Об этике поведения

Николай Береговой

Октябрь, 2018 год

В своей жизни мне приходилось много раз быть как непосредственным участником, так и зрителем испытаний и состязаний. Страсти особенно накалялись, когда, кроме получения высоких званий Полевого чемпиона или Полевого победителя, на кон выставлялись очень ценные призы: современный телевизор, мобильные телефоны и др. До начала войны такие состязания проводились в п. Родаково Луганской области. Чтобы исключить разговоры о каком-то предвзятом подходе к той или иной гончей, в качестве экспертов приглашались видные эксперты как из зарубежья: Бруннер А.Р. (г. Ярославль), Макаренко И.Е. (г. Кострома), так и наши: Бойко Г.А. (Николаевская обл.), Кучерявый Н.А. (Хмельницкая обл.), Соловей М.А. (Черниговская обл.), Перхун Н.В. (Харьковская обл.), Турчин Н.А. (Днепропетровская обл.) и другие.

Молодым любителям гончих очень интересно знать, допускают ли эксперты при полевой пробе гончих погрешности, неточности и ошибки. Да, такие случаи хоть и нечасты, но, к сожалению, случаются. Хочу еще раз напомнить, что у нас осталась одна-единственная порода охотничьих собак, испытания и состязания которых проводятся исключительно по вольному зверю – зайцу и лисице. Отсюда порой и возникают сложности как при работе гончих, которые заранее предусмотреть невозможно, так и проблемы у экспертов. Поведение вольного зверя остается непредсказуемым, отсюда и появляются случаи, когда гончая проработала на гону один час, а зверь так и не был перевиден. Не единичны случаи, когда Полевой чемпион прошлого года остается без подъема зверя или показывает работу на Д-III ст. с натяжкой, чего практически не бывает при состязаниях других пород по вольному кабану, барсуку или лисице в искусственной норе, где некоторые представители норных собак имели полсотни дипломов только первой степени.

Экспертам-кинологам нужно помнить наставления, которые давал известный эксперт Р.И. Шиян стажерам и начинающим судьям: «Старайтесь внятно объяснять все свои действия и принятые оценки присутствующим на любом мероприятии по собаководству. И помните, что за флажками рингов или среди болельщиков на испытаниях всегда есть люди, которые знают и понимают гончую собаку лучше, чем вы».

Все ошибки и неточности оценки полевых достоинств гончих можно разделить на несколько видов. Первый – это непреднамеренные ошибки, которые могут случиться при неблагоприятном стечении обстоятельств. Привожу пример такой ошибки эксперта, которая стоила снижения гончей на один балл оценки за верность отдачи голоса.

Проходят испытания гончих. В полазе очередная выжловка. Я внимательно наблюдаю за ее работой, усевшись на небольшом бугорке. Передо мной как на ладони видна поляна без единого дерева. Вижу, как ее пересекает огромный заяц-русак и скрывается в чаще лесного массива. Буквально за ним на поляну выходит эксперт и останавливается в двух метрах от места, где скрылся заяц. Через 20 мин. послышался голос выжловки, которая в доборе с редкой отдачей голоса продвигается к этой поляне и проходит буквально рядом с экспертом, который зверя не видел. Через пару минут выжловка добрала зайца и повела его уже полными ногами и с яркой отдачей голоса. Эксперт посчитал добор как неверную отдачу голоса. Почему? Да потому что ему даже в голову не могло прийти, что ранней осенью, когда стояла сушь, гончая может через 20 минут прихватить след прошедшего зайца, добрать его и начать уже непосредственное преследование. В этом случае гончая показала феноменальное чутье.

Я как-то писал, что в своей жизни видел, как при аналогичных условиях тропы гончий выжлец не принял след зайца через 5 минут после его прохода, а выжловка приняла его через 15 минут. Встречались и преднамеренные ошибки и злоупотребления экспертов, когда при сумме сколов при часовой работе в 4 минуты вместо 23 баллов за мастерство ей поставили 18, тем самым подгоняя баллы под диплом второй степени, так как из-за расценки голоса 6-2-5 она не могла претендовать на диплом первой степени по зайцу. Имели место ошибки экспертов при выставлении баллов за вязкость из-за незнания ими «Правил испытания». Поставить гончей 14 баллов за вязкость, которая отработала на гону один час и была снята с гона по указанию экспертной комиссии, мог только человек, который давно не открывал «Правила». Некоторые эксперты при выставлении оценки за силу голоса не учитывают частоту отдачи и доносчивость.

К гончим с дипломами первой степени по зайцу я всегда относился с большой осторожностью, опять-таки вспоминая по этому поводу высказывание Руслана Ивановича: «Примерно половина гончих, получивших дипломы I ст., на самом деле их не заслуживают из-за вольных или невольных ошибок судей, засчитавших всю пустую брехню вокруг следа и около него за время гона. Перевиденный заяц в начале работы – это хорошо, но это особенно важно во второй половине часа, когда он начинает ходить своими гонными следами. Именно в этой сложной для гончей ситуации к концу часовой работы и требуется разобраться полевым судьям, а не сидеть на пеньках и смотреть на часы».

Я был свидетелем, когда известный выжлец из Донецкой области, обладатель трех дипломов первой степени по зайцу-русаку на состязаниях возле поселка Родаково показал верность отдачи на 2 балла. Эксперт Национальной категории Бойко Г.А. очень быстро разобрался с его выходками и показал всем желающим участникам на его проделки. Перед этим на состязаниях перед г. Счастье эксперт-кинолог Голиков В.И. тоже раскусил этого перводипломника. В итоге он заработал Д-III с расценкой за верность отдачи голоса 3 балла. После этих событий я, конечно, ставлю под сомнение предыдущие три диплома I степени.

Из этих примеров понятно, что повод для недовольства полевой экспертизой, конечно, может возникнуть. В этом случае владельцу нужно спокойно дождаться того момента, когда эксперт доложит ему результаты испытания или состязания после окончательного подсчета баллов по каждому из 10 качеств и степень заработанного диплома или без него. В это время владелец гончей имеет право задать интересующий его вопрос по расценке того или иного качества при работе гончей. При этом недопустимо повышать голос, оскорблять эксперта, а тем более распускать руки, что очень редко, но случалось. На состязания владелец имеет право в письменной форме подать жалобу на имя главного эксперта состязаний с обоснованием его ошибок. Если главный эксперт сочтет их убедительными, то может принять решение о перепуске вашей гончей в составе другой комиссии. Словом, все эти спорные вопросы и недоразумения нужно в любом случае решать спокойно, по-деловому, с холодной головой и не забывать, что как владельцы гончих, так и эксперты по этим породам охотничьих собак являются их большими поклонниками и тоже заинтересованы в их процветании.