Post mortem. ЦКИБ против ТОЗ: МЦ24 против ТОЗ-87

Вячеслав Артеменко

Декабрь, 2018 год

Начало в предыдущих номерах

Постановка МЦ22-12 в серийное производство на ТОЗ так и не состоялась. Его изготовляли небольшой серией на производственной базе ЦКИБ СОО. С 1994 г. производство МЦ22 начали в Казахстане, на ОАО Уральский завод «Металлист» - на основании договора о предоставлении права производства.

В 1997 г. ЦКИБ было включено в тульское Конструкторское Бюро Приборостроения (КБП), как филиал. Там еще штучно собирали МЦ22. Части, включая стволы, поступали из Уральска. Согласно информации производителя: «Все основные детали: ствол, казенник, затвор, затворная рама, размыкатель затвора, боек, боевой упор, извлекатель, фиксатор гильзы, штоки поршней и ствольная коробка — изготавливаются из дорогой высокопрочной, легированной стали марки 30ХН2МФА, которая обеспечивает гарантированный ресурс ружья более чем на 10000 выстрелов. Каждый образец спортивно-охотничьего оружия проходит приемосдаточные испытания в объеме 60-80 выстрелов, включая испытания на прочность двумя усиленными выстрелами, безотказность работы автоматики до и после стрельбы, определение характеристик рассеивания дробового и пулевых выстрелов».

Производство ТОЗ-87 началось в 1993 г. Конструктивно, ружье было отработано, но (пост-) советские технологии, как и дремучесть пользователей, все испаскудили. Первоначально, стволы ТОЗ-87 комплектовали стволами ковровского завода. Они были легкие, тонкостенные, без планки, материл – сталь 30ХН2МФА. Такой ствол имел сильное дульное сужение – 1,25 мм. Кучность по центру мишени была высокой, а по периферии – малой. Также, легкий ствол быстро нагревался. С 1996-97 гг. стали ставить стволы тульского производства - из стали 30ХРА 9, с хромированным каналом и планкой. Так появилось ТОЗ-87-01.

С целью удешевления изделия при изготовлении нижнего ресивера и трубки магазина/толкателя перешли с дорогого и трудного в обработке сплава В95Т на Д 16Т – более простой сплав алюминия с магнием и медью. Затем - на какое-то... Ресурс легкосплавного поршня, без чистки, не простирался свыше 2000 выстрелов, при надлежащем уходе (правильно сделанная) деталь выдерживала свыше 5000 выстрелов.

Затем, начались скачки с параметрами газового двигателя. Работа автоматики ТОЗ-87 была рассчитана на снаряды массой не менее 32 г. Случалось, что ружье, при стрельбе легкими снарядам с быстрогорящими порохами не перезаряжало. Для нормальной работы газового двигателя желательно отсутствие зазора в месте посадки газового двигателя на газоотводные отверстия и хорошо подогнанная пара цилиндр-поршень. Проблему пробовали решить рассверливанием газовыводных отверстий, также – их продольным заваливанием. Вообще, с отверстиями в ТОЗ-87 экспериментировали много. Пользователи в отзывах упоминают о диаметрах 2,4-2,9 мм, возможно с погрешностями измерений.

В ТОЗ-87-03 диаметр отверстий увеличили до 2х3,7 мм. Это позволяло стрелять снарядами массой 28 г. Между тем, в употребление вошли патроны снаряженные порохом «Сунар-Магнум» с навеской дроби 40-42 г. Использование их в ТОЗ-87 возможно, но это не должно быть системой, так как отсутствие газового регулятора не лучшим образом скажется на сохранности ружья (скорость отката затвора при этом возрастет и ударные нагрузки на заднюю стенку ствольной коробки тоже). Ясно, что под сильным давлением легкосплавные штоки начали гнуться, пришлось ставить на магазинную трубку стальной наконечник-толкатель. Проблему составила и стружка с поверхности полиэтиленовых пыжей-стаканчиков. Она нарезалась об острые края газоотводных отверстий – особенно, диаметром 3,7 мм, и забивала газовую камору. Тогда отверстий сделали 4 – по 1,7 мм.

ТОЗ-87 с газовым регулятором было представлено на выставке в Ижевске в 2002 г. В это время на рынке уже господствовали полуавтоматы с автоматическим газовым регулятором.

Remington forever! МР 153/Remington SPR453

Эксплуатация Ремингтона 1100 указала на две распространенные жалобы пользователей: неспособность использования широкого спектра снарядов и относительно большая масса оружия. Первоначально, проблему создавали именно патроны с гильзой 76 мм, только много позже – патроны малой мощности.

Конструкция газового двигателя не компенсировала различный поток пороховых газов через порты ствола. Чем больше газа проходит через порты, тем быстрее затвор с рамой (носителем) движутся назад и сильнее «избивают» ружье (и стрелка). Разница в скоростях движения затвора с патронами 12/70 и 12/76 – даже при использовании автоматического регулятора, составляла 1 к 2.

Два успешных проекта саморегулирующихся газовых двигателей – с самокомпенсацией притока газов, были реализованы в Beretta 390/3901 (1992) и Browning Gold (1993)/ Silver / Maxus. В Беретте управление вторичным газовым потоком достигалось с помощью дополнительной пружины, которая и компенсировала удар. В Браунинге использовали газовый поршень со встроенной пружиной, который изменял расход газов в соответствии с их притоком (мощностью снаряжения), для чего требовались сменные поршни – с одним, или двумя рядами отверстий. Затем, стали использовать универсальные – с пружинами разной силы (в статье не рассматриваются).

Не удивительно, что требования к новому полуавтомату были сформулированы не в России. Её «народным ружьем» стал все тот же «ремингтон». Стоит взять в руки затвор МР 153, как все становится ясно. Это мы уже видели – начиная с Ремингтон 11-48...

Заказчик из США – Кит Беркрант, не стал заморачиваться с конструкцией МР 151, а просто посоветовал конструкторам Ижмеха сделать ружье под патрон 12х89. Константин Евсеев предложил «полностью переработать» МР 151. Его более-менее оригинальный затвор (ручка затвора соединена со штоком, действующим на клин) был заменен на проверенный временем. Узел затвор/носитель от Ремингтон 1100 лишь слегка изменили: в МР 153 окно под затворную рукоять сделали открытым книзу – а не щелью, как в 1100. Узел запирания в хвостовике ствола остался неизменным. На экспорт в США – для фирмы Ремингтон ружье шло, как Remington SPR453 (2006-2008 гг.).

Интерес для нас представляет газовый двигатель МР 153. Это Ремингтон 1100 с возвратной пружиной, надетой на магазин – а не в прикладе. Уплотнительное кольцо на поршне МР 153 это все то же «о-ring» на поршне Ремингтона 1100. Газовый регулятор решен иначе (чем в 11-87) – принцип компенсации давления пружиной заимствовали у Беретты и изменили компоновку узла.

Газовый регулятор определяет величину давления газов на поршень и скорость отката затвора. Собственно, он изменяет направление давления газов. Сжатие пружины уменьшает суммарную площадь сброса газов в атмосферу и, как результат, увеличивает давление газов на поршень. Прежние газовые двигатели были рассчитаны на работу с прежними снаряжениями патронов – со свинцовой дробью. Современные – рассчитаны на (наибольшее среднее) давление, развиваемое при выстреле 12000 PSI (чего и добивался Беркрант) при дульном 2500-3000 PSI.

Диаметр газоотводных отверстий в стволе МР 153 – 3,5 мм. Количество газов, выходящих через эти отверстия при выстреле изменить нельзя. Чем тяжелее снаряжение, тем больший отбор газов. Как объясняет пользователь - со слов самого Евсеева: «Использование тяжелых патронов - магнум ( 52 г), полумагнум ( 40 г) при давлениях около 900 атм. требует обязательной регулировки газового клапана (в сравнении со средним – заводским положением). В противном случае падает ресурс ружья, т.к. газовый поршень долетает до ствольной коробки и лупит по ней».

Согласно американской инструкции на Ремингтон-Спартан: «Ваше ружье установлено на фабрике для использования патронов 12 кал (в снаряжениях от) 89 мм стальная дробь 40 г, до 12 70 мм снаряд 35 г. Для использования снарядов 12х70 вольфрам вы должны повернуть регулятор два раза против часовой стрелки. Для использования снарядов легче чем 35 г – вы должны повернуть регулятор по часовой стрелке. Никогда не поворачивать газовый регулятор более чем на два оборота в каждом направлении».

Для соотечественников г-н Евсеев – со слов пользователя, объяснял много проще: «Т.е. регулировка сводится к следующему - при отвинчивании гайки клапана ход затвора уменьшается, при закручивании возрастает. Следовательно, при использовании мощного патрона, чтобы сократить ход затворной группы гайка открывается, а при использовании стандартного патрона 12х70 закручивается, чтобы обеспечить нормальную перезарядку и экстракцию гильзы.

Исследований по влиянию положения газового клапана на начальную скорость полета дроби они не проводили т.к. вся работа автоматики приходится уже на время импульса последействия (т.е снаряд уже находится за дульным срезом на расстоянии около 20-100 см)».

Так как отечественные пользователи любят крутить газовый регулятор, для них следует пояснить регулировку движения поршня по трубке магазина. На вертикально расположенном - стволом вниз, ружье поршень с кольцом, отведённый на расстояние не более 60 мм от заднего торца стойки и отпущенный, должен под действием собственного веса дойти до крайнего нижнего положения. Проверку надо производить без подвижных частей (затворной рамы и затвора), поджимая базовую поверхность гайки каморы к трубке магазина в различных направлениях. Если затирание поршня есть, надо добиться свободного захода поршня в камору за счёт небольшого поворота гайки в ту или иную сторону». Успехов.

Технологические недостатки МР 153, вроде ненадежной посадки газовой каморы и ее смещения уже были описаны В. Вольфом.