Пора развешивать флажки?

Вячеслав Артеменко

Октябрь, 2017 год

На Литве, в Полесье для удержания зверя в окладе (оступе), чтобы его осочыць, использовали фладры и страшидла (флажки). Подробное описание флажков и способов их установки дано у Бобятынского в «Науке ловецтва» (1823-1825) и у Реймана в «Господарстве ловецком» (1830-1845). Источником для Реймана послужил немецкий учебник Lehrbuch für Jäger (1817-1832).

В Пруссии использовали страшидла двух родов: из перьев (нем. Feder-Lappen, пол. straszydla piorowe) и из флажков (нем. Tuch-Lappen, пол. straszydla plocienne), также смешанные. В первом случае на шнур толщиной ½ дм (12 мм), на расстоянии от 25-30 см один от другого навязывали пучки из двух-трех перьев так, чтобы их с легкостью шевелил ветер. Обычно брали гусиные перья из крыльев длиной не менее 20 см, белые вперемешку с пестрыми. Два пера, связанные один с другим в очине, считались более долговечными и компактными, чем три. Использовали также фладры (нем. Tuch), прикрепленные к шнуру на расстоянии двух стоп (55-60 см) друг от друга. От слова фладры (лоскуты) произошло и русское название «флажки». Их изготавливали из полотна или перкаля размером около ¾ локтя (локоть – 57 см) «в квадрат», также – в виде лент до двух стоп длины – 60 см, белого или окрашенного в яркие «живые» цвета. Также могли чередовать – на расстоянии в две стопы (60 см) пучки перьев с флажками из полотна. Еще одна разновидность страшидл из тонких еловых дощечек (Flintern) в Пруссии не применялась, было бы интересно установить, откуда она происходит. Обычная длина шнура со страшидлами – 150 шагов. Шнуры могли соединять в бухты длиной до 600 шагов, свернутые на барабаны диаметром 4 локтя, с которых их и раскручивали.

Первоначальным предназначением страшидл было направлять копытную дичь при загоне в сети, также – удержание ее в круге. Страшидлами окладывали оленей и косуль, желательным считалось протягивать по два шнура: один на высоте двух с половиной локтей, второй – наполовину ниже. Страшидла размещали на крыльях сетей, дальше уже стояли облавники.  Подобную технику использовали и при облавах со стрелками, растягивая страшидла за флангами стрелковой линии. Использование флагов «сближением крыльев» позволяло сократить стрелковую линию. В страшидлах для окладывании оленей перья обычно обрызгивали водным раствором собачьего кала или асфетиды (ферулы вонючей), шнуры со страшидлами сматывали на мотовидла и хранили отдельно – чтобы запах не переходил. Такой запах отпугивал оленя от линии флажков.

Если окладывали кабана или в окладе для облавной охоты оказывались и зайцы с лисами, страшидла также развешивали низко – так, чтобы перья/флажки волочились по земле. При облаве на зайцев страшидла использовали, чтобы направить их к линии стрелков, обычно разрывы между шнурами делали каждые 100-200 шагов, по количеству стрелков, шириной шагов 30-40. Устанавливали их ночью, скрытно, на краю леса шагах в 15 от опушки или маленькой поляны и полей, в местах с большим количеством дичи, что уже в 1840 гг. в польских/литовских угодьях было редкостью. Зайца и тогда уже было мало, меньше, чем в немецких землях.

Необходимость быстро осочить кнею, в которой залег волк, привела прусских охотников к использованию флажков (Tuch-Lappen) для окладывания зверя по пороше. Удобство при окладывании страшидлами состояло в том, что в самом густом лесу один человек мог нести с собой по несколько шпул с флажками и размещать их линию в нужном направлении. Не следовало окладывать зверей близко. Шнуры устанавливали, цепляя на стволы деревьев, ветви или за рогульки. Высота рогулек (линии флажков) на волка – 2-2,5 локтя. Если линия оклада проходила вдоль просеки, то шнур протягивали по противоположной к зверю стороне. При нужде устанавливали также страшидла из перьев в две линии. На каждые 100 шагов линии флажков ставили человека. Тот шевелил флажки при приближении зверя. Чтобы удержать зверя ночью, если охота откладывалась на утро, или при облаве с загонщиками немцы рекомендовали ставить по одному человеку на каждые 20 шагов линии флажков. Эту практику использовали в частности в угодьях Радзивиллов в Острове, откуда она распространилась с егерями (стрельцами) на территорию западной России и далее на восток.

Сегодня фладры-флажки используют в Польше, Италии, Канаде для отпугивания волков от мест выпаса животных. Современные флажки изготовляют из дедерона или подобного легко развевающегося материала, обычные размеры 10х60 см. Их нашивают на шнур толщиной 3-4 мм на расстоянии 30-40 см. Для усиления эффекта флажки можно смачивать дезодорантами, используемыми человеком, современный евро-волк уже знает эти запахи. Шнуры с флажками наматывают на барабаны.

Флажки развешивают по периметру пастбища, загона, кошары на расстоянии 1-1,5 м от наружной ограды. Шнур должен быть натянут, а высота кольев подобрана так, чтобы от нижнего конца флажков до земли оставалось около 15 см. Периметр должен быть полностью замкнут флажками, нежелательно допускать, чтобы несколько или даже один флажок были сорваны.

В Канаде и США фладры используют вместе с электропастухом. Шнуры растягивают на той же ограде, что и линию электропастуха, на высоте 70-75 см. Собственно электропастух состоит из трех параллельных линий электропроводящей тесьмы: нижняя на высоте 15 см, там, где кончики флажков. Верхняя – на высоте около 1 м – над линией флажков, средняя – на высоте шнура с флажками. Эффективность такого ограждения пастбища или кошары в 2-10 раз выше, чем одной линией флажков.

«После того, как волки, пришедшие из северного Крыма, погрызли практически все арбузы у нас на баштане – рассказывают жители Херсонщины (с. Подо-Калиновка, Олешковского), – мы решили добавить к пугалам-коршунам и трансляторам шумов, вполне эффективным от птиц, и наземную линию охраны… Результаты будут известны в 2018 г. Следует сказать, что волки ведут себя летом на баштанах очень дерзко, ночью приближаются к домам метров на 300 совершенно свободно. Один даже заглянул в будку, где спал рабочий. Зайцы, прежде державшиеся на этом поле, с появлением волков исчезли. Возможно, ушли ближе к людям – в сады между соседними улицами. Там мы их наблюдали летом. Урон от волка для баштанов значителен, семья волков способна за ночь перекусать многие десятки арбузов. Бурлаки, живущие в землянках и ямах в Олешковских лесах около с. Велики Копани, говорят о частых встречах с волком».

Интересно было бы изучить причины миграции волка из северного Крыма в Таврию. Вероятно, хищника из Крыма гонит беспокойство – появление московских военных, также – ухудшение кормовой базы. Так, в Джанкойском районе арбузов он не найдет точно, ведь тамошние фермеры в сезоне 2017 г. выращивали только небольшое количество дыни.