Крым знакомится с волками

М. Косарева

Сентябрь, 2006 год

У человека с волком счеты давние. Человек ведь волка ненавидит именно за то, что серый посягает на его собственность. Был в далекие времена случай - недалеко от Алушты волки прямо во дворе разорвали корову.

А в книге «В дебрях Крыма», вышедшей в начале прошлого века, С. А. Качиони так описывает волчью охоту на овец: «Когда волк хватает ближайшую овцу и рвет ее, все стадо отбегает на несколько десятков шагов и, повернувшись к нему глупыми головами, молча смотрит, как он разрывает первую овцу. Порвавши ее, волк опять приближается и хватает еще одну, отара опять отбегает недалеко, и опять глупые головы овец смотрят на волка до тех пор, пока он не покончит с второю и не примется за третью, четвертую, десятую и за последнюю. При этом ни шума, ни крика не бывает никакого».

Последний крымский волк погиб в 1922 году под склонами того же Чатырдага. К сожалению, зоологи так и не успели изучить этого представителя нашей фауны. Теперь некоторые ученые полагают, что это был какой-то особый вид или подвид волка. В книге известного естествоиспытателя К.Габлица «Физическое описание Таврической области по ее местоположению и по всем трем царствам природы» (1785 г.) сообщалось о том, что крымский волк размерами меньше северного. Кстати, это характерно, ученые и сегодня отмечают: чем ближе к югу, тем меньше волки. В литературе тех лет писалось, что наш волк отличается от обычного своей силой немереной, каким-то особым мехом: по цвету и крепости. Но ученые успели посвятить этому представителю животного царства лишь редкие строчки, и мы можем составить очень неточный портрет крымского хищника. Бесспорно иные, чем в степи, условия жизни, отражались на внешнем виде животного, обитающего в горно-лесной местности.

…Охота на волков всегда считалась делом азартным. Рассказывал мне наш крымский лесник Николай Валькун, как в свое время его бабка и дед охотились на этих хищников. Выезжали в степь на лошади, бабка правит, а дед на телеге под тулупом лежит. Завидит бабуля волков и давай круги вокруг них наматывать. Все ближе и ближе подбирается, а те не чуют опасности – подпускают. И тут дед тулуп откидывает, и чуть ли не в упор по серым начинает лупить.

19-й век можно назвать веком волчьей казни. Россия объявила овцерезам настоящую войну. Первоначально премия за одного убитого волка в Крыму составляла 3 рубля, потом – 5. А уже в 1877 году, после выхода специального указа Хоздепортамента МВД России, в котором говорилось, что волки истребляют в год на европейской части страны скота на 60.000.000 рублей, дичи на 15.000.000. рублей «заедают и калечат до 200 человек», размер премии возрос до 10 рублей. Это была солидная сумма. В Крыму в те годы ведро белого вина стоило от 60 копеек, до рубля с полтиной, пуд табаку – 5-12 рублей, пеший рабочий без повозки получал в день не больше рубля. Уничтожали серых и варварским методом, начиняя труп какого-нибудь убитого животного пилюлями со стрихнином. Волки и другие звери, да и птицы-падальщики, попробовав такое угощение, погибали в страшных муках.

Чабаны, убив волка, вырывали ему клыки. Этот странный ритуал тоже был рожден страхом. Люди считали, что если оставить зверю клыки, он и после смерти будет резать овец. «На свете два зла: волк и метель, говорят чабаны, и которое из них хуже человек не в силах сказать. Метель хуже волка, а волк хуже метели. Волк и метель - брат и сестра: когда зовет сестра, брат, как бы далеко он далеко ни был, всегда ей ответит. Под луною нет зверя хитрее и злее волка. Он – сын шайтана. Волк вторая тень овцы…», - писал Качиони.

ЗАМЕСТИТЕЛИ

Тот, кто бывал в наших краях в летний сезон, конечно, удивлен: какая метель в такой-то Африке? Но зимы в горном Крыму суровые. Когда на южном берегу мягкий бесснежный январь, над Ялтой в горах могут бушевать настоящие бураны. Самая высокая точка Крыма Роман-кош (1545 м над уровнем моря), недалеко от него располагается кордон. Нередко зимой здесь дом лесника по крышу заметает, а в особо снежные дни остается лесник отрезанным от мира на несколько недель. Заносы на дорогах по несколько метров: не проедешь – не пройдешь. Зимы на всех крымских яйлах жестокие, ни один беспечный турист в это время года покалечился, а иные и с жизнью простились. Но кроме мороза, говорят, есть у туристов и еще одни враги – одичавшие собаки. Охотятся они стаями на косуль, муфлонов и другую живность, умно охотятся и человека совсем не боятся. Одно время сильно расплодились эти братья меньшие в горно-лесной местности. Рассказывают, что в некоторых районах уже третье-четвертое поколение вывелось.

И стали они не одичавшими, а совсем уже дикими, серые какие-то, щетинистые, на волков похожи. То, что одичавшие псы нападают на одиноких туристов – факт, но есть и совершенно жуткие предположения. Бывает такое – ушел человек в горы и не вернулся, только рюкзак нашли или куртку. Я, правда, сама в такие страшилки не сильно верю, а там, кто знает.

Эти озверевшие псы – существа обездоленные, и не вина их в том, что приходится за жизнь бороться, а беда. По Крыму сотни дачных поселков. Оно ведь как бывает: взяли дачники щеночка, летом поигрались, к зиме – выбросили. Вот и пошла бедная псина по лесам скитаться, прокорм добывать.

Есть такое мнение, что экологическую нишу, которую освободил волк, заняла именно одичавшая собака. Позволю себе с этим не согласиться.

ДВУНОГИЙ ХИЩНИК.

Экологическую нишу волка занял хищник более изощренный и крайне опасный – браконьер. Это он плеснет в кабанью лужу бензинчика: дикие свиньи любят поваляться в такой «ванночке», всяких насекомых-кровососов со своей шкуры погонять. Раз другой третий плеснет, а потом и сам с ружьем явится. Говорили мне, что на Ай-Петри охотятся браконьеры на оленей, косуль и других животных на лошадях. Человека на лошади копытные близко подпускают. Лесной зверь домашней скотины не боится. На одной полянке запросто могут пастись и коровы лесников, и олени.

Непоправимый вред природе приносят и горе-туристы. Особо тяжело лесным обитателям во время майских сабантуев. Бывает, в одном урочище скучатся до 20 оленей. Место укромное найдут, стоят бедолаги, уже и траву всю выели, а выйти боятся кругом народ активно под музычку гуливанит. Нередко находят после праздников лесники мертвых оленят. Мамочку туристы спугнули, олененочка приласкали: «Глянь какой хорошенький!». Погладили, потискали, и олениха больше не подошла.

А сколько животных погибло в браконьерских петлях, а сколько было покалечено! В Байдарской долине долго жил дикий кабан без одной ноги.

Попав в петлю, животное изо всех сил пытается вырваться, бывает, оборвет проволоку ценой страшных усилий, и тогда в этом жутком капкане могут остаться нога или лапа, а бывает, так и мучается до конца жизни, терпит жуткие страдания. Мы находили в лесах кости животных, в которые проволока вросла. Это же какие муки несчастный зверь выдержал? Кость гнила, причиняя невероятные страдания.

Но самый отвратительный вид варвара – это браконьер власть предержащий. Тот охотится без правил, без чести и без совести, когда вздумается и на кого захочется, ему и беременная оленуха – сладкая добыча.

Считается, что каждый зверь, каждая букашка выполняет в живой природе свою миссию. Скажем, с барского волчьего стола кормились когда-то птицы падальщики.

Ныне волк в Крыму экологическую нишу не найдет, ее частично заняла одичавшая собака, а – полностью человек. Не потому ли число самых крупных крымских пернатых – черных грифов, катастрофически сократилось. Теперь их, можно по пальцам пересчитать. Мясо для грифов на лесные поляны заповедника привозят теперь люди.

НОВЫЙ ТРОФЕЙ

Но вернемся к нашим баранам и волкам. Ныне в Украине тоже учреждена премия за убитого волка и составляет она 100 гривень. История повторяется. Впрочем не только в нашей стране за этого хищника дают материальное вознаграждение. Назначены премии в России, в Казахстане, думаю, и в других регионах. Волки человеку нервы портят и ущерб приносят. Вражда эта, похоже, никогда не утихнет.

В Крыму первая охота на серых хищников состоялась в 2004-ом. В кабинете у Сергея Ивановича Орленко, главного специалиста отдела охотничьего хозяйства Республиканского комитета Автономной Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству, висит карта полуострова, на которой флажками обозначены удачные охоты на волков. Как рассказал Сергей Иванович, на полуострове добыты 14 волков. Это, как вы понимаете, официальные данные, но понятно, что были и другие отстрелы. Волк для крымского охотника – трофей новый, можно сказать редкостный, вызывающий большую гордость, так что премию в сто рублей никто получать не спешит.

Волков на полуострове отстреляли в разных районах: Раздольненском, Красноперекопсом, Нижнегорском, Первомайском, Джанкойском, Черноморском, в окрестностях Керчи. Но серый уже основательно продвинулся и в глубь Крыма – завалили волка и в Белогорском районе, а здесь, что до столицы автономии, что до горной местности рукой подать.

Одни охотники считают, что волк в крымских лесах много вреда учинит, мол, наше зверье такого хищника не знало, и бояться оно его не будет: вырежет он и оленей, и косуль, и муфлонов. Другие же говорят, что инстинкты, генетический страх все равно сработают, и копытные будут остерегаться этого хищника, третьи и вовсе считают, что волк в горно-лесную часть не пойдет. Ему ныне в степях лучше, он здесь будет резать овец. Сильно по этому поводу призадумались сельчане, раньше и в голову не приходило, охранные меры принимать, чабан только от ворья отару защищал, а теперь его от волков вооружать нужно. Но как? И дорого, и хлопотно.

ЗВЕРОГОНЫ

Похоже, появится спрос в наших краях на собак волкодавов. К сожалению, пропала чисто крымская порода, теперь ее не восстановишь. Эти страшные псы были в свое время грозой волчьих стай. Но есть, как известно, не мало других пород собак, способных с этим зверем бороться, возможно это будут алабаи. Но чтобы идти на волка, нужно воспитать настоящего зверогона. Литература 19-20 веков сохранила немало описаний охоты на волков, воспитать настоящего волкодава дело хитрое, хлопотное: такой героический пес выводится селекционным путем. Похоже, с волком могли бы справиться иные из бойцовских собак, участвующие, чего греха таить в собачьих боях. Но кто ж их на волков отпустит? А потом совсем неизвестно, кто из этой схватки выйдет победителем. Волк ведь по отношению к собаке ведет себя крайне резко. История знает немало случаев, когда серые резали домашних псов прямо на глазах хозяев. И у нас в Джанкойском районе волк средь бела дня зашел во двор одного из домов и зарезал овчарку – хватанул ее за горло и перескочил через высокий забор.

Те же собаки, которые пасут отары с чабанами, сами волков боятся. Как услышат вой – прячутся. Знают – смерть пришла. Люди тоже перепуганы, такой напасти никто не ждал, да и как от нее защищаться.

РЕЗНЯ

То, что чабаны оказались беззащитными против волка – факт. Уже в этом году хищники устроили большую резню в Джанкойском районе. Но предшествовали этому такие события. Голова Целиновского поселкового Совета настойчиво писала письма районным властям с просьбой организовать отстрел волков. После одного набега серых здесь не досчитались овец, после другого – коровы, а через время еще несколько телят. В канун Нового года охотники вышли на облаву. Недалеко от села Томашовки есть небольшой лесочек, там и подняли волков. Их было трое. Двое матерых и один молодой. Молодого завалили первым, а старики ушли. Раньше в этих краях был совхоз Перекопский, который специализировался на овцеводстве, поголовье овец в лучшие годы доходило до 37 тысяч. Травы тогда на полях не видели, овцы всю выедали и вытаптывали. В перестройку степь отдохнула, трава поднялась по пояс, овец на подворьях осталось тогда штук 300. Ныне же поголовье растет год от года. А тут такая напасть – волки. После облавы в Томашовке еще одного волка подстрелили на территории Ермаковского сельского совета. Но волки будто решили отомстить, устроив настоящую резню в том же Джанкойском районе, только теперь на территории Яснополянского сельского совета. Они пришли днем 31 декабря и погнали овец в степь. В это время рядом с овцами был чабан Сергей Краморенко, но что он мог сделать? Волки резали овец и тут же бросали, пастух бежал за отарой, но волки не обращали на него внимания. Это была жуткая картина: трупы овец с перерезанным горлом валялись по всему полю. В этот день в волчьих зубах погибло 6 ярок и 54 котных овцематки. Это был не первый визит серых. Загубили они до этого телочку и бычка, разодрали лошадь. Всего же за 2005 год от волчьих клыков здесь погибло 85 овец.

А утром первого, когда люди пошли убирать мертвых животных, серые нарисовались невдалеке, они сидели в трехстах метрах и наблюдали за действиями людей. Сельчане, понятно, страшно обеспокоены, чабаны рассказывают, что перед тем как устроить резню, волки жутко воют. В Джанкое по этому поводу собиралась чрезвычайная комиссия, поднимался вопрос о том, чтобы разрешить чабанам ношение оружия. Сейчас волка в наших степях не вычислить – травы поднялись, охотники говорят, что часть их ушла на остров Русский. Летом их не найти.

ВСТРЕЧИ

Судя по всему, волки на сей раз обоснуются в Крыму надолго. Человеку это мало чем угрожает, с гораздо большей вероятностью можно угодить под колеса автомобиля, чем в волчьи зубы. Да и зверь этот на людей крайне редко нападает. Обычно только в тех случаях, когда болен бешенством, ранен или уж сильно голоден. Но, судя по тому, что овцеводство в Крыму активно развивается, волку голодать не придется. Во всяком случае, до сих пор у нас не было ни одного случая, чтобы волки нападали на людей. В районе Сольпрома, что на Азове, пришлось одному товарищу с серым нос к носу столкнуться, так с перепугу человек на столб заскочил. Был случай и пострашнее, но уже в Раздольненском районе. Тринадцатилетняя девочка шла в декабре из села Гришино в село Выпасное через поля, по лесопасадке и встретила волка. Серый явно обратил на девчушку внимание. На ее счастье в то же время охотники, находившиеся рядом, в винограднике, как раз и пытались выйти на волков. Они-то и открыли стрельбу.

ПРОГНОЗЫ

По очень приблизительным подсчетам волков на полуострове ныне не больше 20 обитает. С учетом выводка, цифра эта, понятно, увеличится. Сколько волчиц поселилось в Крыму, тоже не посчитаешь, но от одной рождаются обычно 5-6 волчат. Выбьют ли волка крымчане, и нужно ли это делать? Вопросы опять же спорные. От волка, конечно, и польза есть. Уничтожает он в летнее время в степных районах большое количество грызунов. А вот зимой вред от него, как видите не малый. Зеленый свет серые, понятное дело, на полуострове не получат. Край наш, по сравнению с 19-м веком, ныне густо населен. Так что, похоже, регулировать численность волков в Крыму никто не собирается и, скорее всего, истребят этого зверя. Но это также будет не просто. Правда, волчью жизнь волку, Крым , по всему видно, обеспечит.