Качели

Николай Линник

Декабрь, 2017 год

Про себя эту пору года я называю «качели». Процесс перехода из осени в зиму всегда непредсказуем, и сопровождается частой сменой погодных условий. Заглянет на несколько дней зима, закует тонким ледком водоемы, и вот уже теплится в душе надежда, что через ночь-другую лед сделается пригодным для передвижения. В начале декабря я даже несколько раз с работы убегал пораньше, чтобы до наступления темноты успеть к одному из ближайших прудов и проверить, как там лед. А потом возвращается осень. Снова идут дожди, и делается тепло. Причем, сколько это может продлиться, никто не знает.

Хотя, чего пенять на погоду. Нет льда – ну и ладно. Я каждый год продолжаю рыбачить с летними снастями до самого ледостава. Кстати, такая вот мягкая зима – очень хорошее время для выбраковки всех полученных за лето навыков. Если все сделал правильно, то и в декабре можно хорошо порыбачить с той же поплавочной удочкой или фидером. А если сделал хоть что-то не так, то и поклевки за день не увидишь.

После первой робкой попытки зимы взять верх над осенью, снова установилась довольно комфортная для посиделок с пикером погода. Я решил не рисковать и не ехать в поисках рыбы за тридевять земель, а проверить свои любимые точки на канале, где весь ноябрь активно клевал подлещик. За те несколько дней, что поверхность канала была покрыта льдом, в подводном царстве произошел ряд перемен. Во-первых, уровень воды в реке поднялся еще на 10 см. Во-вторых, световой день продолжал стремительно сокращаться, и на полноценную рыбалку оставалось все меньше времени. А в-третьих, температура воды вплотную приблизилась к «нулевой» отметке, и она сделалась кристально чистой. Все это нужно было обязательно учитывать при планировании рыбалки. Осталось вычислить: какой из факторов окажется решающим. От этого будет зависеть и тактика прикармливания, и конструкция оснастки. Но вот сделать это можно было только опытным путем.

Теплые зимы прошлых лет научили меня нескольким основным правилам, выполнять которые нужно обязательно. Рыбалку следует начинать с самых длинных поводков, и по мере необходимости их укорачивать. Несмотря на то, что даже зимой на рыбалку я беру с собой не менее 5 насадок (мотыль, опарыш, кастеры, тесто из черного хлеба, тесто из манки), самой универсальной приманкой в это смутное время является «бутерброд» из опарыша и нескольких мотылей. С этой приманки я обычно и начинаю рыбалку. Еще одно непременное правило, которым я пользуюсь уже не один год, помогает мне экономить приблизительно полтора часа активной рыбалки. Я имею в виду привычку замешивать прикормку дома. В условиях низких температур процесс пропитывания прикормки водой увеличивается приблизительно в три раза. И если летом на замешивание прикормки приходится тратить не менее получаса, то зимой и полутора часов оказывается мало. Когда световой день длится чуть больше 7 часов, рыбалка может так и закончиться: на стадии замешивания прикормки. Ведь зимой выходы белой рыбы на кормежку по времени очень сжатые, и происходят один-два раза за день. Кто знает, пока прикормка пропитывается водой, рыбка может успеть и пообедать. Так что будет намного рациональнее провести все операции дома, при комнатной температуре. В этот раз я замочил водой пачку прикормки cерии плотва, предварительно просеяв ее через мелкое сито. Смесь слегка недоувлажнил, и утром, после 8-часового отстаивания на балконе и финального просеивания через сито, смесь выглядела пушистой и рассыпчатой. Теперь я был уверен в том, что прикормка начнет высыпаться из кормушки, лишь только та упадет на грунт. Зимой это очень важно. Инертная рыба лучше всего реагирует на движение. В эту пору наиболее привлекательная для рыбы анимация приманки должна выглядеть приблизительно так: из упавшей на дно кормушки сразу начинает высыпаться корм, своим движением он привлекает к себе рыбу, а через несколько секунд рядом с кормушкой на длинном поводке опускается приманка. Если прикормку сделать более вязкой, рыба просто не будет обращать на нее внимания. Для коррекции механических свойств прикормки я чаще всего использую молотую жареную коноплю, которую добавляю в уже увлажненную смесь. Эта добавка заметно «оживляет» прикормку.

На водоеме мне остается только разложить снасть, промерить дно, и можно приступать к рыбалке. В этот раз я снова рыбачил с коротким – 2,45  м – пикером, который оснастил вершинкой мощностью 0,5 oz. С этим пикером каждая реализованная поклевка у меня превращается в яркое событие. На катушке была намотана основная леска 0,2 мм. Кормушка-клетка массой 15 г на клипсе свободно скользила по леске, а длинный метровый поводок из лески диаметром 0,08 мм заканчивался крючком №16. Между основной леской и поводком я поставил эластичную вставку из «фидергама».

Зимой никаких стартовых закормов я не делаю, а сразу, с первой порцией прикормки, цепляю на крючок насадку. В этот раз первой поклевки мне пришлось ожидать часа полтора. Да и то, вместо ожидаемого подлещика на крючок сел окунь. Потом приблизительно с час мое терпение испытывала плотва, которая клевала резко, но так аккуратно, что из 10 поклевок мне удалось реализовать только три. А перед самым закатом солнца на прикормку все-таки приплыли подлещики. В отличие от плотвы, они брали приманку более уверено. Квивертип мягко гнулся к воде, и времени на подсечку оставалось предостаточно. На холоде возиться с садком не хотелось, поэтому рыбачил по принципу «поймал-отпусти».

Может, я так и продолжал бы весь месяц рыбачить на канале, но в один из дней знакомые спиннингисты сообщили мне точные координаты огромного косяка леща. Новость эта взбудоражила мое воображение, и я решил провести несколько рыбалок на большой реке. Корректировке под изменившиеся условия ловли подверглось практически все. Вместо пикера в этот раз я взял с собой неоднократно проверенный фидер длиной 3,60 м и тестом 100 г. Для ловли рыбы на течении эта модель очень удачная. Особенно ценными являются поразительные бросковые качества этой «палочки». Особо не напрягаясь, прицельное прикармливание можно производить даже на дистанциях в 30-40 м. Вместо монофильной лески в этот раз поставил плетенку диаметром 0,132 мм. На сильном течении и большой глубине плетеная леска намного переигрывает монолеску. Изменился и монтаж оснастки. Для крепления кормушки в этот раз я использовал проверенный годами патерностер Гарднера. Поводок поставил сложный. Основную его часть составлял метровый отрезок лески диаметром 0,14 мм, а перед самым крючком, приблизительно 15 см, поставил монофильную леску 0,108 мм. Между собой лески крепятся обычным двойным узлом. Наличие относительно толстой и жесткой вставки из флюорокарбона заметно «оживляет» приманку, и на течении она играет более соблазнительно для рыбы. В прикормку было добавлено около килограмма грунта. Неизменной осталась лишь наживка на крючке. Рыбалку я решил начать с того же «бутерброда» опарыш-мотыль.

Рыбы в указанном месте было действительно много. Она то и дело задевала за леску, квивертип реагировал на это резкими единичными кивками, а при выматывании снасти на плетенке часто оставались следы слизи. Но на все мои ухищрения она никак не реагировала, и опускаться ко дну не желала. Зато зверствовали бычки. Стоило приманке оказаться на дне, как следовала едва заметная поклевка, и на крючке оказывался монстр длиной в половину мизинца. Бычки были повсюду. Клевали они и у берега, и на фарватере, где глубина составляла не менее восьми метров. Анализируя результаты рыбалки, я пришел к выводу, что, скорее всего, активность бычков стимулировала муть, которая шла от грунта. Будь прикормка более инертной, может, и какой-нибудь лещик опустился бы ко дну.

Ерш-носарь редкой для Припяти рыбой не является, но ловят его на донку большей частью ранней весной, когда он перед нерестом собирается в большие стаи на речных отмелях с замедленным течением. Потом, когда начинает клевать другая, более интересная рыба, все переключаются на ее ловлю, и о носаре забывают. А вот я испытал настоящую радость, когда в декабре нарвался с пикером на его бойкий клев. Стая носарей обнаружилась за каменистой дамбой, на границе основного и обратного течений. Однако поклевки происходили только тогда, когда крючок с насадкой оказывался в зоне тихой воды. Рыба совершенно не желала покидать зону комфорта, и стоило мне забросить приманку хотя бы на полметра ближе к берегу, она оставалась незамеченной. Интересным оказалось и отношение рыбы к прикормке. Казалось бы, ершу растительная смесь совершенно безразлична, но я заметил обратное. Стоило мне, как весной, повесить на леску вместо кормушки грузило, и частота поклевок резко уменьшилась. Видимо, основной причиной такого повышенного интереса носаря к кормушке была все та же муть, благодаря которой на прошлой рыбалке мне удалось наловить бычков. Носари собирались на муть, начинали подбирать высыпающихся из кормушки мотылей и опарышей, а среди них находили крючок с наживкой. Чтобы убедиться в правильности своих выводов, я пробовал набивать в кормушку чистый грунт и мотылей. Эффект был тот же. А чтобы носари не так сильно заглатывали крючок, я даже укоротил поводок до 25 см. Близость кормушки никак не смутила колючих. Бойким клевом разнокалиберных носарей я наслаждался до самого вечера, чему был несказанно рад.

Как бы там не сложились погодные условия, но по мере того, как укорачивается день, рыба все больше переходит на зимнее расписание жизни. В каналах со слабым течением дислокация подводных обитателей сильно не меняется, только время выхода на кормежку делается все более кратковременным. А вот в больших реках бель собирается на русловых ямах, зависает там в толще воды и на некоторое время прекращает кормиться. Более серьезные хищники – щуки, судаки и окуни – также переселяются поближе к ямам. А вот прибрежные мелководья до самого ледостава попадают под власть бычков и ершей. Потом, когда на реке встанет лед, белая рыба снова начнет выходить кормиться к берегу, и ее довольно успешно можно будет ловить на мормышку, покаток и подледный фидер. Но это уже совсем другая история.