Национальное достояние или?..

Сергей Гладкевич

Декабрь, 2018 год

На фото: так выглядит туристический маршрут в настоящем НП

Первый в мире национальный парк был создан в 1872 г. в США. Это Йеллоустон, который сегодня известен во всем мире. И, конечно, там тоже были и есть проблемы. Но почитайте вот это, это из Википедии.

Йеллоустонский национальный парк является одним из самых посещаемых в США. С 1960-х годов его ежегодно посещает не менее двух миллионов туристов. Девять отелей (2238 номеров), магазины, заправочные станции и большинство кемпингов управляются концессионерами парка, на предприятиях которых в пиковый период (летом) заняты 3700 человек. Кроме них, в парке работают 800 постоянных и сезонных сотрудников Службы национальных парков США.

На летний период места в отелях и кемпингax нужно резервировать за несколько месяцев вперёд. Многие посетители останавливаются также в ближайших населённых пунктах, расположенных за пределами парка.

Через парк проходит несколько асфальтированных дорог, ведущих к главным достопримечательностям. Эти дороги организованы в виде большой восьмёрки, т.н. «Большого кольца», имеющего в длину 225 км и охватывающего основные достопримечательности парка. Также в парке проложено 1770 километров маркированных троп. Охота в парке полностью запрещена, а домашних животных можно выводить на прогулку только на поводке и только вблизи дорог, в кемпингах или вблизи информационных центров. Лов рыбы разрешён после получения соответствующей лицензии.

Почитаешь и невольно начинаешь задумываться… Сегодня в Украине около 50 национальных природных парков. Но что мы видим в этих парках? Все они бесконечно далеки не то что от идеала, а вообще от понимания, что такое национальный природный парк. Ну ладно США, но вот совсем рядышком, в соседней Польше природные парки – это действительно природоохранные территории со всеми вытекающими последствиями.

Однако я хочу сказать о другом. Недавно у нас были приняты поправки к «Закону о природно-заповедном фонде Украины» и теперь руководителем парка или заповедника может быть только человек с экологическим, биологическим или географическим образованием. Немного странно, правда? Добавьте к этому, что он должен иметь стаж работы на руководящей должности не менее пяти лет. Много ли у нас экологов, географов или биологов со стажем работы на руководящей должности не менее пяти лет?.. Но это всего один маленький штришок к картине…

Сейчас Министерство экологии и природных ресурсов Украины объявило о начале конкурса на должности директоров заповедников и национальных природных парков Украины по новым правилам.

Что такое директор в парке? Давайте посмотрим историю все того же Йеллоустона. «Первым суперинтендантом парка был назначен Натаниэль Лэнгфорд. Ему не выделили достаточно ресурсов (ему даже не платили зарплату), и в результате браконьерство стало настолько серьёзной проблемой в парке, что Лэнгфорд вынужден был уйти в отставку в 1877 году. Его преемник, Филетус Норрис, добился того, что Конгресс США, наконец, выделил денежные средства для парка. В частности, на эти деньги были построены дороги и первые туристические объекты».

На украинские национальные природные парки деньги выделяются. Только работа видна ну слишком уж фрагментарно. Давайте попробуем понять, что такое национальный природный парк в Украине. Не по отчетам и красивой обертке, а по реальной жизни.

Большинство территорий, которые отданы у нас под национальные природные парки, это в той или иной мере депрессивные территории с точки зрения развития промышленности или, скажем, сельского хозяйства.  С одной стороны, это хорошо, поскольку влияние на природу там минимально, но с другой стороны – хорошего мало, поскольку местное население выживает, как может. А выживать ему очень непросто. Отсюда конфликты. Поскольку забрав их территорию, по сути, в распоряжение администрации парка (считай проще – директора), очень часто людям ничего не предлагают взамен. При этом местное население хорошо видит, как, кто и что «охраняет» в национальных природных парках. Это, разумеется, только усугубляет конфликтные ситуации.

Как же должно быть в ситуации, приближенной к идеалу? Национальный природный парк – это организация, которая создаётся для охраны, изучения и популяризации. Это если коротко. Разумеется, охранять, изучать и популяризировать  нужно природу. Собственно природа, как это ни банально звучит, и есть основной ресурс, основное богатство, которое нужно правильно использовать. И при правильной организации процесса на территории парка все будут заинтересованы в его развитии, потому что природа, которая хорошо охраняется и в которой есть на что посмотреть, будет интересна туристам. А туристы – это деньги. И не только прямые деньги за экскурсии или услуги, но еще и возможность продать выращенные продукты, сдать жилье… И вот когда местное население понимает, что национальный природный парк – это хорошо, конфликтная ситуация начинает нивелироваться. Но это только в том случае, если люди видят, что парк – это реальная работа, а не ширма для чего-то другого.

И вот здесь мы подходим к очень сложному и одновременно простому вопросу. Руководитель национального природного парка. По сути, это человек, от которого зависит, что будет на вверенной ему территории, как именно будет организована охрана, изучение и популяризация этой самой природы.

И мы снова возвращаемся к конкурсу. Да, именно на нем будет решаться, кто же будет управлять национальными природными парками. По сути дела, будет решаться судьба тысяч гектаров природоохранных территорий страны, судьба животных и растений, которые обитают на этих территориях, людей, живущих на ней… А в масштабах страны и мира это, безусловно, имиджевая вещь. Ведь национальные природные парки и заповедники – это визитная карточка, лицо страны. И, наверное, очень непросто подобрать настоящих квалифицированных управленцев, которые могли бы сделать из существующих ныне больше на бумаге, чем в жизни национальных природных парков Украины действительно природоохранные территории мирового уровня. Парки, которые бы стали действительно национальным достоянием и гордостью.

Сомневаетесь? Вспомните Йеллоустон, у них все получилось. И у нас все получится. Вопрос только когда.

Фото: все эти фотографии из наших заповедных территорий, которые лишь на бумаге записаны такими, фото - есть тому подтверждением