робюсты». Но, с другой стороны, запирание стволов и сами стволы у этой модели настолько необычны, так что назвать это шагом назад будет не совсем корректно. В отличие от ставшей тогда классической «двойной планки Перде» в «Робюсте» применена одинарная система запирания с одним мощным (сечение 9х9 мм) ригелем, заходящим за единственный массивный крюк, отнесенный (что немаловажно) на возможно большее расстояние от центра вращения, на поперечном, тоже увеличенного размера, болте (болт – старое название оси вращения стволов. Когда-то, при первых несъемных цевьях это действительно был болт). Изучая казенную часть ствольного блока сбоку, видно, что зацеп крюка вынесен за обрез стволов и входит в особый паз в щитке колодки, а запирающий ригель отпирается на массивную часть колодки в районе щитка, а не на подушки, как у системы Перде. Запирание при этом получается, безусловно, более прочным. У более дорогих (и более прочных) вариантов «Робюста» имеется и верхнее запирание в виде продолжения прицельной планки, подсекаемой сбоку (в «Идеале» – снизу-вверх) задвижкой (как у болта Гринера) и крючком, расположенном непосредственно на рычаге, находящемся на привычном нам месте – сверху колодки, как у Вестли Ричардса. Массивные внутренние курки особой формы и ничем не примечательные двуперые боевые пружины находятся в колодке по аналогии с системой Энсон Диллей. Бойки (для технологичности) расположены на курках (фото 1). Форма головки движка предохранителя у всех «Робюстов» специфическая – слегка выпуклая пластинка с поперечной насечкой. В этой модели фирма «Мануфранс» впервые внедрила соединение стволов по патенту Пипера. Стволы в этой системе соединяются казенными частями с помощью дополнительной детали – муфты с расточкой под казенные части стволов и выполненными из этого же куска стали подствольными крюками (вернее одним).

В отличие от старого метода скрепления казенных частей стволов с продолжением прицельной планки и крюками твердым припоем (ведущим к перестройке кристаллической структуры материала стволов в той части, где она наиболее нагружена), новый метод позволял вести сборку на низкотемпературном припое. В некоторых случаях его роль была минимальна, так как стволы делались и без соединительных планок, а концы их скреплялись дульной муфтой. При этом «Мануфранс» применяла казенные муфты большего, чем у Пипера размера, так что они выходили на добрый сантиметр по длине за патронник и где-то на миллиметр были больше по диаметру. Это не прибавило элегантности (позже, уже после войны, от этой бросающейся в глаза ступеньки отказались), но зато внесло дополнительную, нелишнюю прочность (кстати, «Робюст» в переводе означает «мощный, прочный»).

Однако некоторые стволы этой модели изготавливались и по старой технологии с обычной прицельной планкой. Были также и другие незначительные отступления от привычных норм.

Стволы делались почти всегда 700 мм (подражатели «Робюста» тоже тяготели к этой длине) с патронником 65 мм, а позже и 70 мм, из стали «Геркулес» средних сортов. Сверловка стволов была несколько заужена в цилиндрической части, а чоки делались короткие, крутые. Комбинация сверловок стандартная – получок-чок. У этих ружей характерный резкий, звонкий звук выстрела, так что на охоте опытное ухо легко может отличить его от выстрелов из других ружей. Чем это объяснить – не знаю, но резкость боя при сравнении «Робюста» с другими ружьями такого же калибра, одинаковыми патронами оказывалась наилучшей, когда мы, охотники старшего поколения, проводили пробные стрельбы (патроны мы применяли как собственного снаряжения, так и спортивные).

Модель выпускалась 12, 16 и 20 калибров, но преобладали ружья наиболее распространенного в то время в Европе 16-го. Масса в 16 калибре была около 2800 граммов. Наружная отделка обычно была скромная: стволы вороненные, а колодка и спусковая скоба белые или же «мраморной калки». Гравировка самая скромная, арабесками или растительный орнамент. Ложа и цевье из простого орехового дерева, ложа обычно полупистолетная (бывает и прямая), практически не встречается пистолетная и со «щекой».

Ружья «Робюст» очень быстро прижились во Франции и благодаря простой технологии изготовления приобрели много подражателей (в отличие от модели «Идеал»). В СССР французские ружья не поставлялись, а наличие некоторого количества их на руках объясняется тем, что «Идеалы» до революции были довольно раскупаемы в больших городах. Остальное французкое оружие поступило к нам в основном в качестве вторичного трофея – сперва немцы вывезли из Франции, а потом уже русские из Германии после Второй мировой войны. Впрочем, на «Идеалах» и «Дарнах» встречаются также отпечатки немецких клейм рядом со французскими – это знаки проверки официально поступивших в Германию ружей в результате закупок из Франции.

Как-то не верится, но это факт, что «Робюст» и его подражатели во Франции составляют на данный момент около половины продаваемых ружей с горизонтально расположенными стволами. Просто в России и в Украине их на первичном рынке сейчас нет и из миллионов «Робюстов» у нас имеется совсем небольшое их количество.

Два из описанных ружей попало в поле зрения редакции. Мы попробуем описать их, а заодно упомянем о нескольких последователях этих моделей. Начнем описание моделей «Мануфранса» с первого его ружья – «Идеала». Ружье двуствольное 12 калибра № 17879, стволы длиной 740 мм с патронниками 65 мм снабжены утопленной негильошированной верхней соединительной планкой. Скоба «очковая», а значит, оно более раннее – где-то 1908 года. Испытано нитропорохом PS двойной (фактически просто повышенной) пробой. Снабжено родным ремнем-рулеткой и фирменным «не теряющимся» цевьем. Ложа традиционно французская, полупистолетная без щеки. Украшена модель очень скромно, но дополнительным украшением служат многочисленные надписи со всех сторон ружья, которых очень много. Сверху на стволах (на каждом): EPROUVE FINI POVDRE PYROXYLEE – это чтобы никто не сомневался, что каждый ствол испытан стрельбой усиленным зарядом нитропороха. Сбоку (справа) на ствольном блоке выбит длинный титул фабриканта: MANUFACTURE FRACAISE D,ARMES ET CYCLES DE ST. ETIENE. Сбоку на левом стволе название модели: FUSIL L,IDEAL BREVETE DANS TOVS LES PAYS. Снизу на стволах и подушках, кроме дублирования названия фирмы и ее фирменного, вернее заводского, знака (две скрещенные пушки со стрелой) имеется указание о ствольном материале: ACIER HERCULE с двумя лавровыми венками, сталь неплохая и выдержала повышенную пробу, о чем говорит свое клеймо из 2-х пальмовых ветвей и наименование испытательной станции: STETIENE. Также указан заряд и снаряд: EPROUVE A..3G46..36G. Калибр не указан, зато стоит значение диаметра ствола в 22 см от казенного среза – 18,4, что соответствует 12 калибру, а вот длину патронника указано – 6,5 (имеется в виду, конечно, сантиметры). На торце крюка выгравировано клеймо № 3R, что говорит о присвоенной фирмой степени качества. Ружье неплохо сохранилось, но видно, что поработало немало.

Другое ружье – натуральный «Робюст» № 840, калибр тоже 12, отличается от первого тем, что его цевье с обычным вертлюжном, не патентованное. Антабки тоже обычные для простого ремня, но планка «идеаловская», утопленная, гильошированая. Приклад прямой. На стволах надписи, подобные «идеаловским», за исключением надписи о модели: FUSIL ROBUST BREVETE S.G.D.G. и на каждом стволе под цевьем выбито: INTERIVR POLI EN LONG – GROVREMENT GARANTI. На правой подушке: FABRICATION MECANIQUE – CANON FRETTE – ACIER EXTRA. Следует отметить, что эта сталь более качественная, чем все геркулесы-экстра, что и соответствует знаку качества на крюке – № 5. Проба бездымным порохом типа РТ, однако, невзирая на хорошую сталь, всего лишь одинарная, о чем говорит и надпись: PRESSION 850 KILOS. Косвенное свидетельство того, что ружье выпущено после 1924 года клеймо калибра: 12 NORMAL. Это значит, что ружье 12 калибра с длиной гильзы 65 мм (такое клеймо ввели в 1924 году). Кроме заводского клейма, как на «Идеале» в виде двух пушек, имеется и другое фирменное клеймо в виде букв MF, написанных слитно в кружке, и названия города SAІNT ETIENE. Клеймо пороховой пробы отличается начертанием от «идеаловского». Весом ружье легче 3 кг.

Вызывает недоумение малый порядковый номер этого ружья при таком развитом производстве. Однако другой номер на цевье, а это № 45452 вносит ясность. Судя по всему последовательной нумерации всего выпуска не было (мне встречались более ранние ружья с шестизначным номером стволов, но трехзначным на колодке, как внутри, так и снизу, снаружи). А ружья маркировались сериями при сборке за определенный период.

В отличие от «Идеала» «Робюст» вызвал массу подражаний во Франции. Даем фото двух клонов «Робюста», конечно, упрощенных по сравнению с оригиналом. Так, у ружья № 122347 вообще нет верхнего запирания. Цевье простейшей системы – отрывное. Стволы, правда, практически не отличаются от фирменных, длиной 700 мм и с утопленной планкой, так что вес ружья 16 калибра оказался около 2650 гр. Гравировки нет вообще. Следует отметить, что в нем слишком тугие спуски – около 5 кг. Надписей очень немного – давление испытания 850 кг, названия стали нет, просто написано – сталь – ACIER (будто-бы могло быть что-то другое :-) (фото-2).

Еще один «француз», на котором ощущается влияние «Робюста» № 15253 калибра 16/65. Запирается на двойной подствольный крюк. Это запирание было прочнее, чем у «Робюста» за счет того, что площадь опоры крюка на запирающий клин в 2 раза больше, а опорные поверхности расположены на удаленном расстоянии от крюка, однако в отличие от планки Перде разнесены по вертикали. Плюс к этому дополнительное верхнее запирание на прилив продолжения прицельной планки. В отличие от «Робюста» ствольные муфты здесь более тонкие и не выступают над поверхностью ствольных трубок. Замки простые, но на боковых досках со спиральными пружинами. Цевье с кнопкой спереди (фото №3).

Точно такое же запирание использует в своих современных ружьях известная фирма Гоше (GAUCHER ARMS). Она существует с 1834 года, но теперешняя ее модель серии «880» практически копия «Робюста». Также многие мелкие и известные современные мастера подражают этой модели, да и заготовки основных узлов приобретают на фирме «Мануфранс».

Сама фирма до сих пор выпускает «Робюст», естественно приспособленный под требования последней моды и упрощенный в производстве. Теперь «Робюст» имеет пять модификаций – все 12 калибра с длиной патронника 70 мм, ореховой ложей с «автоматическим» погоном (реверанс в сторону уважающих традиции потребителей). Стволы, в основном, как и прежде длиной 700 мм, при этом масса ружья 2,8 кг. Вариант модели «Магнум» имеет патронник 76 мм, ствол 760 мм и массу, граммов на сто большую. Престижные модели выполняются с ложей английского типа, четырьмя видами отделки и имеют еще меньшую массу (за счет более прочных материалов). Кроме традиционных сталей «Геркулес» и «Экстра» применяются стали с более высокими прочностными характеристиками послевоенных разработок.

«Мануфранс» дает пятилетнюю гарантию на свои изделия. Выпускает она еще и ружья с вертикально спаренными стволами, полуавтоматы 12-го калибра, малокалиберные винтовки и дробовые ружья малого калибра. Производит она и дешевые одноствольные ружья «Симплекс», при чем и в варианте «уточница». Что касается «Идеала», то модель выпускается только малыми партиями с очень дорогой отделкой и на заказ.

А. Вдовенко



Украинская Баннерная Сеть