Рубрики
 
 

Передплата онлайн

 

Полювання

 

Арсенал

 

Собаки

 

Риболовля

 

Нотатки рибалки

 

Интерв'ю

 

Флора та Фауна

 

Законодавство

 

Газети (номери)

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

2011

 

2010

 

2009

 

2008

 

2007

 

2006

 

2005

 

2004

 

2003

 

2002

 

2001




Асоціація користувачів мисливських та рибальських господарств


Сайт посвященный общению на тему охоты и рыбалки



Головна Про проект Передплата онлайн Об'яви Форуми Контакти

Традиции охоты в праздники

Издавна люди по традиции приурачивают начало определенной деятельности к праздникам. В частности, в Украине, по традиции, до праздника Благовещенья не разрешено работать на земле, однако наша страна состоит из многих климатических зон, да и погода вносит коррективы в начало возделывания земли.

К религиозным праздникам также были привязаны и сроки охоты. То есть религиозные праздники использовались в обычном праве как точки отсчета начала и завершение сроков. Следует отметить, что обычное право определяло эти сроки до момента принятия охотничьего законодательства, которое руководствовалось не религиозными праздниками, а конкретно определяло сроки охоты по каждому из видов дичи. В частности, в Польше во времена правления Владислава Ягайла (1351-1434) определялось, что охотиться на зайцев на чужой земле можно со дня святого Войцеха (23 апреля) и до сбора урожая, совпадавшего с днем святого Бартоломея (24 августа). Следует отметить, что обычное право и здесь вносило коррективы – позволяло переносить охоту до окончательного сбора урожая, но не далее, чем до 1 сентября. Хотя в дальнейшем устанавливалось, что охота разрешена еще неделю после праздника Бартоломея. За невыполнение данного требования налагался штраф. Кроме того, конфисковалось оружие.

В середине ХІХ ст. право определяло, что охота ночью и в праздники считалась отягощающим обстоятельством, таким образом к обычному штрафу за охоту в религиозные праздники добавлялась еще и треть этой суммы.

Традиция начинать охоту на праздник Петра и Павла и завершать 1 марта сохранялась до 1892 года на территориях возле Вильнюса. Но даже эти правила не были постоянными. Погодные условия также коррелировали сроки охоты, в частности, в годы, когда весна приходила раньше, то и охота начиналась раньше праздника Петра и Павла, а если зима была снежной и долгой, то охота длилась и после 1 марта.

Исключения из правил были и в обычном праве Силезии, где разрешалось добыть в неразрешенное время одну особь дичи для праздника, как, например, свадьба, крестины и т.п.

На законодательном уровне, начиная с охотничьего закона Галичины 1897 года, статьей 41 запрещалось охотиться в воскресенье и большие праздники. Аналогичные требования относительно запрета охоты в праздничные дни были прописаны и в охотничьем законе Второй речи Посполитой, принятом 3 декабря 1927 года. Однако этот закон более мягко относился к трактованию запрета охоты в воскресенье и праздники. В отличие от полного запрета в этом законе было определено только расстояние для охоты – не меньше двух километров от церкви, причем такое нарушение среди прочих нарушений охотничьего законодательства считалось самым легким.

Следует отметить, что не только в Галичине конца ХІХ – начала ХХ ст. охотничье законодательство запрещала охоту по выходным дням. В частности, не разрешалось охотиться в религиозные праздники и в других странах: Дании, Германии (в 1899 году закон не позволял охоты с использованием гончих только во время Святой Литургии, вместе с тем разрешалось охотиться в религиозные праздники только в больших охотничьих угодьях – лесах подальше от населенных пунктов).

Конечно, вопрос охоты в религиозные праздники не мог остаться без внимания общественных охотничьих организаций Галичины, которые отстаивали и лоббировали интересы охотников. Учитывая тогдашнюю ментальность в Галичине, охотники не могли прямо выступать против охоты в большие религиозные праздники, а искали различные правовые коллизии, чтобы все-таки проводить охоту в праздники. Чтобы запутать дело, общество указывало, что законодательство не дает четкого определения «религиозного праздника». Дело в том, что Галичина была многонациональной (поляки, украинцы, евреи, армяне), соответственно, практически каждая нация исповедовала свою веру. Получалось, что если точно выполнять охотничий закон и не охотиться во все выходные дни разных религий, то остается только 14 разрешенных для охоты дней. Кроме того, данный закон искоренял такую охотничью традицию, как охота перед Рождеством.

Вопрос охоты в религиозные праздники рассматривался на съезде Галицкого охотничьего общества в 1899 г. Отмечалось, что общество ищет способы отмены 41 статьи Охотничьего закона, запрещающей охоту в праздники. Этот же вопрос рассматривался на Галицком сейме во время зимней сессии 1901 года, но, как отмечал депутат сейма, член Галицкого охотничьего общества – Владислав Соловий, данная поправка не прошла, поскольку у этого вопроса было очень много противников. В дальнейшем Галицкое охотничье общество изменило тактику по отмене охоты в праздники и добивалось, чтобы этот запрет касался только коллективных охот, в которых принимает участие большое количество охотников, или же оставить запрет только во время утренней службы Божьей. Как свидетельствует история, данное требование не было учтено в Охотничьем законе, действовавшем в Галичине с 1910 года.

Вопрос о том, следует ли охотиться охотникам или нет в религиозные праздники, активно обсуждался в охотничьих периодических изданиях. О традициях не охотиться в праздничные дни, уходящих своими корнями далеко в прошлое, вспоминали в своих работах граф Дунин-Борковский в «Литературных работах» (Вена 1838), А. Мацийовский в книге «Охота польская до семнадцатого столетия» и прочие.

Противники запрета критиковали его адептов. Так, автор под псевдо (воскресный охотник) указывал, что Кобылянский неправильно трактует охоту как «барскую забаву», которую можно отложить на будни, а не как отрасль экономики, которая должна приносить большую прибыль. Свои аргументы он подтверждал тем, что человек, работающий целую неделю, на охоте отдыхает и забывает о будничных проблемах. Автор также обращает внимание на то, что в городе чаще всего отпуск предоставляют в летние месяцы – май-август, когда охота запрещена. Следует отметить, что в те времена, да и сейчас, например, в Польше суббота является рабочим днем.

Как свидетельствуют тогдашние литературные источники, практически все торжества, которые отмечали члены Галицкого охотничьего общества, не проходили без службы Божьей по умершим, а заканчивались не за столом с яствами, как сейчас, а в тире, где проводились соревнования на меткость выстрелов. Более того, по случаю празднования пятидесятилетнего юбилея Галицкого (Малопольського) охотничьего общества 16 июня 1926 года в костеле Святой Эльжбеты во Львове за средства охотников был построен алтарь Святого Губерта – покровителя охотников. Во время празднования юбилейных дат в охотничьих обществах практиковалось отправление благодарственных Служб Божьих. Известно, что австрийский князь Леопольд Сальватор, приезжавший в Карпаты на охоту с 1895 до 1918 года, никогда не охотился в воскресенье. Традицию празднования религиозных праздников своеобразно прививали и ученикам Болеховской низшей лесной школы. Будущие организаторы охот были обязаны в каждый религиозный праздник посещать Службу Божью.

С приходом в сентябре 1939 года на территорию Галичины советской власти меняются и правила охоты. Было отменено охотничье законодательство Польши и установлено советское, в котором, исходя из принципов воинствующего атеизма коммунистической партии, не было даже намека на запрет охоты в воскресенье, а тем более в религиозные праздники. В современном законодательстве тоже нет запрета охоты в религиозные праздники. Более того, охота на пушную дичь и копытных, исходя из нынешних правовых норм, разрешена только по субботам и воскресеньям. Кстати, по этому поводу никакой дискуссии в средствах массовой информации или на бытовом уровне между охотниками не ведется.

О. Проців



Украинская Баннерная Сеть