Чего нам ждать от концессии наших лесов

Владимир Нижник

Декабрь, 2017 год

Как украинцы «эффективно» и «по справедливости» приватизировали государственные промышленные и муниципальные объекты, доставшиеся нам от Союза, всем хорошо известно – 99,9% украинских граждан просто «кинули». А как рассказывали, какие  молочные реки с шоколадными берегами нам рисовали!..

Вот и сейчас, как я то понял, после запланированного прихода иностранных инвесторов в наши леса, нас – рядовых украинцев – ждет неописуемая благодать. Грибов и ягод станет больше, дичи – так вообще завались, собирай и охоться – не хочу, и все бесплатно. Дрова, строевой лес, изделия из древесины так подешевеют, что массово откажемся от газа и угля, топить начнем дешевыми дровами, а деревянную мебель будем менять каждый год, котеджи перестанем строить из кирпича – из древесины станет дешевле… Живущим в сельской местности пенсионерам и малоимущим иностранные инвесторы, прихватившие наши леса, будут завозить дрова прямо на подворье и совсем бесплатно. Что, не верите? Так и я не верю в эти песни. Какой это иностранный дурень станет рисковать, вкладывать средства в нестабильную во всех отношениях страну, чтобы нас с вами осчастливить? А может, поиметь? А что собственно эти «иностранные» инвесторы собираются поиметь с наших лесов, и действительно ли они иностранные?

Я сегодня еще могу понять инвестиции в сельское хозяйство, весной посеял – осенью собрал. В промышленность – сегодня вложил, максимум через 7-8 лет получил прибыль. Но лес – ресурс относительно долго восстанавливаемый, сегодня посаженный лес можно будет рубить через 80-100 лет. Никакой инвестор столько не живет, к тому же за этот период в Украине пройдет еще 5 революций, сменится 50 правительств и, как результат, десять раз переменяются законы в диаметрально противоположном направлении. Опыт кидалова иностранных инвесторов у нас такой большой, что его вряд ли не усвоили в цивилизованных странах.

А может, пресловутые инвесторы и не собираются сажать у нас лес, а только дорезать наш, вывести его за кордон, а потом под любыми надуманными предлогами сбежать, не выполнив обязательств по капиталовложениям. Что это за инвесторы, по каким критериям их подбирают, на каких условиях им будет передан лес, что они с ним собираются делать, какие восстановительные работы будут проведены взамен? Никакой конкретной информации – темный лес. Но при этом нас уверяют, как это будет хорошо и выгодно для украинского народа. Как выгодно Украина закупила нефтяные вышки (имени Бойко) через иностранных инвесторов – мы знаем.

Тот факт, что нам с вами, рядовым гражданам, уже не первый год под блестящей, но не прозрачной обложкой концессии скармливают идею фактической приватизации украинских лесов, говорит о том, что в афере замешаны самые высокие чины и самые богатые люди Украины и не только. Не позволили бы наши олигархи провести приватизацию леса без их участия, и осуществить им это не составляет труда через различные их фирмы, зарегистрированные за кордоном, и даже на подставных иностранных граждан. Ну что ж, процесс захвата государственных лесов запущен, к большому сожалению, мы с вами, уважаемые читатели, противостоять ему не в силах, да и главная мысль данной статьи несколько иная. Оставим перспективы концессии украинских лесов для наших граждан вообще, поговорим конкретно о перспективах для охотничьей отрасли и нынешних пользователей охотничьими угодьями. Пробуем нарисовать картину возможного будущего.

Итак, в лес приходят концессионеры, супербогатые и влиятельные люди – меняется постоянный пользователь лесными охотничьими угодьями, то есть вместо лесхозов (ГЛХ) все взаимоотношения на упомянутых угодьях вы, собственники охотхозяйств, будете урегулировать с новыми иностранными фирмами. Скажите, Бога ради, зачем им – фактическим хозяевам лесов, среди которых найдутся и охотники, терпеть вас – так называемых пользователей угодьями, статус которых на данной земле – мышиный. Кто вы такие, частные охотхозяйства, на их, практически частной, территории, зачем вы им нужны, чтобы ваши егеря трепали им нервы, чтобы они к вам просились на охоту? Если концессионеры уже возьмутся за лес, то возьмутся по полной программе, и сами будут вести охотхозяйство, терпеть еще кого-то на своей территории не станут. Как отобрать у вас охотхозяйство? Проще простого, и способов предостаточно. Способ первый, экономический, вполне законный даже по ныне существующему Закону «Об охотничьем хозяйстве и охоте». Ст. 24 «Плата за пользование охотничьими угодьями» еще никто не отменял, и она гласит: «Размер и порядок внесения платы за пользование охотничьими угодьями определяется в договоре между пользователем охотничьих угодий и владельцем или постоянным пользователем земельных участков, на которых находятся эти угодья».

Кстати, эта статья уже действует несколько последних лет, лесхозы (ГЛХ) выставляют счета пользователям охотничьих лесных угодий (не путать с арендаторами земли). По той информации, которая есть в нашем распоряжении, в 2017 году плата за лесные угодья составила 2 грн за 1 га, что весьма приемлемо для нынешних частных охотхозяйств. Итак, лесхозы упраздняются, ликвидируются или еще какой хитрый ход, им на замену приходят новые постоянные пользователи лесных земель, с которыми следует подписывать новые договора на новых условиях. Вам выставляют счет – 200-500 гривен за 1 га, то есть 200-500 тыс. грн за 1 тыс. га! А что, это мировые цены, но для 95% нынешних даже очень богатых пользователей – непосильны. И вы сами откажетесь от угодий, а если не откажетесь, станете бороться, будет следующий ход – урезать вам лимиты или вовсе приостановить охоту, хотя бы на важные для вас виды дичи. Как это осуществить? А вы убедились, как можно закрыть охоту на лося с помощью административного ресурса, нашли прохиндея – ученого, подключили  экологических аферистов, где надо – нажали админресурсом, даже комиссию по Красной книге – нагнули, и дело сделано. А закрыть охоту в одном отдельно взятом охотхозяйстве – еще проще. Умышленно не стану раскрывать все существующие более тонкие и сложные методы уничтожения охотхозяйства, уж поверьте на слово, если будет поставлена задача и оплачена эта работа – у вас его отберут или положат на лопатки. А охотхозяйство, в котором не проводятся охоты, вам не будет нужно, вы отдадите все права и документы за так. Но и это еще не все, вы и охотничью базу, в которую вложили душу и немалые средства, и которая также приглянулась новым концессионерам, отдадите им за треть цены. Кому нужна охотничья база, на которую перестанут ездить охотники? Уважаемые владельцы охотничьих баз, стали бы вы сооружать ваши базы именно в том месте, если бы вы не имели именно там своего охотничьего хозяйства? Большая часть ответит – нет. Вы возразите, что ваша охотничья база расположена в живописном месте, у красивого водоема, пользуется спросом, и ее посещают не только охотники, вы ее не собираетесь продавать… Может, вы и не собираетесь продавать, но кто-то соберется у вас ее «выкупить», и методов подобного «выкупа» за треть цены – также предостаточно. Сомневаетесь? Методы конкурентной борьбы, методы отжатия имущества и предприятий, успешно внедренные людьми Януковича, ни за какой поребрик не уехали.

А может, закрытие охоты на лося (кстати, с ведома нынешнего правительства) и есть первая пробная попытка развалить охотничью отрасль, чтобы владельцы охотничьих хозяйств не так шибко противостояли концессии лесов? А после приватизации лесов и передела охотничьих угодий под себя, они запросто откроют охоту и на лося, и на зубра, а если захотят – то и на страусов с жирафами, то ведь для себя.

Итак, перспектива перехода охотничьих хозяйств, расположенных в основном на лесных угодьях, а вместе с ними и охотничьих баз от нынешних пользователей к новым хозяевам – лесным концессионерам, ясна как божий день. Что можно предпринять сегодня, чтобы этого не произошло?

Если нет возможности предотвратить передачу государственных лесов в концессию мутным инвесторам, следует обезопасить от них хотя бы охотничьи хозяйства. Нужно так изменить систему платы за пользование охотничьими угодьями, чтобы новые постоянные пользователи лесными землями не могли определять ежегодный размер платы и вообще диктовать условия пользования этой землей. Отменить плату за пользование охотничьими угодьями вообще не является лучшим вариантом, но и он – благо. Лучший вариант: сохранить плату за пользование угодьями, но изменить методы определения ее размера и самое главное – кому она должна поступать. Мое глубокое убеждение, размер ежегодной платы за пользование охотничьими угодьями должен определяться решением Кабмина (к примеру – раз в три года), а собранные с пользователей угодьями средства должны направляться  на обеспечение государственной службы охраны диких животных (которая пока еще не создана). Во всяком случае, в связи с грозящей нам концессией государственных лесов изменения к статьям 24 и 21 (там тоже есть подвох) сегодня для нынешних владельцев состоятельных частных охотхозяйств стоят на повестке дня очень остро. Но это владельцам охотхозяйств и охотничьих баз следует почесать репу, а что может принести смена хозяев для охотничьей отрасли, для егерской службы и рядовых охотников? Из положительных моментов передачи наших лесов в частные руки можно предположить: вливание дополнительного капитала в охотничью отрасль, укрупнение ранее раздробленных охотхозяйств, повышение средней зарплаты по отрасли, но и повышение требований к егерской службе, увольнение большинства непрофессиональных директоров и охотоведов. Чего больше, плюсов или минусов, и как они скажутся на судьбе каждого конкретного директора охотхозяйства или егеря? Поживем – увидим.

Из возможных отрицательных моментов для обычных граждан следует предполагать ограничение доступа простым смертным в частные леса, как в Европе. И это неудивительно, по вашим частным огородам ведь не ходят, кто хочет и когда хочет. Что, сегодня законы такого не позволяют? Так олигархи запросто перепишут все законы под себя, а себя занесут в Красную книгу. Благо нынешней комиссией по Красной книге можно любую дырку закрыть, в чем мы уже убедились.