Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Иж-49 или ижевский Зауэр

Ижевский завод пытался наладить выпуск двустволок-горизонталок с 1933 г. Это и ИЖБК и ИЖ-36, ИЖ-46, ИЖ-47. Но все эти модели уже при выпуске в свет были заранее обречены. Их формы и дизайн были крайне грубыми, в процессе эксплуатации откручивались брандтрубки с бойками, растрескивались ложи, из-за сильного ослабления при врезке ложных полных замков. Долго существовать и производиться эти модели не могли, нужно было искать что-то новое и перспективное.

Помогла Вторая мировая война. В руки Ижевских конструкторов попала модель «8» фирмы Зауэр, которая, следует отметить, по своим формам, дизайну, качеству сборки и сейчас была бы желанной моделью истинного любителя оружия.

На том и порешили. Окрестив новую модель ИЖ-49 в 1950 г. Ижмех начал ее серийный выпуск в 16 калибре (очень мало 12 и 20 калибров). Изготовлялось эта модель до 1954 года, пока её не сменила другая и тоже «скопированная» – ИЖ-54.

ИЖ-49 это бескурковая двустволка с неполными замками. Стволы отъёмные, расположенные в горизонтальной плоскости тяжелые и добротно спаянные, чем обеспечивали хороший стабильный бой. Запирание стволов тройное на два подствольных крюка и болтом Гринера. Курки расположенны в вырезах колодки. В ружьях первых моделей курки выполненялись вместе с бойками (рис. 140), соответственно, курки невозвратные. В последних выпусках бойки выполнялись уже отдельно от курков (рис. 141). Также в ружьях первых моделей шептала были расположены сверху, как у ИЖ 27, а также моделях Зауэр, Зимсон и других. Во второй модели ИЖ-49 шептала расположены уже внизу. Взведения курков производились рычагами взведения при открывании ружья. Указатели взведения курков расположены на боковых плоскостях колодки в миниатюрных муфточках с мелкой резьбой. Кстати, их лучше не откручивать без крайней необходимости. Сигнальные штифты выполнены из латуни, имели несколько витков спиральной пружины, и с тонкой стороны слегка расклёпаны.

Боевые пружины пластинчатые V-образной формы, причем заметно короче, чем на последующей модели ИЖ-54. Ружьё имело автоматический предохранитель, запирающий спусковые крючки. Кнопка предохранителя находится на хвостовике колодки. Плавный спуск курков возможен.

Мне попадались на ремонт модели в основном первых выпусков, где стволы были не хромированы. В стали, очевидно, преобладали хром, никель, молибден и др. присадки, так как корозиестойкость была хорошей. Эта модель просуществовало короткое время не потому, что она была не совершенна, а потому, что была не технологичной. В нем очень большое количество винтовых соединений, притом мелких, винт-контрвинт. Мелкие резьбы на пробках закрывающих ось. Если часто их не откручивать, то они прослужат долго. Но иногда, при замене оси, при отворачивании пробки замечаем, что нитки резьбы уже на грани срыва.

С каким ремонтом в основном обращались владельцы этой модели? Прежде всего, это шат стволов, что присуще всем ружьям-переломкам. Поломка пластинчатых пружин – это тоже вполне естественно. Но иногда обращались с просьбой собрать ружьё, так как разобрать ума хватало, а вот собрать... Наши охотники часто сами пытаются «ремонтировать» ружья. Результат, как правило, оказывается очень печальный. Все винты откручиваются одной отверткой, притом совершенно тупой и не по размеру. Да и тянут их, что есть силы. В результате все шлицы винтов разворочены. После такой разборки часть винтов приходится просто выбрасывать. Никогда не забуду, как мне принесли ИЖ-49, у которого расшатался крюк для крепления цевья и какой-то «умелец»… приварил его к стволам полуавтоматом. А ведь в местах сварки металл закаливается до стеклянной твердости и при стрельбе в любой момент может произойти разрыв стволов.

Много было поломок бойков, в основном по вине охотников. Причина – использование металлических гильз с капсюлем центробой и с зарядом пороха «Сокол». Бездымный порох не в состоянии нейтрализовать взрывчатые вещества капсюля центробой. В результате сильные оржавливания ударных поверхностей бойка, быстрое перержавение и, соответственно, поломка. Я не говорю уже о стволах. После использования таких патронов все поверхности каналов стволов усеяны раковинами.

От охотников было много нареканий на вес ИЖ-49, особенно в 12 калибре и особенно на стволы. А ведь именно благодаря своему весу они обеспечивают хороший бой.

Сейчас редко можно найти ИЖ-49 в хорошем состоянии. В основном, они либо уже кем-то разбирались и сильно подуродованны, либо с сильно запущенными стволами и щитком колодки. Бывает, вокруг бойков раковины мало уступают тем, что внутри стволов.

Модернизовав первую модель ИЖ-49 конструктора сами сделали себе неприятность. Внутренняя брандтрубка, вкрученная во внутрь колодки, по которой ударял курок, очень часто расшатовалась и самопроизвольно выкручивалась. Притом бойки особой прочностью не отличались и ломались в тонкой части возле фланца. Пружинка бойка также была слабой, да и мала она была. Её часто усаживало при спущенных курках.

Не только самопроизвольное откручивание брандтрубок имело место во второй модели. Иногда их курки наоборот заклёпывали наглухо. Тогда их легче было высверлить, чем открутить. Дело в том, что неудачная конфигурация брандтрубки (без ограничивающего пояска-фланца) перекочевавшая и в следующую модель ИЖ-54 принесла повторные неприятности. Бойки же были выполнены не из совсем подходящего сорта стали и были добротно закалены (даже имели «уколы» от алмазной иглы прибора Роквелла). Но всё же их твёрдость была слишком велика. Я подобрал сталь для их изготовления. Это 38ХНЮА (так называли её термисты, возможно, это не совсем точная маркировка). Ставилась эта сталь на шпильки клапанных коробок дизелей тепловозов. При закаливании она более 48 единиц твердости не даёт, что и нужно. Можно здесь применять и другую сталь 40X13. Она калится в струе кислорода, или на масле. Превосходство её в том, что после калки она не ржавеет и не чувствительна к пороховым газам. Да и к тому же она универсальна. Из неё можно изготавливать и брандтрубки.

Однако наиболее трудоёмкой работой является замена винтов, их термическая обработка и вырезы для контрвинтов. Это довольно ответственная работа и не каждому токарю, а затем и фрезеровщику по плечу. Так что все-таки лучше сохранять детали и винты, чем их переделывать.

Древесина на приклад и цевье в ИЖ-49 шла двух сортов: бук и орех. Трескались приклады обычно в двух случаях: или в механизм попадало слишком много масла, что вызвало хрупкость дерева, или расколы были от сильных зарядов, что довольно часто присуще нашим охотникам. Покрытие древесины было тоже хорошим, особенно ореха.

Защелка на цевье была рычажного типа, притом несколько отличающаяся от современных. Само цевье отличалось от всех выпускающихся тогда, да и сейчас, моделей. Его не спутаешь ни с каким другим.

Особое внимание заслуживает колодка ИЖ-49. Имея небольшие подушки в 48 мм, она вполне прочно держала стволы, не допуская их быстрого расшатывания. Система запирания (болт Гринера, рамка Пердэ, верхний ключ) были хорошо и продуманна. Во всех моделях, что я видел, ни в одной из них не люфтил верхний ключ. Сказалось немецкое происхождение. Поверхность колодки покрывали цветной калкой. Из-за чего она приобретала зеленоватый оттенок. В старой литературе писалось, что этот способ довольно трудоёмкий и присущ только ружьям высокого разбора.

На самом деле покрытие ИЖ-49 было не совсем таким, каким его нам преподносили. Цветная калка производится так. Нагретый до определённой температуры металл посыпается костной мукой и постепенно охлаждается. При охлаждении поверхность принимает зеленоватый оттенок и своеобразные разводы. Другой способ состоит в нагреве металла и обложении его кожей с выдержкой в печи. В Ижевске делали иначе. Покрывали колодку зеленоватым лаком и запекали в печи до полного засыхания. Это видно если оксидировать колодку в щелочном растворе. Тогда лак срывается с колодки и хлопьями плавает в растворе. А настоящую цветную калку этот состав или вовсе не оксидирует, или очень слабо. Конечно это не главное. Ведь даже совершенно вытертая колодка модели ржавеет очень слабо. В сталь, по-видимому, добавлено большое количество присадок.

В старых журналах «Охота и охотничье хозяйство» писали, что ИЖ-49 склонно к осечкам. Особенно первые модели, где курки одно целое с бойками. Доля правды в этом есть. Когда копировали модель Зауэра, то никто не подумал, что это европейская модель, где уже в то время применяли чувствительные капсюля (хоть с виду и Жевелло, но тоньше и не требующее чрезмерного удара). На импортных капсюлях, да и на некоторых наших ружьях работали хорошо. А советское Жевелло было толстостенным, и иногда даже курковки с их сверхмощными пружинами давали осечки. Помню муромское Жевелло (красные капсюля «под медь»), так ведь оно изготавливали из стали. Еще одна причина осечек сильное расшатывание стволов и отхода казённой части от щитка колодки.

Много было нареканий и разговоров по поводу раздутия дульных сужений чоков ИЖ-49. Говорили, что резкие предчоковые переходы очень сильные, вследствие чего при нормальных патронах имело место раздутие дульных сужений. Однако мои исследования показали, что если бы наши охотники не вырубовали из толстых обложек книг прокладки на порох, то этого никогда не было бы. А прокладки, которые мне иногда встречались у наших охотников вырубались из обложек старых книг и имели толщину и жесткость современного ДВП.

Сейчас редко можно встретить ИЖ-49 на охоте. Все стремятся к новым престижным полуавтоматам. И только некоторые старые охотники еще пользуются этой моделью. Оно, конечно, не в отличном состоянии, а хорошо потертое, с разорванными винтами, но ещё рабочее. Молодые охотники к нему интереса не проявляют, а ведь это ружье дало начало таким моделям как ИЖ-54, ИЖ-26, ИЖ-57.

Вальтер Вольф



Украинская Баннерная Сеть