Без крупняка

Павел Старый

Апрель, 2017 год

Воскресенье. Ветер 7-8 м/с, все товарищи на даче копают грядки – возраст тянет к земле. А меня к воде тянет. Но одному по речке скучно ползать, вот и родилась идея – поеду-ка я ультралайтом окуньков на пруду погоняю. С кресла, в низинке безветренной, позагораю… Ну, а к вечеру, когда ветер стихнет, вылезу на перекатик голавля пощупать.

Плавно собрался, к обеду выехал из дома. По дороге контрольный обзвон, товарищ в субботу на перекате имел успех и уважение – тринадцать поклевок, в т.ч. и сомовая, поймал, правда, всего трех голавликов стандартного размера и жерешонка на полкило. Но количество поклевок внушает. Вечером обещал быть там же. Значит, с местом я определился.

На пруд приехал, сидят невеселые поплавочники, клева нет. Собираюсь, и тут меня посетил облом, даже обломище – оказалось, я каким-то непостижимым образом взял вместо тубуса с ультралайтом тубус с судаковыми палками (и ведь специально посмотрел в трубу перед выездом). Стало быть, из примерно окуневых снастей в наличии только спиннинг с тестом от пятнадцати граммов, а ловить нужно весами от 2,5 до 4 граммов, окунек там привередливый, да еще проводку изображать непростую. Тяжко вздохнув, снаряжаю спиннинг и заряжаю головку на четыре грамма. Спускаюсь к воде, устанавливаю кресло, несколько забросов, чтобы определить, на каком горизонте окунек стоит, и понеслось. Эх, хорошо, когда клюет, даже такая мелочь. Клюет жадно, вершинка спиннинга трясется, в руку бьет, как настоящий. Размер, правда, подкачал – на этой луже окунек редко вырастает крупнее ста граммов, основной – тридцать-пятдесят. Но чтобы его поймать, нужно «поуговаривать», любит микроподрывы, серийные подбросы, как мормышкой, в общем все то, что мне с моей снастью исполнить довольно трудно, практически невозможно. Но видимо оголодал за зиму – практически нет теребления за хвостик, если уж решился, то клюет всерьез, с заглотом.

Часа через три мне надоело, пошел прогуляться по берегу, везде то же самое, в том же размере, только клюет похуже. Собрался, поехал на реку. По дороге заехал в магазин, купил перекусить, сел на берегу речки, сколько глаз видит – перекат булькает, красота. Правда, всплесков нет вовсе, ни одного не увидел. Лет пять назад в такое время здесь вода кипела, как в котле, но халява закончилась.

В полшестого подъехал на место, ветер самый неудобный, навстречу течению, выдувает дугу, мешает проводке, не дает забросить куда надо. Будем ждать, пока стихнет. Начинаю с входа в перекат, медленно смещаясь, прокидываю ближнюю ко мне струю. Здесь вчера были поклевки, сегодня тишина. Первая мель, заросшая травой, длинные плети «волос вероники» и нитянки качает течением вверх и вниз, даже самые мелкоидущие воблеры цепляются непредсказуемо, вроде только что по этому месту нормально провел, на следующем забросе уже тащишь пук травы. Завожу «грипа» кислотной расцветки в промежуток между травой, следует жесткий плотный удар, видно, что не детеныш. Но не засекся. Трачу полчаса на это место – одни зацепы. Двигаюсь дальше, выхожу на край участка с травой, граница струи, где сильное течение не дает траве вырасти, немного травы есть только в затишках за валунами. Здесь стоит задержаться: приличная для переката глубина (до полутора метров), перепады струй, напротив, на пределе заброса травяной островок с почти стоячей водой за ним. Идеальное место для голавля, может и жерех наведаться. Ставлю «снуба» кислотного цвета, раз уж сегодня на такую раскраску рыба обращает внимание, и методично прочесываю перекат, веером с углом смещения примерно десять градусов.

Как всегда неожиданно удар, острые, злые рывки-тряска, рыба приличная, да еще умело пользуется силой течения, фрикцион повизгивает, мысленно даю себе по рукам, потянувшись поджать гайку – сколько раз так уже было, когда, чуть затянув фрикцион, терял рыбу и приманку. Рыба, не поднимаясь на поверхность, идет поперек струи в сторону берега, там густая трава. В такой траве как-то слил голавля полторашку, тот запутался и нашел себе рычаг, отцепив воблер. Пытаюсь не пустить, спиннинг в дугу, но фрикцион отдает леску, и рыба все же заходит в густую нитянку. Бреду туда (благо мелко, до пояса), вижу приличного голавля, но намотал уже вокруг себя и водорослей, и плетенку. Достаю липгрип, с третьего раза пихаю в рот ему – вроде все, вздыхаю с облегчением. Начинаю чистить траву, в этот момент голавль делает рывок и рвет губу, срывается с липгрипа. Хорошо, что не отцепил еще с крючка. Снова цепляю его, сажаю на кукан. Ух, красавец!

Возвращаюсь на точку, продолжаю методично прочесывать перспективные места. Примерно через полчаса «электрический» удар, спин в дугу, сразу метров пять с фрикциона, пытается завести за камень, останавливаю, на этот раз не даю уйти в траву, направляю на чистое, хоть и струя, но без травы. Долго не сдается, наконец, подвожу под ноги. Опять липгрип и опять срывается с него, рвет губу на рывке. Сидит прочно, задний крюк полностью во рту. Пробую взять и так, и эдак – липгрип не держит толстого голавля, губы мягкие и просто рвутся сильной рыбой. Наконец, перестаю издеваться над рыбой, беру рукой и сажаю на кукан. Рыбалка удалась.

Еще час упираюсь, поклевок больше нет. Ветер просто достал. Вижу пару выходов крупного жереха, смещаюсь вниз метров на триста, попробовал поохотиться. Как всегда, жерех меня игнорирует, даже близко не подпустил ни разу, самый ближний всплеск метрах в 80. Ну и ладно, я свое удовольствие на сегодня уже получил. Дальше за него расплата – чистка рыбы под облаком из комаров, филировать буду уже дома.

Да, забыл: вес – кило шестьсот и кило семьсот. Не везет мне с крупняком, но надежда еще есть, еще не все потеряно, пока вода в речке бурлит.