Охота с беркутом как осознанная жизненная необходимость, как культура, как искусство

Мыкола Рудь

Август, 2017 год

В Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Башкирии и Туркмении, как издавна, так и сейчас, практикуют охоту верхом на лошади с борзыми и ловчими птицами  с соколом, чаще всего с балобаном или же с ястребом-тетеревятником) – на разных птиц и на зайцев. С беркутом охотятся на лисиц, джейранов, волков.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что охота с беркутами возникла как жизненная необходимость с древнейших времен, когда начали заселять Большую Степь. Можно с большой долей достоверности утверждать, что охота с беркутами и соколами появилась у народов, пришедших и начавших заселять степь сразу или параллельно, или немного позже после приручения коня – то есть приблизительно 7 тысяч лет тому назад. Пешему человеку не под силу продуктивно охотиться с ловчими птицами с быстрым полетом, потому что пешком человек может успеть к месту взятия птицей жертвы напуска уже после утоления птицей голода, так что она может уже быть неподвластной человеку и свободной для отлета.

Хронологически до приручения беркута могли быть прирученными также малый и большой ястребы – с ними можно охотиться пешему человеку. Именно поэтому можно считать, что охота с ловчими птицами на нашей планете возникла сначала с так называемыми карликовыми соколиками (в Индии, Пакистане и сопредельных регионах, которые соответствуют природному ареала указанных видов), а также чуть позже – с малым и большим ястребами.

Самой важной особенностью возможности охоты человека с беркутом является процесс надежной дрессуры, как беркута, которого заранее приучают к собаке в качестве партнера в охоте, так и пса, которого приучают не бояться орла и действовать совместно с ним, в зависимости от ситуации.

Следует отметить важное обстоятельство: если молодой, ненаученный беркут из-за недосмотра бросится на собаку и закогтит ее – она уже никогда не сможет сотрудничать с птицей, потому что когти беркута наносят такие глубокие раны, а также причиняют такую боль, что это опасно не только для здоровья пса, но и для психики животного.

Это известно опытным беркутчи (охотникам с беркутами), которые сначала дают потенциальным ученикам – кандидатам в беркутчи – теоретические знания и лишь после тщательных наблюдений решают, получится ли из кандидата в ученики настоящий беркутчи и следует ли тратить усилия и время на его обучение. Усвоить самостоятельно сложную науку приручения и обучения беркута с помощью консультаций и расспрашиваний без начальной теоретической и практической подготовки очень сложно, а нередко и опасно, как для самого начинающего, так и для людей и животных, которые его окружают. Усваивать сложную профессию беркутчи самостоятельно, с помощью расспрашиваний и консультаций, очень непросто, хотя и такое случается.

Как показывает жизнь, лучше идти в ученики к опытному учителю, который успел передать мудрость и привычки нескольким своим успешным воспитанникам. В среде коренных степняков учителем чаще всего бывает отец или дед, реже – дядя, а еще реже – чужой человек, который дал согласие на обучение. Вместе с тем всем известно, что авторитет учителя может быть подорван плохими учениками, с которыми произошли досадные случаи, получившие широкую огласку. Берут учить молодого охотника овладеть премудрость охоты с беркутом лишь в том случае, если у него есть право на охотничьи угодья, где он не будет своим присутствием нарушать ничьих прав и устоявшихся традиций.

Это только нам – европейцам – кажется, что степь широкая и бесконечная. На самом деле, все в ней разделено и чаще всего люди знают границы владений своего рода, которые перешли к ним от предков с древних времен. Именно поэтому, когда в Казахстане или Монголии везут куда-то далеко туристов-фальконеров на охоту, то им кажется, что вокруг много ничейной территории. Это не так, потому что все урочища Большой Степи с древних времен принадлежали соответствующим родам, и об этом даже после устроенного московской властью массового голода, равного украинскому голодомору-геноциду, устроенного с помощью искусственного опустошения, знают все казахи и другие степные народы.

Именно поэтому, если у человека нет собственных родовых угодий для охоты, то и учить его ни к чему, потому что в дальнейшем такой человек будет проблемой, а учителю создаст плохую славу. Это следует знать и помнить тем, кто представляет себе процесс дрессуры птицы и охоту с ней простым делом, наивно полагая, что в работе с птицей нет тайн, а все идет само собой благодаря использованию инстинктов пернатого товарища, который парит в небе. На это нередко также указывают опытные авторы в своих публикациях и книгах. Это, наверное, по причине того, что невеждам охота опытных беркутчи нередко кажется очень простой и даже примитивной, если бы не захватывающий полет беркута, погоня и борьба птицы с жертвой. На первый взгляд чужеземцу, который впервые увидел охоту с беркутом, может показаться, что роль беркутчи скромная и состоит она лишь в том, чтобы своевременно пустить с руки птицы вдогонку за дичью. На самом же деле перед нами человек, наученный опытом, исключивший из своих действий элементы, которые могут привести к неудаче. Это свидетельствует о мудрости мастера, дошедшей до уровня автоматизма, который вошел в его манеры действовать на уровне инстинкта. Это дает возможность избегать ошибок и просчетов, которые остались в прошлом вместе с горечью сомнений и потерь. Такой человек, приобретя определенные принципы и табу, надежно оберегает себя и птицу от неудач. Потому что птица, как и человек, болезненно переживает свои проловы, поражения и неудачи – так говорят опытные и осведомленные беркутчи.

В прежние времена премудростям охоты с беркутом никто не учился самостоятельно путем проб и ошибок. Этого просто никто бы не позволил. Делать даже тренировочный напуск близ жилья (передвижных юрт), где играют дети и есть домашние животные, – категорически запрещено. Ошибка в таких условиях может привести к трагедии.

А еще важно, что никто бы не позволил ненаученному человеку взять себе птенца беркута из гнезда. Самостоятельная практика тренинга с молодым беркутом без предварительной продолжительной теоретической подготовки может привести к трагедии, как для самого начинающего беркутчи, так и для людей и животных. Кроме того, мало кто знает, что в прошлом на огромных просторах Степи, предгорий и в горах все гнезда беркута были расположены на чьих-то родовых землях, территориях, урочищах. Именно поэтому изъятия птенца из гнезда без разрешения хозяина считали преступлением – то есть обычной кражей. Хозяин, не позволяя никому даже приближаться к гнезду, знал, сколько яиц отложила птица, а после вылупливания птенцов знал, какого они пола.

Такие известные и авторитетные авторы, как М.Г. Муллагулов, Г.Н. Симаков указывают, что многие роды беркутчи не имели собственных земель с гнездами беркутов и потому покупали молодых беркутов у башкир, на чьих землях были гнезда очень хороших птиц, которые местное население всегда тщательно охраняло, поскольку это был вид их заработка, принадлежавший роду, а не конкретному ловцу, поймавшему птицу или взявшему из гнезда птенца.

Охота с беркутом – это искусство тюркских народов, в мастерстве которого они превзошли все другие народы. Вероятно, именно культура охоты с беркутом позволила тюркам еще в далекие времена освоить такие огромные пространства, хотя они и не всегда комфортны для условий обитания.

Многие северные территории с суровыми климатическими условиями, где приходилось тюркским народам зимовать, едва ли можно было бы освоить и контролировать без добывания и, как следствие, без отработанной до мелочей культуры охоты с беркутами.

Довольно сложная культура охоты с беркутом была востребована самой кочевой и полукочевой жизнью, при которой добывание волков и лисиц было жизненной необходимостью, определенной климатом и необходимостью в зимнюю пору значительную часть светового дня быть верхом в седле на открытом воздухе, выпасая и перегоняя скот на большие расстояния. Вместе с тем температура воздуха в определенные периоды может опускаться ниже -30 °С или даже ниже -40 °С. При таких условиях наличие волчьей шубы и лисьей шапки для человека является жизненной необходимостью, которую просто ничем заменить даже в наше время.

Интересным историческим фактом является случай поражения, пленения и пребывания в плену князя Игоря Святославовича у его друга молодости и будущего свата – хана Кончака. Интересным и примечательным является именно то, что, находясь в почетном плену у тюрков, князь Игорь охотился (вероятно, на зайцев), не с беркутом, а именно с ястребом. Этот факт, кроме всех остальных возможных выводов, позволяет осознать то, что Игорь не охотился с беркутом ни по какой другой причины, кроме той, что эта птица требует от охотника особой практики и особого знания, как самой птицы на индивидуальном уровне, так и наличия особых личных привычек. Без этого, в случае ошибки или неквалифицированных действий охотника, могла случиться трагедия.

Вероятно, князь Игорь Святославович, имевший основательные военные знания, имел также все необходимые в те времена привычки добывания продовольствия в условиях похода, то есть охотился в степи с ястребом. С ястребом охотиться проще. Именно поэтому, как сказано в летописи о Кончаке, который пленил Игоря с его сыном: «Давал князю Игорю волю, который охотился с ястребом, где хотел, и было при нем много молодых всадников охранников».

Здесь, вероятно, уместно отметить, что на огромной территории бывшего СССР количество успешных охотников, имевших беркутов вне территории Большой Степи, равнялась буквально единицам. В Киеве в свое время также был сторонник не столько охоты с ловчими птицами, сколько просто владелец беркута (кстати, который и пострадал из-за неумелого обращения с птицей). Вероятно, это событие послужило наукой для других. Возможно, именно поэтому по сей день пока что никто из киевских и украинских любителей ловчих птиц не старался стать владельцем беркута именно как ловчей птицы.

Охота – сложная и тонкая наука, которая требует от охотника, прежде всего, знаний и опыта – вначале пусть и чужого, но добросовестно усвоенного. Соколятникам, особенно начинающим, всегда нужно соблюдать нормы безопасности в общении с ловчими птицами. И это касается не только беркута, но и других хищных птиц, которые, на первый взгляд, могут показаться безопасными. Например, это касается даже такой маленькой и, казалось бы, смирной птицы, как ястреб-перепелятник, который в случае каких-то неправильных действий начинающего охотника может вести себя непрогнозированно и нанести неосторожному человеку не только мелкие, но и серьезные травмы, как об этом мне рассказывал известный грузинский базиери Мераб Бахия.