Вилко-ложко, или советские дорожные ножи

Сергей Черноус

Февраль, 2018 год

Многие люди считают, что наиболее удобным форм-фактором ножа для выполнения повседневных задач или работ является складная форма. Этому есть масса исторических свидетельств – достаточно вспомнить, какое количество складных ножей было присуще средиземноморскому региону: аженец, альпиец, эльзасец, авейронец, капуцин, каталонец, корсиканец, лагиоль, ножанец, руанец, тьерец и многие другие.

Современные складные ножи – это одно из наиболее активно развивающихся направлений мировой ножевой индустрии. Несмотря на то, что устойчивый интерес к таким складным ножам пришелся на вторую половину 19 века, их история более древняя. Если верить различным историческим свидетельствам, своим появлением складные ножи обязаны нескольким факторам: обеспечение безопасности ношения и уменьшение габаритов ножа при сохранении его рабочих или боевых функций. Таким образом, можно говорить, что исторически сложившаяся конструкция складных ножей, кроме портативности обеспечила еще и удобство переноски. Но создать хороший, работоспособный складной нож можно только при достаточно высоком уровне развития промышленности. Дело в том, что в его конструкции очень много точных, мелких деталей, которые должны обладать большой прочностью. Как сказал один умный человек: современные складные ножи – это полигон новейших технологий и самых современных материалов.

Времена СССР можно вспоминать по-разному – с тоской или ненавистью, но с хорошими ножами тогда была проблема (разве только с ножами…). При всем том достаточном выборе складных и нескладных ножей в различных охотничьих и рыболовных магазинах, а также военторгах и спорттоварах иногда попадались интересные решения конструкторской мысли, неиспохабленные материалами и качеством производства.

Так уж исторически сложилось, что большинство предприятий, выпускающих ножи на территории бывшего Союза, были сосредоточены в Горьковской области. Наибольшее из них – это завод «Октябрь», находящийся в г. Ворсма. Этот завод производил до 90% всех складных ножей на территории страны. Там же располагалось производство «Складные ножи», занимавшееся выпуском ножей для армии: авиационный нож, стропорезы, нож сапера. Также там выпускались и другие ножи достаточно мирного и утилитарного назначения – нож рыбака и другие. Завод «Сувенир» (г. Павлово) выпускал карманные ножи, «Заря» – простые одно- или двухпредметные ножи с рукоятью из загнутой полосы стали. Действительно, выбор был велик. Также выпуском ножей занимались различные оборонные предприятия (для отвода шпионских глаз) и некоторые другие заводы.

Все складные ножи, выпускаемые ножепромом СССР, можно условно разделить на такие группы:

- однопредметные – ножи с одним клинком из хромированной углеродистой стали;

- двух- и четырехпредметные ножи – ножи, включавшие в себя клинок, консервный ключ, штопор, шило и отвертку, скомбинированную с открывалкой для бутылок;

- многопредметные – состояли из двух и более ножевых клинков, консервного ножа, штопора, ножниц, шила, плоских отверток различных размеров и других инструментов.

Рукояти складных ножей по конструкции и отделке были довольно разнообразны. Иногда в накладках располагались пинцет и зубочистка.

Отдельным направлением в многопредметных ножах стоят так называемые дорожные ножи, получившие в простонародье шутливое название «вилко-ложко».

Так уж сложилось, что в силу служебной необходимости мне приходится очень плотно сталкиваться с различным инструментом. В том числе специализированным и универсальным инструментом. Автор имеет достаточно глубокое убеждение (пусть и чисто субъективное и не претендующее на истину), что любой специализированный инструмент даст хорошую фору универсальному инструменту. Согласитесь, что работать классической отверткой или пилой намного удобнее, чем мультитулом. При этом не стоит забывать, что любой инструмент является лучшим и непревзойденным тогда, когда он в нужный момент оказывается у вас под рукой.

Так же обстоит дело и с дорожными ножами СССР. В этих многопредметных складных ножах, как правило, используется один и тот же минимальный джентльменский набор: клинок, открывалка для консервной банки, открывалка для бутылок, вилка и/или ложка. Реже встречаются в комплектации дорожных ножей плоская отвертка, штопор и шило. Очень часто открывалка для консервных банок была скомбинирована с бутылочной открывалкой. В тех ножах, где открывалки были выполнены в виде отдельных инструментов – кончик открывалки для бутылок был выполнен в виде плоской отвертки. Данные ножи были в первую очередь ориентированы (как любят говорить нынешние маркетологи – целевая аудитория или потенциальные потребители) на командировочных и различных туристов. Кроме того, ножи данного типа очень широко использовались охотниками и рыболовами. Надо сказать, что с приготовлением пищи, а потом ее употреблением эти ножи справлялись достаточно легко и просто.

Понятно, что на сегодняшний день практически в любом спортивном, оружейном или туристическом магазине такие ножи представлены в достаточном разнообразии. Есть и более именитых производителей, а есть и откровенный дешевый ноунейм. Прогулявшись к ближайшей ножевой раскладке сможете сами в этом убедиться.

Стоит отметить, что ножи такого форм-фактора присутствуют и у военных в различных странах. То есть государство позаботились, чтобы военнослужащему в полевых условиях (вдали от пункта постоянной дислокации) было чем принять пищу. Кроме того, огромное количество подделок под принятые на вооружение вилко-ложко может говорить о том, что потребность среди покупателей еще далеко не удовлетворена.

Многие компании делают «революционные» по своей идеологии решения, совмещая все в одном, – ложка с тремя небольшими пропилами и одной заточенной стороной совмещает в себе сразу весь столовый набор. Некоторые компонуют вместе только ложку и вилку, а нож является отдельным прибором, но сама концепция остается той же – максимально совместить столовые приборы для пользователя. Правда, и об этом стоит упомянуть отдельно, очень часто от этого страдает удобство пользования.

Рукояти советских складных ножей обычно были выполнены из разноцветного пластика и могли иметь стальные или латунные притины. Обычно конструкция была неразборной, и клинки или другой инструмент в ножах не фиксировались никоим образом. Ложка и вилка изготавливались зачастую из нержавейки, а клинки и прочий инструмент – из углеродки. Были и такие варианты, которые сложно назвать дорожным ножом – это скорее дорожный набор. В таком наборе нож, вилка и ложка были выполнены в виде различных самостоятельных складных компонентов, каждый из которых был укомплектован дополнительным инструментом-аксессуаром – открывалка для бутылок, открывалка для консервных банок, маленький клинок. Все это продавалось в комплекте с чехлом.

Давайте остановимся теперь более подробно на каждом из дорожных ножей, представленных на фото. Нож на фото 1 – детище завода «СТИЗ», г. Москва. Приблизительное время изготовления – конец 60-х годов ХХ в. Как видите, данный дорожный нож имеет наиболее полную комплектацию из возможных: большой клинок, ложка, вилка, открывалка для бутылок и консервных банок, а также штопор. Особое внимание следует обратить на то, что ложка в данном ноже – это полноценная столовая ложка. Нож продавался в картонной коробке и стоил 5 рублей.

Ножи, представленные на фото 2 и 3, производства з-да «Металлист» (г. Харьков) – нож «Металлист» и «Аэрофлот» соответственно. Нож «Металлист» в своем составе имеет десертную ложку, консервный ключ, открывалку для бутылок и большой клинок. Красные пластиковые накладки, латунные притины и антабка завершают комплектацию этого ножа. Не так богато, как в предыдущем, но на крайний случай сгодится.

Нож «Аэрофлот» приблизительно таких же массо-габаритных показателей, но комплектацией своей отличается: клинок, консервный ключ, вилка. Накладки из такого же красного пластика, но притины из нержавейки. Такая же неразборная конструкция, собранная на заклепках. На накладках рукояти с одной стороны отштампована эмблема «Аэрофлота», с другой – стилизованное изображение летящего самолета (насколько хватило наших скудных познаний в авиации), скорее всего какой-то Ту. У вилки, размещенной на данном ноже, одна проблема – набрать ею что-то достаточно проблематично, можно только накалывать.

И последний герой статьи – нож завода «Сувенир» (г. Павлово). С моей точки зрения, один из самых неудачных ножей этой категории – чайная ложка, маленькая вилка, небольшой клинок, консервный ключ, совмещенный с открывалкой для бутылок и плоской отверткой, шило и кольцо для крепления страховочного шнура или цепочки. Очень неважный пластик зеленого цвета на рукояти. Вся конструкция этого ножа какая-то хлипкая и ненадежная. Понятно, что на безрыбье и рак селедка, но все же полагаться на такой нож как на хороший помощник не приходится.

Конечно, если сравнивать ножи Союза с ножами зарубежных компаний-производителей, то это сравнение будет далеко не в пользу совножепрома, но все же для многих это история. Я думаю, если порыться в гаражах/кладовках/старых ящиках или на бабушкиных чердаках, можно отыскать многих героев этой статьи или же их ближайших родственников.