Усиление ответственности за жестокое обращение с животными

Ульяна Яненко

Август, 2017 год

Наше общество можно снова поздравить. 22 июня ВР наконец-то смогла принять закон № 5119-1, который усиливает ответственность за жестокое отношение к животным. Когда этот закон вступит в силу и кто будет контролировать его выполнение – дело будущего. Но все же… Может, действительно станем Европой?

Есть люди, которые не осознают, что животное не рождается злобной бестией. Это мы его таким делаем. Любое малое создание надо научить, приучить и любить, тогда, со временем, будет отдача старательностью, аккуратностью и преданностью. И наоборот, собака/кот становятся агрессивными в ответ на злость, пытки и травлю.

Итак, законом предусмотрено преступнику наказание в виде штрафа от 3400 до 8500 грн, а также в зависимости от степени жестокости и гибели по причине этого животного лишение свободы до 8 лет заключения. Отдельным пунктом фигурируют коллективное издевательство и убийство животного в присутствии детей.

Главная цель закона – действие, соблюдение, контроль и выполнение. А пока живем по принципу «не поймали – не виновен», что, очевидно, будет действовать еще долго.

Имеем также в Украине Инструкцию «Содержание животных в городах», которую почему-то не выполняют. Вероятно, ее будут в ближайшее время переделывать и адаптировать к европейскому уровню.

Одним из аспектов недоработки вышеупомянутых документов является то, что животное может приобрести каждый человек (по социальному статусу и психологическому типу). Но не все осознают кропотливость работы по уходу за малышней и большой ответственностью перед обществом за уже взрослое животное. В цивилизованных странах существуют службы, которые проверяют будущих собственников животных относительно их психического состояния, жилья, работы, наличия инвалидов; сможет ли семья уделять достаточно времени для прогулок, тренировки и ветеринарного обслуживания на должном уровне. Если люди проходят такие тесты с необходимым уровнем баллов, тогда комиссия дает разрешение на приобретение домашнего животного.

Что поражает человека «собачника»/«кошатника», попавшего за границу, прежде всего? Отсутствие беспризорных животных (особенно в Великобритании, Голландии)! Нет у них стай собак или кошачьих сборищ! Все животные у хозяев или же в приютах, где есть надлежащий уход. Сами  приюты имеют вид чистых, безопасных помещений или вольеров, где желающие спокойно могут подыскать себе приятеля для житья-бытья, а не как у нас – изо всех сил убегать и больше не вспоминать это место.

Если хозяин не способен справиться с содержанием или дрессурой животного, он обращается за помощью к «животной» полиции, где подыскивают зоопсихолога или инструктора, помогают оплатить счета этим специалистам за консультации, в конце концов – найти другую семью, где смогут справиться с темпераментом животного.

Как вам такая информация? Правильно делают? А что происходит в нашей стране? Далеко за примерами ходить не надо. 3 мая утром звонят мне волонтеры-собачники и говорят: «Мы тут отвязали собаку, она больше суток была привязана к дереву возле пруда. Мы знаем, что у вас недавно погибла Ника (немецкая овчарка), так ведем сразу к вам – не отказывайтесь, потому что очень красивая».

Через 20 минут уже были у меня. Я аж ойкнула: пес огромный, в холке 70 см, немецкий «лохмач» с рыженьким подпалом. Возраст по зубам – где-то приблизительно год, то есть самый шкодливый период. Запуганный и грязный… Определил моего мужа сразу как главного. Но не подпускал к себе. Чтобы прокапать от клещей и блох, его нельзя было даже вымыть. Плакал, лаял, сутки не спал – боялся, что сейчас что-то случится. За каждым ходил «хвостиком», чтобы его не оставляли одного. Не ел из миски, воровал краюшки хлеба со стола (рост и отсутствие воспитания позволяли). Приходилось мне его еду брать из миски рукой и над ней кормить, понемногу все ниже и ниже опуская руку. И надо было не отходить от него, пока ест, потому что иначе бросал все и бежал следом за тобой. Благо у меня было еще четыре дня отпуска, поэтому «приемыша» самого не оставляли. Первые два дня он просто плакал.

Со временем оказалось, что собака не знает ни одной команды, не умеет ходить на поводке, боится компаний людей и толп детей. Мы обнаружили многочисленные раны по всему телу: от головы до пят, между подушечек пальцев. Я не знаю, как можно было так зверски «воспитывать» пса! Молодое животное, а уже с искалеченной психикой! Почему и как его «воспитывали»? А в итоге избавиться – привязать к столбу, может, кто подберет…

Мы дали объявления в интернете и расклеили фото с подписями на столбах. Результатов – ноль. Пришли к выводу – собака не из нашего района, она даже дороги не искала. А о предыдущих горе-хозяевах можно сказать одно: уроды! Хотя на животном были недешевые поводок и ошейник, однако им никто совершенно не занимался.

Сейчас пес у нас, назвали мы его Дар (Дарий). Занимаемся с инструктором и сами. Очень сложно, потому что собака взрослая, хотя и года нет, а это не двухмесячный щенок, которого легче учить. Первый инструктор сразу заявил: «Социопат. Если в течение месяца не изменится – будем усыплять». Ага, сейчас! И не таких укрощали! Как говорят: «Вода камень точит», а у нас – ласка, разговоры и забота.

Вот уже проходит два месяца… Дарий расставил свои приоритеты: хозяин, «отец» – главный, это гульба, обучение и игры, «мама» – ласка, пища, гульба, но опасная и подозрительная, потому что лечит, выискивает клещей, «сестры» – гульба, гульба, и еще раз гульба! Проявились некоторые черты характера: говорун и любит, когда с ним разговаривают, любит, когда расчесывают, но не терпит никаких гигиеничных манипуляций (чистка ушей, обработка ран или обработка против клещей), очень обидчивый, ревнивый и, не приведи Господи, что-то оставить из пищи на столе – все достанет! Таким образом, набираемся терпения, лепим «ушастую» личность.

Вот вам и пример из личного опыта. Теперь думаю, как найти тех «владельцев», как привлечь их к ответственности? Брали – значит, знали, на что шли, с чем этот шаг связан и чего стоит выращивание щенка. Было ли у этих людей вообще чувство ответственности? Практика свидетельствует, что привлечь к ответственности за такое в нашей стране – без вариантов. Штрафы и зона? Так надо еще поймать этих людей.

Таким образом, принятый правительством закон – это очень хорошо, но ведь это все без рычагов на местах, без специальной службы, призванной контролировать по районам каждое животное, его содержание, воспитание. И пока этого всего не будет – внедрения в жизнь данного документа не осуществится.

К сожалению, есть еще одна социальная тенденция: как только возрастают цены – количество беспризорных животных (к сожалению, и людей) увеличивается. В центре города это не так заметно, а на окраинах, в предместье и области – заметно. Таковы реалии нашего нынешнего бытия.

Что ж, желаю читателям достатка, хорошего досуга и приключений с домашними любимцами, терпения и мудрости к их выходкам, а главное – здоровья!

У. Яненко, врач ветеринарной медицины

 

От редакции. Мы посоветовали бы охотникам обратить внимание на это нововведение. Ведь, вполне возможно, оно может стать (а, возможно, именно для этого и было принято) очередным противодействием развитию нашей охотничьей отрасли, в частности охотничьей кинологии. Ведь формулировку «натравливание животных» можно трактовать по отношению к охотникам так, что потом мало не покажется.