Со своим уставом…

Николай Линник

Январь, 2018 год

Рыбалка на незнакомом водоеме. Сколько ни слушай рассказы о ловле в тех местах, где еще не был, сколько не читай периодику – все равно теоретические представления о предполагаемом районе ловли меняются, порой кардинально. Не раз и не два бывало так, что накопленный дома опыт на выезде оказывался совершенно бесполезным. И чтобы уйти от нуля, вполне рабочие на домашних водоемах снасти приходилось безжалостно переделывать на скорую руку.

Поначалу это меня, мягко говоря, всегда раздражало, т.к. приходилось терять уйму времени на то, чтобы приспособиться, понаблюдать за тем, как и на что ловят местные завсегдатаи, проанализировать их действия и сделать для себя выводы. Однако со временем процесс освоения новых водоемов: эксперименты со снастями и приманками, разработка нестандартных тактических схем и приемов мне стал нравиться. И теперь при любой возможности посетить незнакомое место делаю я это с великим удовольствием. Мешки выловленной рыбы уже давно перестали меня радовать, а удовольствие на рыбалке я получаю от того, что удалось перехитрить местную рыбу, подобрать к ней ключик. Кроме того, опыт, полученный при освоении новых водоемов или подсмотренный у местных рыболовов, зачастую эффективно работает и дома.

Несколько лет назад довелось побывать по делам в одном небольшом городке. Городок этот стоит на реке и, конечно же, без рыбалки не обошлось. На совместных выездах местные рыболовы рассказали мне об одном необычном озере, где, по их словам, глухозимья не бывает, а рыба исправно клюет всю зиму. Эти сведения заинтересовали, тем более домашние водоемы в тот год клевом рыбы особо не баловали. Уговаривать ребят долго не пришлось, и было решено, что в следующий мой приезд на это озеро будет организована экспедиция.

Проведя накануне рыбалки инвентаризацию приманок, остановил свой выбор на хорошо отработавших по домашней рыбе «кобрах» и «чертиках». Эти приманки, еще ни разу не подводившие меня дома, должны были, на мой взгляд, хорошо показать себя и на выезде. Как запасной вариант захватил с собой «балду», вдруг на мормышку клевать не будет.

Как обычно, в первый день собирались долго и на льду оказались уже засветло. Когда моему взору открылась панорама водоема, вздохнул с облегчением: привычная «старичная» компоновка озера предполагала интересную рыбалку. Один берег мелкий и от того сильно заросший подводной растительностью. А второй более глубокий и чистый от всяких подводных джунглей. Но в то же время, было понятно, что за короткий зимний день с водоемом таких размеров можно познакомиться лишь поверхностно. С нами были местные проводники, и это внушало надежду на успех рыбалки.

Чтобы сэкономить время на поиск рыбы, решил некоторое время порыбачить в компании местных аборигенов, тем более они были совершенно не против. Первую остановку мы совершили на травянистой отмели. Увидев мою удочку, оснащенную леской диаметром 0,1 мм с черной «коброй» диаметром 4 мм, проводники заулыбались. Их снасти были намного грубее: леска диаметром не менее 0,15 мм, а мормышки – старые свинцовые с коронкой – были раза в два крупнее моей «кобры».

Первая же проводка мормышки закончилась уверенной поклевкой, и вот уже на льду ворочается хорошая плотвица. Неплохо для начала. Еще через две проводки такая же по размеру плотва удачно перекочевала из лунки на лед. Ободренный таким стартом, решаю закрепить успех и прикормить эти лунки мотылем. Моя возня с запихиванием мотыля в лунки вызвала бурю недовольства со стороны местных рыболовов. По их мнению, это было чистой воды разбазариванием дорогой наживки. Но я считал по-другому. Тем более, что тактика закорма лунок на домашних водоемах часто приносила ощутимый результат.

В соседних лунках наблюдалось затишье. Проверив их с десяток и не увидев ни одной поклевки, решил сменить приманку. Вместо «кобры» под лед отправилась черная с золотистым брюшком «коза» размером 2 мм, что ровно в два раза меньше размеров предыдущей мормышки. В первой же лунке мормышку атаковал «матросик» длиной с указательный палец. Поклевки следовали одна за другой, едва «коза» отрывалась от грунта. После того, как счет выловленных окуней перевалил за десяток, у меня возник справедливый вопрос: «А где же обещанные горбачи?». Меняю «козу» на обкатанную гранёную мормышку от SALMO. На домашних водоемах эта мормышка не раз спасала в моменты бесклевья. Но живущие в этом озере крупные окуни к моей затее отнеслись очень холодно. Зато «матросня» принялась еще сильнее теребить золотистую мормышку.

Решаюсь в очередной раз перевязать приманку и поставить что-нибудь более крупное в надежде, что принцип: большому куску и рот радуется, сработает. Но увеличение размера приманки тут же отрицательно сказалось на количестве поклевок. Да и сделались они какими-то вороватыми. Мелкий окунь словно кого-то боялся, а более крупные его собратья, если и были неподалеку, то атаковать мормышку не торопились.

Проверка прикормленных накануне лунок показала полное отсутствие поклевок. Где плотва, которая час назад клевала так уверенно? И вообще… Возвращаюсь к «матросикам». Где ваши папы и мамы, почему они отказываются клевать на мои проверенные мормышки? С этими грустными мыслями в очередной раз перевязываю мормышку. Теперь на леске висит «Уралка» без каких-либо украшений на крючке. Но поклевок стало еще меньше…

Пока я занимался «обкаткой» мормышек, мои проводники ушли далеко вперед. По их постоянному перемещению от лунки к лунке было видно, что с поклевками на том конце озера тоже негусто.

Зимний день короток. Уже начало смеркаться, когда я, наконец, добрался до своих проводников. Вопреки моим ожиданиям они неплохо обрыбились. Возле каждой лунки лежало по два-три окуня, каждый из которых был в несколько раз больше моих «матросиков». Тактическая хитрость аборигенов заключалась в том, что они постоянно передвигались по лункам. Поймал парочку окуней и переходи… А я-то думал, что они бегают по лункам, потому что рыба не клюет.

Вечером, после ужина, я внимательно выслушал все рассказы моих проводников об их рыболовных подвигах. Полученная информация, наложенная на мой печальный сегодняшний опыт, позволила сделать несколько важных выводов относительно моих тактических ошибок. Решение переделать снасти пришло само собой. Кивки, поставленные на моих удочках, моим учителям показались слишком короткими. Чтобы хоть немного удовлетворить их требования к снастям, пришлось разобрать удочку для ловли на «балду». За сохранение диаметра лески 0,1 мм я долго боролся и, в конце концов, отстоял. Мормышку подбирали очень долго. В угоду требованиям аборигенов мне пришлось пожертвовать одной очень дорогой и модной вольфрамовой мормышкой, и частично снять с нее краску. В окончательном варианте, оснащённая этим несуразным длинным кивком, ещё недавно такая изящная, спортивная «балалайка» выглядела, словно головастик, у которого выросли ноги, а хвост ещё не отпал. Что ж, осталось подождать утра и посмотреть, что из этого получится.

Назавтра, еще затемно, уже были на озере. За ночь старые лунки покрылись тонкой корочкой льда. В целях борьбы за чистоту эксперимента, облов решил начать именно с них. Привычно быстрой игры с новым кивком никак не получалось. При увеличении частоты кивок начинал неестественно вибрировать, а приманка в воде срывалась в штопор и начинала стучать по леске. С такой игрой поклевки можно было и не дождаться. Пришлось в очередной раз «ломать» себя и переходить с привычной размашистой игры к едва заметным колебаниям. Но, странное дело, рыба тут же оценила мои мучения. На второй проводке я увидел касание рыбой приманки, за которым последовала уверенная поклевка. И вот уже первый «горбач» приятно холодит ладонь. Начало есть.

Каждая лунка приносила по нескольку «полосатых», а мелочь куда-то подевалась, словно ее тут вчера и не было. Интересно, может, погода поменялась? Чтобы установить истину, разматываю удочку, которой ловил вчера. Нет, все в порядке, мелочь никуда не пропала, она стояла там же, где и вчера. И стоило модной «козе» показаться в лунке, как на нее тут же набросились «матросики». Не желая больше испытывать судьбу, прячу орудие для убийства «спортивных» окуней в ящик и предаюсь ловле мерной рыбы.

Следует отметить, что наиболее активно рыба брала падающую приманку. Порой окунь клевал прямо в лунке, лишь только приманка проваливалась за нижнюю кромку льда. Чтобы удобнее было проводить приманку таким образом, приходилось вставать в полный рост. При ловле стоя, с проводкой мормышки сверху вниз, длинный кивок был то, что надо, он очень хорошо фиксировал поклевки рыбы «на подъем».

Ближе к вечеру активизировалась и белая рыба. Она стояла несколько глубже окуней, и для того, чтобы «полосатый» не мешал, мормышку нужно было быстро, без колебаний, опустить на половину глубины, и только там начинать мормышить. Такой способ ловли оказался очень забавным: хочешь поймать окуня – мормышь у самого льда, хочешь, чтобы клюнула плотва – опусти приманку на метр ниже. Прямо какой-то рыбный магазин, а не озеро.

Иногда в клев рыбы «вмешивались» щучки. Но они, как правило, оставляли мормышки себе напамять, и тогда приходилось обдирать краску с очередной коллекционной приманки. Но делать это нужно было умеючи. Всю краску снимать не следовало, а так, царапать мормышку, оставляя полосы краски. Вид обшарпанной мормышки рыбе очень нравился.

Эта поездка лишний раз подтвердила, что в рыбалке, особенно зимней, нельзя зацикливаться лишь на известных, традиционных способах ловли. Необходимо обязательно пробовать и экспериментировать. А еще наличие в коробке проверенных и разловленных дома мормышек – это необходимое, но далеко не достаточное условие хорошей рыбалки на незнакомом водоеме. Для достижения успеха имеется множество других, не менее важных факторов. Помните об этом, думайте над этим и старайтесь чаще ходить на рыбалку, ибо критерием истины может выступить только практический результат, подлежащий анализу и сравнению.