Врановые – полноценная дичь?

Валерий Федько

Апрель, 2017 год

Я попросил двух охотников, за плечами которых не один десяток лет охотничьего стажа, высказаться на тему вороны, как охотничьего трофея.

«Надо быть полным идиотом, чтобы есть ворон! Ворона – самый настоящий падальщик!» – высказал свое отношение знакомый, который в последние годы больше охотится с курцхааром по пернатой дичи.

«Тоже мне «дичь». Тоже мне сенсация – охота на ворон… Собрались пару алкоголиков, подстрелили ворону, закусить было нечем – ее и съели. Вот и вся сенсация», – высказался еще один охотник.

Вообще-то это два типичных мнения в нашем социуме. Но факты – вещь упрямая и для некоторых охотников врановые таки являются полноценной дичью. Ну, а факты употребления в пищу врановых я начал собирать еще с детства. В 70-х годах прошлого века мне подарили книгу шведского писателя Юзефа Чельгрена «Приключения в шхерах». В книге приводятся факты, когда шведы во время Второй Мировой войны охотились на ворон и сдавали их лапки в лесничества и получали денежные премии за них. Также там рассказывается, как польский моряк, который оказался в Швеции в это время, охотился на ворон и ел их. Охоте на ворон и кулинарии научили его индейцы из Скалистых гор. А готовил ворон он так – облепив тушку глиной и проткнув глиняный ком палкой, медленно поворачивал его над огнем. По его мнению, приготовленная ворона являлась полноценным обедом для охотника, а молодая осенняя ворона была намного вкуснее мартовской.

В 80-х годах прошлого века я купил книгу В.В. Дежкина «Охота и охотничье хозяйство мира». Даже с позиции нынешнего времени книга добротно написана. А вот цитата из нее: «Просматривая перечень видов птиц, добываемых в разных странах Азии, можно обнаруживать виды, не относящиеся и не относившиеся к числу охотничьих в Европе и Советском Союзе. В Японии, например, в 60-х годах ежегодно добывалось около 11 тыс. квакв, 100 тыс. ворон, 5900 тыс. воробьев; мясо этих птиц использовалось в пищу».

В журнале «Вокруг Света» №7 за 1990 год (в очень солидном и популярном журнале в то время) читаем в статье Н. Листопадова «Не рисом единым»: «Карены – один из крупных народов Бирмы – не брезгуют ни змеями, ни воронами, ни мышами, ни лягушками»

В 2006 году в одном из российских журналов, печатающих материалы на охотничью тему, в статье «Грач – птица промысловая» М. Панцелюзина, шла речь о биологии грача, о разных способах охоты на него. В этой статье написано и такое: «Мясо молодого грача – продукт высокого качества! Деликатес! Приготовленный на сливочном масле в соевом соусе – это… !!! А если еще чесночку добавить…».

Очень интересной оказалась статья Ицухаро Судзюки. Оказалось, что в Японии не прерывалась и до сего времени существует традиция охот на ворон. Японцы также готовят множество блюд из ворон. Автор написал статью, основанную на фактах, собранных в провинциях: Ибораки и Нагано. Моменты, которые я особо отметил:

1. В 2011 г. только в одной префектуре Ибораки было добыто 4628 ворон.

2. В Европе ворон употребляли в пищу в качестве дичи вплоть до начала 1900-х годов.

3. Факт, который по-особому заставляет посмотреть на данную проблему. В статье рассказывается о персонажах таких профессий, как ветеринар (который 20 лет готовит и употребляет блюда из ворон) и начальник поликлиники. Представители данных профессий отчетливо понимают, что они едят, и какие последствия могут возникнуть после употребления блюд из ворон.

Многие читатели догадываются, что во времена голодоморов люди в Украине выживали благодаря различным дарам природы, в том числе и нетрадиционной дичи. Прежде всего, украинский народ должен низко поклониться Днепру, Десне, Припяти, Южному Бугу и другим рекам и речушкам. Если бы не рыба, то последствия и картина голодомора в Украине были бы еще более катастрофическими.

 Сегодня немногие знают, что на Супое, кроме большого яготинского водоема, были еще два больших пруда. Один находился возле сел Чопилки и Жорноклевы. Причины исчезновения его до конца неясны. А вот второй большой пруд находился возле села Ташань. Из фактов, которые удалось собрать, в 1933 году каратели специально разрушили дамбу Ташаньского пруда, чтобы люди не могли ловить рыбу и тем самым спасаться от голода.

Голодомор по Супою прошелся со страшной силой. В селах, которые находятся в долине, а именно Чопилки, Богданы, погибли в 1933 году до 90% жителей. В моем селе Безпальче погибло 50% жителей, это 1000 человек.

Естественно, украинцы во время голодомора охотился (у кого была возможность) всевозможными способами на самую разнообразную дичь. Но добывали, чтобы выжить, и собак, и котов, ежиков, воробьев, крыс, мышей, жаб, врановых.

Приведу еще примеры, где благодаря целенаправленной охоте на врановых во время голодоморов, люди, проживавшие в Украине, смогли выжить.

В 70-х годах прошлого века мне довелось познакомиться с Марией Ивановной Юсичевой, 1900 года рождения, коренной киевлянкой, которая закончила Киевскую женскую гимназию и в совершенстве владела французским и немецким языками. По профессии она была фельдшером-акушером. В начале 20-х годов прошлого века она, как фельдшер-акушер, в составе санитарно-медицинского отряда участвовала в ликвидации последствий голода в Поволжье. Муж Марии Ивановны был охотником. Во времена нэпа он купил себе новое немецкое ружье 12-го калибра. Когда в 1933 году начался голодомор, то Юсичевым объяснять, что это такое и какие последствия могут быть, было излишним. В то время Юсичевы проживали в частном доме на Шулявке. И, как рассказывала Мария Ивановна, муж вместе со своим товарищем, таким же охотником, охотились на грачей.

Сам процесс охоты происходил так. Днем до заката они шли в сторону железнодорожных путей, до нынешней станции «Караваевы дачи». Вдоль железнодорожного полотна росли лесопосадки, которые существуют и в наше время. В лесопосадках гнездились колонии грачей. Охотники подкарауливали грачей, когда те с кормежки прилетали в лесопосадки на ночевку. В этот момент они и производили добычу птиц. Именно благодаря добытым грачам в голодомор 33-го года выжили семьи Юсичевых, их товарища охотника, также они помогали и своим родственникам.

Запомнилась фраза Юсичевой: «У наших родственников, что в 33-м году жили в Житомире, не было возможности охотиться на грачей, и они охотились на серых ворон. А вообще, если серую ворону правильно приготовить, то ее не отличишь от домашней курицы».

По молодости лет я спросил ее, какова разница между серой вороной и грачом? Тогда Юсичева прочитала мне такую основательную лекцию о врановых, что даже спустя много лет я отчетливо понимаю, на каком высоком уровне было образование в старых гимназиях.

Чтобы не сложилось впечатление, что в Украине ели и едят ворон исключительно только во времена лихолетий, приведу факт иного порядка. Рассказал мне его одногруппник, институтский товарищ Иван Николаевич Скоробогатый. В Сумской области в Путивльском районе есть село Пруды. Земляки их, проживающие в Путивльском районе, подначивая, называют их «гракоедами». По данным этнографов, в Путивльском районе только в одном селе, а именно в Прудах, существует этот обычай. Он таков. Мужчины с парнями идут в рощи, где гнездятся колонии грачей. Они идут в тот период, когда птенцы грачей – лушки, вот-вот должны стать слетками. В этот период грачата самые жирные. Парни при подмоге мужиков изымают птенцов грачей из гнезд. Через некоторое время к мужской компании присоединяются женщины с закусками, ну и, естественно, с горячительными напитками. Приготовление и трапеза блюдами из грачат превращается в добрый, хороший народный праздник. Недавно тот же Иван Николаевич подтвердил, что в с. Пруды обычай, о котором идет речь, существует и поныне.

Как видим, во многих частях мира люди не только ели (из-за голода), но и сейчас едят врановых. По поводу этого в интернете ведутся острые дискуссии. Есть и сторонники, но есть и противники употребления врановых в пищу. Не раз было в истории, когда на темы, поднятые в охотничьих изданиях, обращала внимание наука.