Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Могут ли священники и монахи охотиться?

С этим вопросом в редакцию наши читатели обращались не раз. Разъяснение его имеется в церковном праве. В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь считает правильную охоту богоугодным делом, а вопрос охоты для духовных лиц специально рассматривает «Номоканон» - это сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI-VII веках в Византии.

Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (1273 год. Киев/1274 г. Владимир) — основного источника церковного права в средневековой Руси-Украине. Последнее издание «Кормчей книги» было сделано в 1816 г. С этого года вместо нее издается «Книга правил» - сборник единых канонов (правил) для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и поместных соборах, которые отмене не подлежат.

«Номоканон» при Большом Требнике, 135-е правило гласит: «Священник ловец, или птицоятель, да есть празден три месяца». Чтобы понять это правило следует обратиться к толкованию его. Феодор Вальсамон (около 1140 г – после 1199 г) — византийский канонист, патриарх Антиохийский (1193-1199) пишет в толковании на 24-е правило VI Вселенского собора: «Ибо если всякое конское ристание – как то, какое совершается в древности (состязания колесниц были азартным видом спорта), так и бывающее ныне, по мнению многих, запрещается также как и все зрелища и псовая охота (травля зверей в цирке); то иной будет вынужден сказать, что никогда ничего такого не должны делать ни царь, ни другой кто; что должна прекратиться и псовая охота на зайцев, дабы и миряне, посещающие конские ристалища и зрелища, и занимающиеся охотою, не подверглись отлучению, что неуместно.

Итак, посему ристалища и зрелища и охота должны быть разделяемы, как сказано, на два вида: на совершенно недозволительные, на которые недозволительно ходить не только клирикам, но и мирянам под страхом отлучения (в современной жизни это, например – собачьи бои) и на дозволительные, какие и совершаются ныне (т.е. не запрещенные ныне действующими законами) на которые не только миряне, но и клирики могут ходить без осуждения».

Матфей Властарь (византийский канонист, иеромонах из Солуни, выпустил «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах» (Алфавитная Синтагма, 1335 г), умер ок. 1360 г) пишет в «Синтагме» глава 1. «О зрелищах»: «А звериными зрелищами правило называет не охоту с собаками, или как-нибудь иначе; ибо это дело, а не зрелище».

Известно определение Святейшего синода середины 19 ст. – клирикам Аляскинской епархии добывать себе пропитание охотой.

В Церкви латинского обряда священнослужителям также не запрещено охотиться. В прошлом, члены духовно-рыцарских орденов возлагали на себя дополнительные обеты. Так, тамплиеры (храмовники) в Святой земле могли охотиться только на львов, как хищных зверей, опасных для паломников.

В Церкви латинского обряда покровителем охотников и лесников является святой Губерт. Святитель неразделённой церкви (канонизированный до раскола 1054 г) Губерт также почитается и в Церкви греческого обряда. Он был старшим сыном и наследником Бертрана, Короля Аквитании, родился предположительно в 656-658 г. Молодым Хуберт был послан отцом ко двору Феодориха III в Париж, где его обаяние и манеры привели к представлению ему должности при дворе. Как и все дворяне его времени, он пристрастился к охоте. Промыслом Божиим, его жена умерла при рождении ребенка, и Хуберт удалился в лесные Арденны и целиком предался охоте. И в этот момент произошло его преображение и обращение к святой христианской вере. В Страстную Пятницу, когда все верующие устремляются на службы, Хуберт собрался проливать кровь на охоте. И когда он преследовал красивого и внушительного оленя и целился ему в сердце, животное двинулось, и по церковному преданию, между рогов оленя он увидел распятие Христа и услышал голос: "Хуберт, если ты не обратишься к Богу, и не возвысишься святой жизнью, то скоро за грех прелюбодеяния последуешь в ад". Хуберт сошел с коня, распростерся на голой земле и сказал: "Боже, что Ты прикажешь мне делать?" И услышал ответ: "Иди и покажись епископу Ламберту, и он научит тебя". Хуберт проповедовал Святое Евангелие среди язычников Арденнских лесов. День его памяти отмечается на Западе 3 ноября (16 ноября по юлианскому календарю).

В РПЦ МП покровителем охотников и рыболовов является святой мученик Трифон. Происходил он из селения Кампсад близ города Апамеи в Малой Азии и жил во второй четверти III в. Во время правления императора Декия - свирепого гонителя христиан - Св. Трифон за отказ поклониться идолам подвергся тяжким мучениям и, стойко претерпев страдания, был усечен мечом, увенчавшись нетленным мученическим венцом от Бога.

Святой мученик Трифон всегда пользовался почитанием в Москве, где в Напрудной выстроен храм в его честь. Существует предание, связанное с историей этого храма. Однажды на охоте у царя Иоанна Грозного по оплошности сокольника боярина Трифона Патрикеева улетел любимый кречет. Разгневанный царь приказал сокольнику в три дня найти его, в противном случае грозя смертной казнью. Измученный бесплодными трехдневными поисками, Патрикеев остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и заснул. Перед этим он усердно молился о помощи своему небесному покровителю - Св.Трифону. Во сне ему явился юноша на белом коне и с царским кречетом на руке, которого он отдал Патрикееву. По пробуждении же сокольничий действительно увидел, что рядом с ним сидит пропавший кречет. В благодарность Богу и Св.Трифону Патрикеев первоначально построил на этом месте часовню, а затем, при содействии самого Иоанна Грозного, каменный храм в честь мученика. В память об этом чудесном событии на русских иконах Св.Трифон обычно изображается с кречетом на руке.

С. Чаплыгин



Украинская Баннерная Сеть