Трофейная плотва

Павел Старый

Май, 2017 год

Весна в этом году наступила хоть и предсказуемо, но как-то очень быстро. Особенно учитывая то, что буквально за неделю сорокасантиметровый лед превратился в кашу даже на забоках и озерах без течения, не говоря о реках с такими глубинами и течением, как Днепр и Десна. Дальше за какую-то неделю прошла шуга, льдины и уже с середины марта появилась возможность рыбачить по открытой воде. То есть использовать все возможное время до начала нерестового запрета для того, чтобы половить с лодки. Но как всегда, более пары-тройки вылазок так и не удалось осуществить, то работа, то другие проблемы. Но все же пару раз половить проходную плотву удалось.

Первые выезды удалось порыбачить с лодки. Согласитесь, ловля плотвы с лодки более продуктивна, так как есть возможность перемещаться по реке и выбирать место, где наиболее вероятно плотва будет клевать. Но так как первую, самую крупную, плотву мы пропустили, вернее она прошла еще подо льдом, то приходилось искать и перемещаться по реке, пытаясь найти лучшую из худших. Хоть и непросто это было сделать, но шансы на успех были, поскольку рыбачили в основном в тех местах, где уже достаточно досконально знали рельеф дна, расположение перекатов, входов-выходов из ям и приямки возле кос. Все считают (и в этом есть своя доля истины), что весенняя плотва идет ближе к косам. Но не нужно забывать и о том, что это касается основной массы средней и мелкой плотвы. А вот экземпляры посерьезнее, так называемые «батоны», стараются не смешиваться с основной массой рыбных косяков и, на мой взгляд, двигаются чуть глубже, избегая слишком мелководных участков, однако любят прибрежные бровки и свалы, подходящие к началу мелководья.

В такой рыбалке главное – угадать с погодой. Как показывает многолетняя практика, в солнечный погожий день будет массово клевать плотва поменьше. А вот крупные особи любят погоду похуже. Пасмурное небо, ветер с порывами, пробивающийся периодически дождик – самое то для ловли крупной весенней плотвы. Поэтому одеваемся по-зимнему, берем накидки от дождя, и как только гидрометцентр рисует ненастную погоду – вперед на реку.

Кормить активную плотву весной – занятие немного странное, на мой взгляд. Она не задерживается на месте, и удержать ее на точке каким-либо кормом, пусть даже самым модным и дорогим, особенно на течении – дело неблагодарное, так как эффекта достигнуть не удастся. Но когда пик ее активности спадет, примерно в начале апреля, вот тогда корм и пригодится, чтобы расшевелить аппетит рыбы. Так что пока кормим исключительно «свинцом», как говорят в рыболовных кругах, только грузило и червь. Кстати, червь навозный и особенно выползок – самая благодарная насадка в это время. Плотва голодна, тратит силы на движение, преодолевает течение и ей очень нужна пища, способная быстро пополнить энергетический баланс – разные пуфики и опарыш значительно проигрывают червю. Это потом, когда станет теплее и рыба будет привередливее к насадкам, придется делать бутерброды, а сейчас ведро червей спасает положение.

С лодки лучше ловить на короткие удилища, до двух метров, а оптимально, на мой взгляд, 1,7 метра. Это вполне позволяет сделать заброс на 15-20 метров, а больше с лодки и не нужно. Проще правильно переставиться, чем простреливать точку вдалеке. Грузило выбирайте такое по весу, чтобы его немного снесло до первого препятствия на дне. Именно в местах, где есть бугорки на дне – вероятнее всего и клюнет крупная рыбка. И насчет катушки с леской не стоит заморачиваться – это плотва, не язь, не подуст, не капризная верховодка. Плотва не будет обращать внимание на то, какой толщины ваш поводок. Есть 0,2 – ставьте его, есть 0,24 – еще лучше, можно смело забрасывать плотву в лодку, не используя подсак. А если повелись на предложения спортсменов и купили леску толщиной 0,1–0,12 – мучайтесь с подсаком, и при вываживании тонко регулируйте фрикцион, ибо весенняя, крупная плотва ошибок не прощает. Поэтому меньше 0,2 ставить не рекомендую и фрикционы не использую. С лодки только «Невские» – классика жанра, ведь нужно и с них иногда пыль сдувать.

И крючок подойдет лещовый, чтобы три-четыре червя на него поместились, такой пучок плотва точно заметит на дне под воздействием течения. И тогда у вас будет шанс на крупную рыбку. Пусть их будет всего десяток за рыбалку, но весом от полкило. Такую плотву если затаранить – будет самое оно, не то, что два ведра стограммовой.

Что касается времени клева, спешить не нужно. Реально крупная плотва будет завтракать, начиная с девяти утра, особенно в пасмурную погоду, и до двух часов дня. Может еще прострелить после шестнадцати на час – полтора, но уже реже. Так что вполне можно выспаться и ехать на рыбалку не спеша.

А теперь коротко о длине поводка. Так как ловим без прикорма, то насадку (червя), нужно подавать точечно, именно в то место, где задерживается груз. Поэтому длинный поводок сразу безжалостно режем до двадцати пяти – тридцати сантиметров, иногда и еще короче. Бывали моменты, что и двадцатисантиметровые поводки работали четко. Плотва клюет жадно, никаких бубенчиков-колокольчиков. Даже на двухметровые стеклопластиковые раритеты товарища, спиннинги Микадо и Дам, с тестом до 150 граммов трусит так, что чуть из лодки не выдергивает. Ну, это если плотва такая, которую мы ищем. Но и мелковатая, на двести граммов плотва тоже теребит вершинку, так что не проспишь. На течении рыбка более бойкая, чем на отмелях.

Так и в эти рыбалки клевало бойко, жадно и часто, но больше двухсот граммов рыбка не попадалась. Место менять не хотелось, так как знали, что здесь есть крупняк. Только немного сместились ближе к глубине и увеличили крючки. Следовательно, пучок червей стал больше, поклевки реже, но зато какие! После очередного рывка подпрыгнувшего в лодке «Ленинградского» мелькнула мысль, что зря не взяли подсак, видимо лещик подошел. Но это была она, серебристая красавица. Сопротивлялась до последнего, до борта лодки, брать пришлось рукой. Потом еще одна, и еще… Короче десяток красивых плотвиц взяли. А больше нам и не нужно.

Ведь в рыбалке главное что? Правильно – любование природой. Получайте от рыбалки удовольствие и не берите у природы лишнего.