Заячий вольер на Полтавщине

В. Шерех

Ноябрь, 2018 год

«Подливание» свежей крови чрезвычайно эффективно влияет на популяцию ушастых, и при условии правильного, комплексного выполнения биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях оно довольно быстро дает результат – популяция зайцев если и не «взрывается», то заметно увеличивается.

К нам в редакцию часто обращаются охотники с вопросом, где можно приобрести поголовье зайца-русака для расселения в охотничьи угодья. К сожалению, эта тема в Украине была и остается проблемной. До недавнего времени у нас никто этим не занимался (по крайней мере, мы не владели такой информацией), и каким же было наше удивление, когда на просторах интернета случилось наткнуться на фото из вольера для разведения зайца-русака в государственном предприятии Лубенское лесное хозяйство, что на Полтавщине. Судя по увиденным фото, дела на предприятии шли неплохо, поэтому мы решили, что о таком благородном деле нужно обязательно рассказать. В конце концов, удалось пообщаться с идейным вдохновителем и куратором вольера, охотоведом Лубенского лесного хозяйства Владимиром Племой.

Владимир Владимировичу, как все начиналось, кто был инициатором создания вольера для разведения зайцев?

Еще когда в 2006 году я стал работать в структуре УООР, то столкнулся с проблемой малого количества охотничьих животных в угодьях. Ведь согласно плану охотничьего упорядочения угодий должно быть 40 зайцев на площади в 1 тыс. га, в действительности же там их было намного меньше. Именно поэтому пришло понимание, что нужно что-то делать. К сожалению, в Обществе мне не удалось воплотить эту идею у жизнь, и уже когда я стал работать межрайонным охотоведом в Полтавском областном управлении лесного и охотничьего хозяйства, изложил руководству идею и план создания вольера. Руководство меня поддержало, и мы начали строительство вольера и поиска маточного поголовья зайца-русака.

Так, так… Очень интересно, ведь наши реалии таковы, что с этим очень непросто, и многим вашим последователям интересно будет узнать, как вы справились с этой проблемой.

Та, действительно, это стало определенной проблемой, потому что сколько мы не искали, нигде в Украине так и не нашли предложений относительно русака. Но, как говорит народная мудрость, не было бы счастья, да несчастье помогло… Во время тушения лесного пожара коллеги нашли пострадавших зайчат, которых они спасли от огня и передали нам. Именно с них и началась история нашего «Экспериментального вольера для разведения зайца-русака». Это было трое зайчат – самец и две самочки – которых мы поселили в вольер размером 10х10 метров.

Такой маленький… Не тесноваты ли такие размеры?

Ни в коем случае. Со временем мы столкнулись с проблемой больших площадей вольера и отказались от их использования. Ведь приплод нужно постоянно контролировать, и, поверьте, найти новорожденных зайчат не так легко. У нас каждый день начинался с того, что я и мой помощник ходили по вольеру и заглядывали под каждый кустик, каждый клок травы, где могли прятаться эти маленькие мастера маскировки.

Со временем мы столкнулись с проблемой защиты от хищников. В природе врагов у зайца очень много. Днем это, как правило, ястреб, ночью сова – именно эти пернатые нанесли наибольший ущерб нашим подопечным. Но это далеко не все их враги. Казалось бы, двухметровый забор должен быть надежной преградой от лисицы, однако ночью кумушка довольно легко перелезала через него, и нам пришлось устанавливать специальные противолисьи «отбойники» на забор. Только после этого лисьи набеги удалось остановить. Однако это были только «цветочки». Злейшие враги молодняка зайца пришли к нам со временем, именно они нанесли нашим зайчатам самые большие потери. И кто бы мог подумать, что это будут ласки и крысы, которые легко проскальзывали через 25-миллиметровые ячейки заборной сетки. Уже сегодня я абсолютно ответственно заявляю, что именно ласки и крысы являются первейшими врагами зайчат. Когда лисица залезала в вольер, она не наносила такого ущерба зайцам по той причине, что не могла найти всех спрятавшихся зайчат, а вот крысы и ласки обязательно находили их всех. Да и когда в вольер заходит ласка, она заходит не одна, она заводит туда все свое семейство и там они такое начинают творить…

Следующей проблемой, которая нас постигла, стали болезни, как их еще называют, болезни закрытых территорий. Дело в том, что в вольере в течение определенного времени скапливаются отходы, которые невозможно полностью убрать (с травы, из разных щелей), и они становятся причиной болезней. Что ж, пришлось преодолевать и эту проблему с помощью прививок.

Много чего пришлось пройти, пока появились знания и опыт и, в конце концов, стабильность, которая позволяет выдавать определенный объем продукции.

А что вы делаете со своей продукцией? Вы продаете зайцев, куда вы их деваете?

Нет, сегодня мы не продаем, мы используем их только для подселения в свои угодья, то есть в охотничьи угодья полтавского управления лесного и охотничьего хозяйства.

То есть просто приехать кому-то из другого региона и купить у вас зайцев не выйдет?

Нет, мы не продаем зайцев. Однако если кому-то интересна технология, секреты и все нюансы выращивания зайцев в вольерах, мы с радостью покажем, расскажем и поделимся всем нашим опытом.

Какое количество людей обслуживает вольер и каковы их обязанности?

Наш вольер обслуживает два человека. Поскольку он экспериментальный, главная их задача – наблюдение за поведением зайцев, а также определение, как нам с ними вести себя. Обязанностей у них хватает – это и заготовка кормов, уборка вольера, ремонт, борьба с хищниками… Кроме того, мы занимаемся не только разведением зайцев, у нас также есть вольер для разведения утки, вольер для кролей. Работы хватает.

Сколько времени функционирует ваш вольер и сколько зайцев вы выпустили в природу?

Мы начинали в 2014 году, то есть работаем уже четыре года. Что касается выпущенных зайцев, то, учитывая то, что наш вольер экспериментальный, это небольшое количество. В первый год наши две самки привели двенадцать зайчат, из которых мы сформировали маточное поголовье, которое в следующий сезон дало приплод в количестве пятидесяти голов. Их мы выпустили в охотничьи угодья. Следующие сезоны не были такими плодотворными, поскольку мы столкнулись с проблемами, о которых я рассказывал, и это было уже меньшее количество выпущенных. В этом году выпустили двадцать три зайца. Сейчас мы возобновили маточное поголовье и надеемся, что в следующем году выйдем на значительно лучшие показатели.

Расскажите о технологии процесса.

Маточное поголовье мы держим в двух вольерах размером 10х10 метров. После того как зайчатам исполняется двадцать дней, мы переселяем их в вольер для молодняка размером 20х15 метров. В этом вольере молодняк находится еще месяц-полтора, после чего мы его выпускаем в природу.

Кормим разными кормами, чаще всего кукурузой, ячменем, овсом, сеном, травой.

После выпуска в угодья мониторите ситуацию, как приживаются в угодьях?

Конечно. Как правило, основные показатели снимаем на плановых таксациях, но не только. Уже сегодня можем говорить о значительном росте популяции зайца в угодьях выпуска. Хороший пример – самую большую партию из двадцати зайцев – мы выпустили на территории покинутого села, где до этого проживало два зайца. Нынешней зимой в этих угодьях зайца столько, что они не только набивают некое количество заячьих дорог, что мы часто можем наблюдать в угодьях, они просто полностью утрамбовали снежный покров на территории этого села, и мы можем говорить о неоднократном увеличении их количества от изначально выпущенных. В целом картина обнадеживает.

Какое сегодня у вас количество маточного поголовья?

Сейчас у нас девять голов, это три семьи. Наша заячья семья – это самец и две самки. А вообще, в выживании зайчат очень большое значение имеют погодные условия. Если погода сухая и теплая – это самые благоприятные условия для выращивания молодняка, а вот если бывает дождевой год, это чрезвычайно отрицательно влияет на выживание зайчат, они болеют и многие из них в такие годы гибнут.

Какие медикаменты используете и каким образом их применяете?

Если кролей мы вакцинируем методом прокалывания, то с зайцами так не получается. Дело в том, что кроли быстро привыкают к присутствию человека и не особенно боятся. А вот с зайцами сложнее, они очень дикие, частое появление людей делает их еще более пугливыми и они могут просто поубиваться в вольере от испуга, приходится добавлять медикаменты в корм, в воду, чтобы лишний раз не беспокоить.

Кстати, о пугливости зайцев. Сколько я не наблюдал за косыми, я никогда не встречал ручного зайца. Когда они еще маленькие, людей они не так боятся, а вот когда подрастают, то становятся абсолютно дикими со всеми вытекающими последствиями. Но попалось мне и одно исключение из этого правила. Есть у нас зайчиха, которая еще, будучи зайчонком, легко брала корм с рук, и когда она выросла, то не стала пугливой, как ее сородичи, а все так же берет корм с человеческих рук. Мало того, когда я захожу в вольер с мешком травы, она подбегает, хватает мешок зубами, забирает у меня его, залезает в мешок и начинает есть траву, очень забавное зрелище.