Весна, охота и шизофрения

Владимир Нижник

Март, 2018 год

За свои 40 лет охотничьего стажа не припомню такого ажиотажа вокруг весенней охоты на гусей, каким он стал в последние годы. Мало того, с каждым годом он растет. Можна провести эксперимент – зайти в любой охотничий магазин в марте месяце и увидеть, что за час времени не менее десяти покупателей обратятся за патронами на гуся. Куда, на какого гуся, по каким разрешениям все эти охотники ездят?

Если в конце 70-х на гуся ездил только один из пятидесяти киевских охотников, то сегодня – каждый пятый. Ничуть не отстают от столичных и сельские охотники Киевской, Черкасской, Полтавской, Черниговской областей (это только те регионы, о которых мне ведомо). Конечно, в тех областях, где весной гусь массово не проходит, там на него и не охотятся. Да и не всегда даже на Киевщине весенняя охота была в таком тренде. Помню, как в конце 80-х мой одногруппник, также охотник, после института получив распределение в Барышевский район Киевской области, каждую весну звал меня на весеннюю охоту на гуся. С каким огоньком и восхищением он описывал эту охоту, как расхваливал, убеждал, что она не сравнима ни с какой другой. За пять лет он так и не затащил меня на весеннего гуся. Все просто, в моем охотничьем роду (отец и дед с правобережной Украины) никто не охотился весной на гуся, и на тот момент никто из моих товарищей охотников этой охотой не увлекался, тогда она была неизвестна широкому кругу.

Так и получилось, первые 25 лет моей охотничьей биографии я на весеннего гуся не ездил. Да, было дело осенью, сбивал гусей, но это все попутно, охотясь на перелетную утку. И вот 2003 год, в Украине в качестве эксперимента была открыта весенняя охота на гусей. В то время я работал главным охотоведом СОРК «Динамо» и был уполномочен организовывать и контролировать эту охоту. С той весны все и началось. Увлекся я той охотой, и до сегодня всеми возможными законными путями пытаюсь попасть на этот весенний праздник. Только не подумайте, ведь мой нынешний статус не позволяет ездить на браконьерские охоты, а потому, каким образом я это делаю сейчас, пусть это останется секретом, и больше не моим, а моих товарищей, которые организуют такие охоты (все в рамках закона) и приглашают меня.

Не единожды доводилось отвечать на вопрос, если весенняя охота на гуся такая популярная и массовая, если эти гуси российские, почему на них не открывается охота официально, почему охотничья отрасль теряет такие значительные средства, ущемляет своих охотников и загоняют их в браконьеры? Ради чего, ради каких идей сохранения российского охотничьего фонда? Та же Беларусь ведь не стесняется стрелять весной российских гусей, да и сами российские охотники занимаются заготовкой гусей бочками. С вашего разрешения, свою позицию о весенней охоте вообще и конкретно на гуся я выскажу чуть позже, а для начала отвечу на главный вопрос – почему не открывается весенняя охота? Она не просто не открывается из-за «лени» чиновников охотничьего ведомства, весенняя охота у нас закрыта отдельным законом, причем, как всегда коварно, завуалировано, исподтишка. Если бы тогда, в 2003-2004 годах, этот вопрос обсуждался нормально в среде охотоведов, и его судьбу решали охотоведы, а не все, кому не лень попиариться, вполне возможно, что сегодня весенняя охота (хотя бы на гусей) в Украине существовала бы! Чтобы вы убедились как коварно был протянут этот запрет, приведу без всяких купюр закон, которым был введен запрет весенней охоты на гусей.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте».

Верховный Совет Украины постановляет:

І. Внести в Закон Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» такие изменения:

1. В статьях 16, 17, 36 слове «медведя» исключить.

2. В части первой статьи 19: абзац третий изложить в такой редакции: «на гусей: серого, белолобого большого, гуменника – в августе – январе»; абзац четвертый после слова «рябчика» дополнить словом «тетерева»; абзац девятый исключить.

3. В абзацах девятнадцатом и двадцатом пункте 4 части первой статьи 20 и в части седьмой статьи 35 слова «и медведя» исключить.

ІІ. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Президент Украины Л. Кучма, 20 апреля 2004 года.

И что? Где вы тут прочитали фразу «запретить весеннюю охоту»? А как ловко написано! Тут тебе и про медведя, и про рябчика, и про тетерева. Как им отказать и не защитить? И охота на гусей вроде как открыта, но когда, в какие сроки? Вот так, без всякого шума нас лишили права на одну из самых увлекательных, эмоциональных и зрелищных охот.

Вы тоже почувствовали засилие российского лобби в рядах украинских экологов и парламентариев? Тогда мы этого не понимали, а сегодня… Почему РФ не закрывает охоту на гусей у себя, а побеспокоилась, чтобы закрыть ее у нас? Так Россия и ядерное оружие никому не отдавала, и армию свою не разваливала, а только нашу, и системно, целенаправленно. А кто сегодня нагнетает конфликтную ситуацию между украинскими охотниками и правительством Украины? Думаете, «кексы» по личной инициативе? В Украине 350 тысяч активных охотников – вооруженных людей, а полуграмотный и полуневидящий министр на пресс-конференциях в Кабмине позволяет себе заявлять о его намерениях и вовсе закрыть охоту в Украине! В подтверждение тому садит рядом с собой в президиуме Борейко (извините, как представителя кого, каких слоев украинского общества?) и позволяет ему чуть ли не 10 минут нести полную ахинею с трибуны Кабмина о том, какая гадость эта охота. При этом мне как единственному представителю (так сложилась ситуация) тех самых 350 тысяч охотников и 1 тысячи охотхозяйств даже слова не дали – сам взял, но ничего не успел – заткнули.

Ну да вернемся к нашим гусям. Я не зря показал, кто подписал этот закон о запрете, кто мог остановить эту диверсию против охотничьей отрасли Украины. Скажите, уважаемые охотники, а хоть один Президент Украины, а среди них были и заядлые охотники, много сделал для той самой охотничьей отрасли и для охотников Украины или хотя бы для принятия правильного охотничьего законодательства? Я таких не знаю! А по каким законам охотятся они? Да не то, чтобы президенты, практически вся украинская верхушка охотится, не соблюдая охотничьих законов, то есть запреты эти и ограничения они принимали только для рядовых охотников. Они думают, что народ не видит и не знает, как они охотятся на весенних гусей. Господа украинские бояре, это вы с пятницы по воскресенье охотитесь на гусей в оцеплении, чтоб вас никто не видел. А с понедельника по четверг охотится простой народ, при этом со смаком обсуждая, как вы пьяные чудили в угодьях, сколько с вами блядей было и сколько виски было выпито.

Собственно говоря, сельскому охотнику особо гайки и не зажмешь. Бороться с местными охотниками на гуся практически невозможно, их партизанские методы охоты в корне отличаются от методов приезжих охотников. Сельские охотники на место охоты, как правило, подходят пеши, по посадкам или мокрым полям, с траспортом не светятся, чучела не ставят, с манками работают редко, ям по центру поля не копают. Чаще всего охотятся в сумерках, а то и ночью, после двух выстрелов перемещаются на новую позицию, если добыли гусей – уходят вообще. Добавьте при этом абсолютное знание местности и всех возможных укрытий и отходов. Сюда следует добавить, что даже в относительно сухие весны практически все поля и даже дороги – не презжие. Инспекторам, даже самым опытным, на машинах по весенней распутице, по затопленным ложбинам и болотам взять местного охотника не представляется возможным. Разве только на подходе к селу. А приезжих гастролеров по звуку канонады, в чистом поле, да по звуку манка и выставленным чучелам – запросто. А зачем их собственно брать? Подъехали, пообщались, рассчитались, пожелали удачи и поехали на звук следующей канонады... Так и борются наши контролируещие органы с весенней охотой на гусей. И в этом (не обессудьте) есть простая сермяжная логика – на кой ляд нам, простым инспекторам и егерям, за какую идею, за какую зарплату, рвать душу таким же простым охотникам? Чтобы сохранить российских гусей для наших бояр, белорусских или российских охотников? Убежден, что масштабы, первопричина и сущность незаконной весенней охоты на гусей в Украине сравнимы с добычей янтаря (конечно, стимул здесь разный).

В этой публикации я умышленно поставил больше вопросов и поднял проблем, нежели дал ответов и не высказал своей позиции по поводу весенней охоты на гусей. Уверен, что тема многих зацепила за живое.

Господа державные мужи и бюрократы, можете писать чего угодно, любые запреты и указы, хоть высшую меру введите, но последней нитью вашего отрыва от интересов простого охотничьего народа была политическая афера с лосем, когда вы проигнорировали абсолютно логические доводы представителей охотничьей отрасли. Теперь просто смотрите, как все общество будет игнорировать ваши «бамажки».

Сегодня весенняя охота на гусей массово и полным ходом идет в стране и остановить ее просто некому! Потому как те, кто должен и может это сделать, – егеря охотхозяйств – не видят в том смысла, а часто и сами охотятся.

 

На фото: Весна 2003 г.