«Галашка»: винтовка ZG 47

Вячеслав Артеменко

Август, 2018 год

Одну из последних попыток «усовершенствовать» М 98 предпринял чешский конструктор Отокар Галаш. В 1933 г. он начал работать в «Збройовке Брно» как механик в отделе производства прототипов и как стрелок, представляющий оружие на конкурсах. Галаш был охотником, считал себя хорошим стрелком, говорил на немецком, английском, турецком языках. В 1940 г. он покинул Протекторат и нашел убежище в Великобритании. Там работал на BSA, в частности на производстве «эрликонов». После войны вернулся на родину и вновь устроился работать на «Збройовку» как «техническая сила на заводе в Брно».

Чтобы устроиться на предприятие, до этого времени мало занимавшееся производством гражданского оружия, Галаш решил предложить винтовку на базе М 98, перспективную для внешнего рынка. Прежние охотничьи «зетки» на базе М 24 (мы о них уже рассказывали) были легким оружием в стиле «Маннлихер-Шёнауэр» М1903, пригодным скорее для среднеевропейских охот, чем для сафари. На британском рынке Галаш обнаружил потребность в таком мощном оружии. Базой для создания охотничьих винтовок служила военная М 98. Затворные группы «магнум» серийно не производили, и такие винтовки были в два раза дороже, то есть недоступны среднему охотнику в колониях.

Выглядит так, что основные элементы дизайна будущей ZG 47 Галаш привез из эмиграции. Уже во второй половине 1945 г. он предложил: удлинить магазин на 2 мм – под патроны с самыми длинными пулями; автоматический предохранитель, также – предупреждающий открытие (непроизвольное) затвора; возможность (легко) оперировать затвором при установленном оптическом прицеле; изогнутую затворную рукоять – для самой низкой установки оптического прицела; донце магазина на шарнире – для быстрого разряжания; ресивер, приспособленный для быстрой установки оптического прицела; возможность боковой регуляции и смены мушки без инструмента; единственный регулируемый спуск без шнеллера; минимализацию перстней на стволе, влияющих на его вибрацию; профиль ствола с остаточным запасом материала для переходного конуса за патронником (грушевидный, не ступенчатый); ложу, отвечающую запросам английского рынка: короткое массивное цевье, крутую пистолетную рукоять.

Быстрый экспорт, в том числе оружия, был важен для чешской промышленности, почти не затронутой войной. Первые винтовки конструкции Галаша под фирменным обозначением М 23 были разработаны к ноябрю 1946 г. Предназначались они для рынка США и Канады (разоренной Британии, где победили социалисты, было не до охоты в колониях), и в 1947 г. появились в фирменном каталоге предложений под наименованием «kulovnice mod. 23 (Galašova)». При всех декларациях намерений оружие получилось вполне «европейским». Калибры были совсем не «американские»: 6,5x57, 7x57, 7x64, 8x57S, 8x60S, 9,3x62. Это было относительно легкое оружие массой 3,20-3,35 кг.

Анализ рынка указывал на потребность в оружии калибров 30-06 Sprg., 270Win., 8x64S. Но в Модели 23 под эти патроны возникали проблемы с досыланием и запиранием, также имелись замечания и к спусковому механизму. Проект был несколько изменен, и «на основе четко определенных требований» изготовили 40 прототипов ZG 47 (ZG – Zbrojovka Galas и год разработки), модифицированных под упомянутые американские калибры, что позволяло досылать патроны длиной 86,5 мм. В конце 1947 г. 20 винтовок со стандартной ложей и 20 – с ложей «Монте-Карло» были переданы внешнеторговой компании – акционерному обществу по импорту и экспорту продукции точного машиностроения Kovo (c 1953 г. podnik zahraničního obchodu PZO) – для нового анализа рынка. Сам Галаш с 1947 г. работал на опытном заводе «Збройовки» 07 в Брно.

Выглядит так, что винтовки были доступны на рынке не ранее 1949 г. В фирменном каталоге, датированном 20 декабря 1949 г., о новом оружии местами еще сказано в настоящем (запускает) и даже будущем (будет) времени. ZG 47 предлагали в калибрах: 6,5x57, 7x57, 8x57, 8x60, 7x64, 8x64, 9,3x62, 7,62x63, .300 (речь идет о .30-06), .270 Winchester, .257 Roberts. На заказ можно было изготовить оружие «под любой патрон, длиной не более 85 мм». В качестве «универсального» фирма предлагала калибр 8x64S.

Новое оружие позиционировали как созданное с особым вниманием к «опыту охотников из тропических регионов, где от охотничьего оружия требуется, помимо отличной точности стрельбы, иметь полную надежность и легкий контроль как (собранного) оружия, так и всех частей для целей чистки».

В каталоге указаны отличия от «нашей, (более) ранней, охотничьей винтовки» («Зетка»): ресивер имеет на обоих мостах клиновидные посадочные места под кронштейны оптического прицела (продольная шина 19 мм). Такое решение – более прочное, чем поперечные вырезы на мостах под стойки кронштейна. Левая стенка окна заряжания без выреза под большой палец, поэтому более жесткая на изгиб.

Затвор позволяет перезаряжать при низко установленном прицеле, затворная рукоять – с грушевидным (шаровидным) завершением выступает из ложи настолько, чтобы обеспечить прочный и быстрый захват.

Предохранитель запирает ударник и затворную рукоять. Положение F, когда рычажок предохранителя располагается горизонтально (направлен к стрелку), означает режим ведения огня. Положение S – когда рычажок подан большим пальцем вверх на 125 град. (вперед до упора), означает блокировку ударника и затвора. Предохранитель прост, бесшумен, не мешает использовать оптический прицел.

Спусковой механизм создан «в результате изучения всех существующих спусковых механизмов, потребностей и требований, аккуратной практичной формы. Это не шнеллер, или длинный двухупоровый спуск, а спуск с коротким ходом, не более 2-х мм, также – ограниченный в дальнейшем движении». Усилие спуска регулируемое от 1-го до 2-х кг. Перемещение спуска напрямую передается ударнику. Спуск быстрый, что особенно удобно при стрельбе по движущимся целям, где быстрый спуск – «это вопрос жизни охотника и безопасный для манипуляций в тропиках или в Арктике» – не срабатывает даже при сильных ударах по оружию. Фирменное наименование «Blesková spoušť»/«Flash Trigger» (на практике, усилие спуска в винтовках ZG 47 – от 0,75 до 2 кг, длина хода регулируемого спуска – 2-4 мм).

Магазинная коробка – двухсекционная, разработанная для патронов различной формы и длины. Состоит из дна с крышкой и стенок. Шарнирная крышка позволяет разряжать оружие, не повреждая патроны затвором. Магазин имеет упор для патронов каждого калибра, предотвращающий удары и толчки пуль в переднюю стенку магазина. Повреждения оголенного сердечника пули ухудшают надежность досылания и точность боя.

Ствол слегка конический, без выступов – для устранения вибрации, имеет продольные клиновидные пазы под основание мушки и прицела. Мушка – с кольцом, форма – с шариком, который будет красного или черного цвета. Ее можно сменить без инструмента. Прицел с одним постоянным щитком, с возможностью регулировки вправо-влево. Длина прицельной линии – 44 см. Прицел установлен на дальность 200 м. Впоследствии стволы предлагались в двух конфигурациях: легкие 7х57, 7х64, 8х57JS, 8х60, .30-06, .270Win. и тяжелые: 7х57, 7х64, 8х57JS, 8х60, 8х64S, .30-06, .270Win., 9.3х Масса тяжелого ствола была увеличена на 200 г. На заказ изготовляли также оружие калибров 10,75x68 и 5.6x61 Vom Hofe.

Ложа ореховая, имеет форму, удобную для стрельбы с оптическим прицелом. Пистолетная рукоять, возможно, ближе к спусковому крючку. Ложи будут двух типов: стандартная – без щеки и с пластиковым затыльником, и «люкс» – с высокой щекой, затыльником, накладкой под пистолетную рукоять и наконечником цевья из буйволиного рога. Покрытие – маслом, матовое – с наибольшей устойчивостью к воде. Впоследствии ложи предлагали трех типов: BASIC, RELIEVED и LIGHT – без накладки рукояти, но с черным наконечником и щекой «Монте-Карло». Исполнений «люкс» было четыре: А, В, С и Супер. На заказ изготовляли также ложи типа «манлихер».

Установка оптического прицела – с возможностью регулировки по сторонам. Кронштейны на 100% взаимозаменяемы, с возможностью установки иностранных прицелов.

Все части винтовок ZG 47 полностью взаимозаменяемы, изготовлены из термически обработанной высоколегированной стали. Ствол изготовляли из специальной стали «Польди электро». Каждая винтовка будет пристреляна на 100 м с открытым и оптическим прицелом.

Масса оружия – 3,5 кг. Масса прицела Lesar («Меопта» Братислава) – 0,5 кг. Длина оружия – 113 см. Длина ствола – 60 см. Нарезов – 4.

Известна винтовка ZG 47 с номером 00001 и датой пробы 50 (1950). Она была изготовлена в калибре 9.3x62 «Маузер». Ее первый владелец – Брен Армс из Кейптауна (ЮАР). Винтовка номер 00013 с датой пробы 50 была продана в Канаде. Она имела калибр 7х57 (.257), ствол длиной 63 см и была снабжена диоптрическим прицелом на ударнике. Маркировка на ресивере «zbrojovka brno n.p.» «made in Czechoslovakia», на стволе – cal .7x57 (275'') и знак «Збройовки».

Отзывы о новом оружии были получены из Африки, Индии и Канады. Все они были одобрительны, без каких-либо комментариев или жалоб. Канадская компания-импортер сожалела только о том, что в 1951 г. не сможет получить достаточно винтовок… В итоге все накрылось «железным занавесом». В начале 1950 гг. Казначейство США ввело ограничения на торговлю с соцстранами… В 1952 г. министр Людмила Янковиц подтвердила запрет на импорт спортивного оружия на Запад, мол «империалистам продавать не будем». Фактически производственных мощностей не хватало для изготовления военного оружия. При этом потери валюты по экспортным контрактам составили около миллиарда крон…

В 1954 г., после двухлетнего перерыва, власти разрешили экспорт оружия во все страны. Строительство социализма оказалось невозможным без заработка конвертируемой валюты… На техническом совещании в Праге 25 ноября 1954 г. в помещении «Конструкты» утвердили некоторые требования для внедрения серийного производства нового современного оружия. Оказалось, что «зетки» можно производить на экспорт хоть сейчас, а выпуск ZG 47 «надлежало ускорить».

Производство было начато в 1955 г., к концу года были доступны первые изделия пробной серии. В 1956 г. оружие уже поставляли согласно заказам KOVO. Но тут сказались последствия остановки производства и продаж в 1950 г. Рынок успели захватить конкуренты, в т.ч. австрийцы. За М 1950 последовала Модель 1952 – с предохранителем, удобным для оптического прицела, и М 1956 – с ложей под оптический прицел. У чехов не было никаких исследований рынка, никакой связи разработчика – Департамента прецизионной инженерии – с зарубежными пользователями, никакой рекламы. Даже иллюстрированную брошюру о новом оружии выпустили только в конце 1956 г.

Экспорт начался в 1956 г., а уже в 1958 г. оружие экспортировали в 40 стран на всех континентах. Наиболее важными покупателями оказались Судан, Эфиопия, Таиланд, Родезия, Южная Африка, Швеция, Канада и Польша. К сожалению, автору недоступен выбор калибров в каждой стране. Но объемы продаж оказались невелики. Обнаружились и некоторые недостатки изделия. Желательны были «существенные конструктивные улучшения в предохранителе, магазине, прицеле». Недостатками продукта называли увеличения массы оружия и плохую видимость через прицел. Некоторые покупатели рассматривали эту винтовку как продажу (изделий) бывшего военного производства.

В общей сложности должны были произвести 20400 ед. ZG 47, включая 800 ед. резерва. К концу 1957 г. изготовили только 10778 винтовок и 2000 затворных групп. В 1957 г. якобы удалось продать только 1468 винтовок и 12 затворных групп. Сегодня известны номера сохранившегося оружия: 05217 с пробой 1956 г., 02862 с пробой 1957 г.

В 1958 г. планировали изготовить 6000 винтовок. Но ввиду загруженности Omnipol-а (экспортер оружия) и требований PZO было решено собрать в первом квартале 1350 ед. оружия и еще 900 – частично, а остальные 4650 следовало хранить в «готовых деталях без стволов и лож», что должно было облегчать сборку в соответствии с требованиями заказчиков.

Винтовка Галаша оставалась в производственной программе до 1960 г. Сборку из готовых деталей продолжали до 1963 г. В балансе 1964 г. сообщалось о причине прекращения производства: «отсутствие производственных площадей в механических мастерских», также – о «невозможности гибко реагировать на частые требования иностранных клиентов о более широком диапазоне калибров от .222 Rem. до тяжелых тропических калибров».

Согласно отчетности, имелось 17925 собранных и 2000 затворных групп, всего 20061 ед. ZG 47, из которых фактически только 17589 ед. должны были быть поставлены.