Ретриверы возвращаются

Зоя Медведева

Июнь, 2018 год

31 марта под Киевом состоялись Региональные состязания легавых, ретриверов и спаниелей по куропатке. Это мероприятие уже давно стало традиционным, только проводилось оно среди собак легавых пород, т.к. ни владельцы спаниелей, ни ретриверов не проявляли интереса к нему.

Честно сказать, в Киеве и в Киевской области практически не осталось рабочих спаниелей. До середины 90-х годов прошлого века спаниелей, в основном – русских охотничьих, было довольно много. И это объяснимо, ведь эта небольшая собачка обладает прекрасными охотничьими качествами, достаточно универсальна, удобна в содержании, послушна. Были у нас и отличные кокер-спаниели, и спрингер-спаниели, но, конечно, не так много как русских. Во второй половине 90-х из-за тяжелых экономических условий количество охотничьих собак, как и охотников, резко сократилось, а спаниели вообще в нашем регионе практически исчезли. Легавые собаки, а особенно континентальные, у нас всегда были популярнее, чем спаниели. И хотя их количество тоже сократилось, но все же они не исчезли, а вот уже в новом веке их количество стало постепенно расти, пока эта группа пород не стала самой многочисленной. Спаниели же сосредоточились в южных областях Украины. К тому же в Николаеве был создан Клуб русских охотничьих спаниелей, который взял на себя практически всю работу с этой породой.

Группа пород ретриверов для охотников Украины пока остаётся экзотикой, хотя все породы, входящие в эту группу, изначально создавались как охотничьи. Само слово «ретривер» происходит от английских значений «находить», «доставать». Задачей ретриверов было нахождение и подача битой дичи, которую добывали из-под легавых. Когда заканчивалась стрельба по птицам, сработанным пойнтерами и сеттерами, на поиск посылали ретриверов. Они собирали всю добытую дичь и при охоте по водоплавающей птице. Особенно хорошо в работе на воде себя показывали лабрадоры, которые происходят от прирожденных пловцов – ньюфаундлеров – и обладают уникальной, практически непромокающей шерстью.

Собаки этой группы пород должны иметь хорошее чутьё, отличную управляемость и обладать таким качеством, как «мягкая пасть». К ретриверам относятся: лабрадор-ретривер, золотистый (голден) ретривер, прямошерстный, курчавошерстный, новошотландский (толлер), чесапик-бей. По классификации Международной кинологической федерации все ретриверы и спаниели относятся к 8-й группе. Это подружейные собаки, работающие без стойки.

Очень жалко, что во всём мире ретриверов часто считают просто домашними любимцами. Правда, устойчивая уравновешенная психика этих собак позволяет использовать их ещё и в качестве поводырей слепых. Это почётная, хотя и очень трудная работа и, конечно же, далёкая от охоты.

Где-то лет восемь назад в нашу ФОСУ обратились владельцы ретриверов с целью выставить своих собак на полевые мероприятия. Тогда мы оказались не готовы к этому. В Федерации не было ни утвержденных правил испытаний, ни экспертов, способных оценить их экстерьер. Но уже в 2010 году были утверждены Правила для ретриверов по поиску и подаче битой дичи. Я сама попросилась на выставки КСУ для стажировки по этой группе пород и с большим интересом прошла стажировку на четырёх выставках с судьями FCI. Однако дальше дело как-то не пошло. Но вот в 2016 году сразу три лабрадора приняли участие в Киевских состязаниях охотничьих собак по утке, причем с очень хорошими результатами. Затем они стали выставляться и по полевой дичи, кстати – тоже с очень неплохими результатами. На Всеукраинской выставке охотничьих собак были оценены четыре ретривера – три лабрадора и один голден. И вот в этом году на Региональных состязаниях по куропатке было выставлено: 8 лабрадоров, 2 голден-ретривера, 1 новошотландский ретривер (толлер), 1 спрингер-спаниель, 1 русский охотничий спаниель.

Всех ретриверов и спаниелей отправили в экспертную комиссию, которую возглавляла я. Была рада этому, т.к. было очень интересно посмотреть всех этих собак в поле. Трёх из них – ретриверов «Soft Dream» Недачина П., «Латиссу» Золотова М. и толлера «Feel my Fire sweetbilberry» Згонник С. – уже неоднократно видела в работе по водоплавающей дичи, но хотелось посмотреть их и в поле. Со мной в комиссии работали Золотов М. и Черникова Т. – эксперты III категории.

Все, конечно, ещё не успели забыть, какая погода была в этом году в марте. К 31 марта от растаявшего снега на полях образовались болота, а по краям полей, особенно под кустами и деревьями, лежало ещё много снега. Поэтому на первом поле, где мы начали работу, удалось найти только 7 куропаток (одну одиночную и три пары). После переезда на другое поле работа у нас пошла гораздо живее. На поле, правда, куропатки не было – все работы собаки сделали по краям поля, на кучах мусора, прошлогодних листьев и перемолотых в щепки деток деревьев, под заборами. Практически все собаки, которые хоть как-то искали, были с птицей. Всего наша комиссия расценила на дипломы 9 собак из 13 (69%). И это очень большой процент, учитывая, что для некоторых собак это была первая встреча с куропаткой.

Лучшую подготовку показали собаки, с которыми охотятся, и это естественно. Они понимают, для чего они ищут этих птичек. Дипломы I степени получили лабрадоры «Латисса» Золотова М. и «Soft Dream» Недачина П., которые показали прекрасную постановку и послушание, достаточно верное чутьё и хорошую подачу.

Дипломы II степени у лабрадора «Ray Maskot Skif» Добрончука О. и толлера «Feel» Згонник С. Надо сказать, что «Rey» показал неспешную работу с правильным челноком, приличной дальностью и отличной управляемостью на диплом I степени, и только корявая подача на 6 баллов не позволила ему его получить. Что же касается новошотландца «Feel» Светланы Згонник, то я их парой любовалась на нескольких мероприятиях. Они настолько понимают друг друга, что кажется, слова при их общении им просто не нужны. «Feel» показал четкую, активную и заинтересованную работу с приличным чутьём. Его азарт пересилил прекрасную дрессировку, и он сделал проброс при взлете пары куропаток метров 10, пока Светлана не остановила его. Манера работы толлера сильно отличается от манеры лабрадоров, приближаясь по своей живости к манере спаниелей. Мне кажется, что ему для более уверенной работы по полевой дичи не хватает опыта, т.к. в работе по водоплавающей птице он имеет уже достаточную практику.

Один диплом III степени получила маленькая рыжая сука русского спаниеля, очень азартная, работающая исключительно следом и с удовольствием гоняющая взлетающих птиц. Остальные четыре диплома III степени были получены собаками, которые ни разу не были на охоте. Тем не менее, при их непоставленном челноке, неумении их ведущих правильно руководить ими и отсутствии охотничьей практики собаки сумели не пропустить ни одной птицы, показать достаточную дальность и верность чутья. Но при взлёте птиц удивлению и радости собак и их хозяек не было предела…

Отдельно хочу рассказать, как меня удивил голден ретривер «Enerkid Asmera» Алексеевой Марии. Он работал последним уже почти в сумерках. Красивый кобель плавно двигался не совсем правильным челноком с постоянным руководством хозяйки. Ходил красиво, с высоко поднятой головой. Через 2 минуты после пуска он вдруг начал тщательно разбираться в набродах, затем развернулся четко на ветер и так же размеренно пошел вперёд. Его хозяйка стала было его останавливать и отзывать, но бесполезно. Пройдя таким образом более 20 метров (!), без выраженной подводки он прямо по носу поднял пару куропаток и даже не попытался их преследовать. Вторую работу он сделал уже более заинтересовано, но короче. Получил он диплом III степени на 75 баллов с высшим баллом за чутье. Получить высшую степень диплома ему не дал лимитирующий балл за постановку и послушание.

Подведение итогов и награждение в нашей комиссии прошло уже в полной темноте. Но эмоций было достаточно. Мне показалось, что большинство участниц состязаний сами были сильно удивлены работой своих собак. Я от всей души поздравляю всех участников, чьи собаки получили дипломы. И посоветую не огорчаться тем, чьи собаки не сумели показать достаточную для диплома работу. Просто собаки оказались недостаточно подготовлены. Некоторые просто вышли погулять. Но винить их за это просто глупо. Собака может показать лишь то, чему её научили. Природа может дать хорошее чутьё, но научить им пользоваться можно только в процессе натаски и, главное, охоты. У собаки должно выработаться понимание, для чего она проделывает всё то, чему вы её учите. А для этого необходимо хотя бы периодически добывать из-под неё дичь. Вот тогда вы и увидите, на что способна ваша собака.

В заключение с удовольствием сообщаю всем владельцам ретриверов Украины, что недавно зарегистрирован Клуб охотничьих ретриверов, где всем желающим помогут в натаске их собак, в раскрытии их природных охотничьих качеств. Инициаторами и организаторами стали Максим Золотов и Олег Добранчук.

Всем владельцам – красивых работ их собак. И ни пуха ни пера!