На украинские бойли

Н. Тараненко

Ноябрь, 2006 год

У каждого события есть своя предыстория и причина. Просто так на свете ничего не бывает. Так и в истории с Украинским бойли и с пойманным (мною) на него сазаном весом в 8 килограмм100 грамм и длиной в 71см…

Начитавшись литературы о современной ловле карпа на бойли, а также насмотревшись об этом видеофильмов, я решил посвятить этой наживке целый летний сезон (повысить, так сказать, свою квалификацию и мастерство), а заодно и дать фору местным рыбакам, которые, в основной своей массе, новшеств не признают, а ловят по старинке – на макуху. Это сазанятники. Есть еще лещатники и карасятники, которым порой также попадаются карпы. Кому рвут снасть, кому везет – вытаскивают. В их случаях карп-сазан соблазняется мастыркой, хлебной корочкой или бутербродом: мастырка-опарыш, корочка-опарыш. А вот на бойли, как мне известно, у нас никто не ловит.

Как правило у наших рыбаков-коропятников снасти надежные и опробированные: спиннинги в основном металлические или же из клеенного бамбука, катушки инерционные. Кто-то скажет: "Допотопные!" Но лично я так не думаю. Наши рыболовы свое дело знают хорошо, ведь целенаправленно поймать сазана в речке мягко говоря непросто. Для этого нужны сноровка и знания. Знания местности, повадок рыбы и, конечно же, терпение. И вот я решил этих асов переплюнуть.

Не рекламируя свои намерения, и не раскрываясь даже перед приятелями, на каждую рыбалку, с начала открытия сезона, брал новую для меня наживку. Оснащал ею два спиннинга и забрасывал или завозил к выбранной мной точке, разбрасывая при этом в окружности несколько бойли.

Западная и наша популярная литература учит, что на бойли карп идет как комар на голого: рано или поздно укусит. Но одного не учитывают эти авторы: у нас есть раки. И едят наши раки все: от червя и макухи до бойли и падали. Следовательно, чтобы вовремя заметить объеденную раками снасточку, приходится относительно часто ее проверять, от чего теряется весь смысл ловли на бойли. Одним словом, мои надежды покупные бойли не оправдали. И тогда я решил изготовить их сам. Достал соответствующую литературу и начал читать. Прочитав ее я понял, что эта наживка ни только не для меня, но и не для среднестатистического украинца, ибо для изготовления 10 килограмм бойли необходимо сто яиц, орехи, мед, сухое молоко, красители, ароматизаторы и другие компоненты, которые нам просто не по карману. Да и гарантии успеха с этой наживкой никакой. Не чудодейственная это наживка (как и вся остальная). К тому же, время сохранения этих десяти килограмм бойли в холодильнике – до двух недель. Одним словом, около ста гривень коту под хвост. К тому же, изготовление бойли классического – очень трудоемкая работа, требующая еще и помощника. Так что, взвесив все "за" и "против", я остановился на последнем. К тому же, мой практический опыт оказался нулевым. Говорят, что отрицательный результат – это тоже результат. В конце концов, я убедился, что в нашей местности карп к восприятию бойли еще не готов. И не готов по ряду причин. Первая из них: к данной снеди он не привык. Вторая: ко всему новому эта, самая умная, к слову, рыба, относится настороженно, хотя и считается водяным поросенком питающимся буквально всем.

Между прочим, в такой оценке бойли я не одинок. Один мой знакомый неоднократно пытался поймать в зарыбленном пруду карпа на бойли, специально снарядив для этого удочку. Брал ее на рыбалку и забрасывал вместе с остальными. За весь сезон у него не было ни единой поклевки. Но в его случае, по-моему, есть объяснение: ловя на бойли, он не подкармливал рыбу, и в этом, скорее всего, и была его ошибка. Хотя кто его знает.

Другой мой приятель, знаток и мастер карпиной ловли постоянно следит за новшествами, имеет кучу рекламных проспектов по рыбной ловле, журналы, видеофильмы. Так вот, и он пытался ловить на бойли и у него ничего не вышло. И он отказался! Еще он рассказывал, что, вычитав в одном из рыбацких журналов о чудодейственных ароматизаторах, приобрел такой фирменный за 9 гривень и с нетерпением выехал на рыбалку. На месте сдобрил макуху этим ароматом и с надеждой стал ждать. Результат – ни одной поклевки на это чудо-новшество. Так он и отдал остаток кому-то из знакомых.

Оказывается не все так просто. Если в Румынии, например, карпа ловят исключительно на кукурузу, то это национальное. И местный карп привык к этой пище. А в Европе, о нашем жмыхе и понятия-то не имеют, а на семечку ловят, приклеив ее к крючку. Кто из наших будет возиться с такой наживкой? Да и результат, думаю, будет сомнителен. Тогда уж лучше ловить на овес (читайте Сабанеева).

Но вернемся к моему эксперименту. В конце августа мой сосед, в погребе которого я хранил картошку, как-то спрашивает:

- Ты когда выберешь картошку? Уже новую пора засыпать, а ты со старой не разберешься.

А я о ней забыл совсем. Пришлось мне в тот же день вычищать погреб. Ведра четыре получилось старой, сморщенной картошки. Все это богатство я вынес на свалку, по соседству с погребом. Закончив работу, хотел было уходить, когда меня осенило: картошка – это же наше украинское бойли не один раз проверенное и апробированное жизнью. Перебрав все это богатство, перетащил его домой.

Отобрав полведра этой картошки, я отварил ее в мундире и слегка подсолил. Одна немаловажная деталь: сливать картошку после готовности не следует. Старая, попорченная картошка, отваренная в кожуре, оставаясь в воде, приобретает свойства резины: не рассыпается, отлично режется ножом на кубики, превосходно держится на крючке. После варки картофеля я нарезал его, как в венегрет. Получился большой целлофановый кулек. С этим кулинарным шедевром на следующие утро я отправился на рыбалку на мое прошлогоднее место, где я поймал шестикилограммового сазана.

Прикармливать рыбу картошкой с утра я не осмелился, посчитав, что клева тогда не будет, поскольку рыба займется моим картофелем, а не на тем, что на крючках. Прикормить решил по окончании рыбалки. Так и сделал.

Через сутки я снова был здесь, но перед ловлей, с самого утра закормил место картошкой. Однако на наши бойли ловить не стал: пусть привыкает, подходит. На макуху и мастырку с опарышем я поймал в тот день двадцать два карася.

На третью рыбалку в это место я выбрался ночью. С помощью фонарика оснастил спиннинги – два на картошку, два на макуху и один на мастырку. Забросил. Потом разделся, взял кулек с картошкой и заплыл в район заброса наживки, раскидывая прикормку.

Уже серело. Мелочь стала выходить на гладкую, как зеркало поверхность воды. Где-то у берега, слева от меня, в траве, плеснулся карась. Потом еще и еще. Я почему-то пожалел, что не взял удочку. Может рыба в берегу?

В течение часа не было никаких изменений. Но вот, на левом спиннинге с макухой, слегка шевельнулась прищепка, заколебалась... и снова замерла. Прошла минута, другая. Она снова зашевелилась, заколебалась и вдруг резко упала, вместе с леской. Это значит, что рыба засеклась и пошла к берегу. Быстро хватаю спиннинг и делаю пару оборотов катушкой. Только где-то на третьем обороте я почувствовал тяжесть и хороший рывок. Что-то в глубине сопротивляется. По почерку – карась. Хороший! Так и есть: не менее 800 грамм. Беру подсак, чтобы не рисковать.

Прошло еще около получаса когда на втором спиннинге интенсивно запрыгала прищепка (леска у меня всегда натянута). Обычно при такой поклевке на макуху карась уже сидит на крючке. Но тут я прокололся, забыв, что этот спиннинг оснащен картошкой! Не подсекая рыбу, взял спиннинг в руку (при ловле на макуху подсекать не следует). Я сразу ощутил, что взял карп. Прошло несколько минут борьбы. Рыба сильная, упористая, но я не даю ей слабины, не даю опомниться. Почти на арапа тащу к себе, приближая с каждым оборотом катушки. Он уже рядом, у самого берега. Я его уже вижу – не больше двух килограмм будет. Машинально фиксирую катушку, тянусь правой рукой за подсаком, не отводя взгляд от рыбы, и вдруг, карп делает спасательный рывок… Кончик моего спиннинга распрямляется, леска ослабевает. Ушел! – почему-то очень спокойно констатирую я. Леска, крючок – все было цело. Получилось так, что я не подсек рыбу в самом начале полевки и сазан не успел заглотить картофель. Он, вероятно, с ним возился, игрался, как кошка с мышкой.

Потеря рыбы меня не расстроила, а наоборот – вдохновила на продолжение выбранной тактики: прикармливать картофелем и ловить на него.

Однако до вечера поклевки карпа не было.

Через день я с теми же снастями был на том же месте. Поклевка карпа на этот раз произошла в тот момент, когда я возился с пойманным карасем, определяя его в садок. Катушка затрещала, сдавая леску рыбе. Значит, карп уже засекся, крючки хорошие, острые. К слову, крючки фирмы «Альбатрос» производства Японии, довольно-таки приличные. Подхватываю снининг, снимаю с трещетки катушку и пытаюсь сделать подмотку, но рыба останавливаться не хочет. Отдаю несколько оборотов катушки рыбе. Карп забирает вправо и внезапно бросается к берегу и леска провисает. Сначала я подумал, что произошел обрыв или порез о ракушки, но, сделав несколько оборотов катушкой, я снова ощутил присутствие рыбы. На этом спиннинге у меня была черниговская леска «варенная» как всегда в соли для усиления эластичности и прочности. На разрыв она 7,5 кг. Примерно оцениваю, что в карпе килограмм четыре-пять. Такие экземпляры обычно самые резвые и «резкие». Они способны, при неумелом вываливании, порвать леску, которая казалось бы, способна выдержать и большую массу. Учитывая все сазаньи факторы, вожусь с рыбой довольно-таки долго. Уж больно буйным оказался карп: то в камни тянул, то в корчи, то снова рвался в глубину.

В итоге я не ошибся: весил сазан 4 кг. 200 гр. После поимки этого экземпляра я убедился в неправильности слов соседа по рыбалке, сказавшего, что он выловил последнего карпа в водоеме. Тот карп, которого он выловил, клюнул случайно, ловил то он на кормаки леща и карася. А всем рыболовам известно, что без прикормки карп попадается на крючок очень редко. Однако если регулярно в одном и том же месте, прикармливать карпа, то и брать он будет стабильно, ибо начнет посещать "столовую" систематически. Поэтому я не сомневался, что поклевки на данном месте будут продолжаться, в чем не раз еще убедился.

Наше Глыбичанско-Трушковско-Пилипчанское водохранилище довольно-таки своеобразное место. Рыба в нем клюет вопреки всем погодным условиям, правилам и рыбным приметам. Так, всем известные южный и юго-западный ветра здесь почему-то не предвещают хорошего клева. Такой же вариант и в безветрие, а вот если ветер северный или северо-западный – клев будет отменный. Прибыль и убыль воды также очень влияет на фактор клева. Я уже не говорю об атмосферном давлении. Лучший клев, как я заметил, при 746 мм ртутного столбца.

Но вернемся к нашим сазанам. На рыбалку в тот раз я приехал со старым другом. Приехали мы с ночевкой в надежде на ночной и утренний клев. Еще засветло успели отстреляться спиннингами, снарядив их 50х50 макухой и картофелем. После заброса закормили прямо с берега, разбросав почти весь картофель. Ночью жгли костер, пили чай из боярышника, беседовали. За ночь не было ни одного «дыра» катушки. К рассвету появились тучки и потянул желанный северный ветерок… Не сильный, но стабильный.

Товарищ расположился по соседству за деревом и кустами. Близко, но его не было видно, только слышно.

Сазан клюнул около 10 утра на картошку. Затрещала катушка, я вскочил, как уколотый шилом, взял в руки спиннинг и почувствовал приятную тяжесть. Была она не резвящейся, а уверенной в себе, спокойной и очень упорной. В подобных случаях необходимо сдать немного лески, что я и собрался уже сделать, но тут почувствовал, что карп поддался и медленно, как бы пятясь, пошел в моем направлении. Не торопясь, почти играючись, я стал подматывать леску. Рыба шла. Шла тяжело, но сюрпризов никаких не приподносила. Такого экземпляра я еще не ловил в своей практике. Затаив дыхание, собрав нервы в комок, подвожу сазана к самому берегу-обрыву. Поднимать головы из воды он не желает, да и я боюсь, что леска или крючок могут не выдержать, если он рванется. Левой рукой еле-еле удерживаю сазана в необходимом положении, одновременно придерживаю большим пальцем леску. Со второй попытки сазан оказывается в подсаке. Вытаскиваю рыбу на берег. От удовлетворения, и возбуждения хочется закурить...

Товарищ не поверил своим глазам, когда я его подозвал посмотреть мой трофей. Вот так я поймал рекордного в моей жизни сазана – 8 килоргамм 100 грамм.