Поломка поршней газового двигателя в газоотводках Хатсан Эскорт

Вальтер Генрих Вольф

Январь, 2019 год

О Хатсане Эскорт я уже когда-то рассказывал на страницах «ОиР». Тогда, если не ошибаюсь, была поломка пружинного кольца, соединяющего тяги платформы с промежуточной втулкой. Но эту неисправность завод скоро обнаружил и устранил.

Недавно мне на ремонт принесли еще одну «новость», которая удивила. Ведь чтобы газовые поршни ломались – такого в моей ремонтной практике не случалось ни разу. Поэтому спешу поделиться с читателями.

То, что я увидел в механизме ружья, меня ужаснуло. А дело было так. В конце сентября ко мне обратился охотник с жалобой на какую-то «погремушку», которая завелась и летает по трубчатому магазину его п/а Хатсан… Осмотрев ружье, которое не разбиралось длительное время, я увидел, что газовый поршень лопнул внизу и все муфточки, пружинные колечки (шайбочки типа гровер) вместе с основным телом поршня при стрельбе свободно летают по трубчатому магазину, к тому же внизу очень сильно поцарапан магазин. На мой вопрос, были ли еще какие-то детали на газовом поршне (ясно было видно, что еще чего-то не хватает), охотник отвечал отрицательно.

С трудом вынув муфточку (основное тело) поршня из ружья, я пришел к выводу, что поршень оборвало внизу на резьбе последней нитки. Нижняя муфточка, она же является заглушкой, может откручиваться благодаря вертикальному пазу. Далее вставляются пружинные шайбы, штампованные из листового материала, и лишь затем надевается еще одна муфта. Это она подходит вплотную к фланцу – пояску газового поршня – и, закупорив собой газовую камеру, держит давление при малых навесках дроби. Но если эту муфточку сместить в нижнее положение, то ниже основного пояска фланца образуется зазор и в этом случае можно применять усиленные заряды.

Но времени на эксперименты у меня не было. Потому я заказал токарю два поршня без резьбы и пружинных шайб. С муфточкой сверху для слабых зарядов и внизу для сильных зарядов. Материалом поршня была заявлена жаропрочная нержавейка. Спасибо огромное токарю, он подошел к этому делу серьезно, даже внутри поршня сверху и внизу предусмотрел по колечку, а внутри понижение для уменьшения трения о корпус магазина.

В итоге ружье безотказно работало на обоих поршнях. Сделав по три выстрела с каждым поршнем, охотник остался доволен и на следующий день был уже на охоте. Все это говорит о том, что иногда заводы делают очень «мудреные» детали, хотя можно сделать их очень простыми.

Должен заметить, что все поршни цилиндрического типа довольно похожи друг на друга, хотя модели ружей будут совершенно разными. Конечно, это не относится к Бекасу (первых образцов), где конструкторы, укоротив трубчатый магазин, надели поршень толстую шайбу и при неправильной сборке ружья система не работала совсем. Теперь вроде бы на новых моделях это устранили, но механизм подачи остался прежним. Так что неподъем патрона лотком и утыкание его в казенную часть будет, как всегда.

Еще одна интересная деталь. В «западных» ружьях отверстия в газовых камерах увеличили. Если на Бекасе отверстие было 3 мм, то в Хатсане – 3,2-3,5 мм. Причем случаев забивания газовых отверстий пластиком с контейнеров нет совсем. А в Бекасе случаи забивания были частыми. Я не говорю уже о ТОЗ-87, где система газового двигателя совершенно неудачна, она крайне чувствительна к загрязнению, что вызывает недоход подвижных частей затвора в переднее положение. Газовой камеры как отдельной детали нет, что недопустимо в газоотводных полуавтоматах.

Должен напомнить охотникам, что газоотводные полуавтоматы из-за сильного загрязнения требуют частой чистки. К тому же пороховой нагар, а его температура горения свыше 1000 ºС, сильно будет прожигать металл газовой камеры и поршня. Так что чистка необходима буквально после каждой стрельбы. Очень сильный нагар можно очистить китайской мочалкой (металлической, для чистки кастрюль), конечно, с применением нейтрального масла типа веретенного.

А вот размеры газовых камер несколько колеблются. Думаю, что рациональными можно назвать камеры в Хатсане, Люгере 20005 и других, имеющих небольшие газовые камеры. Для наглядности давайте рассмотрим газовую камеру МР-153. В ней предусмотрен газовый регулятор. На самом же деле это обман, никакой регулировки здесь не происходит и близко. То, что охотники крутят плоскими ключами вперед, назад – это просто сжатие массивной пружины квадратного сечения. Эта пружина в свою очередь прижимает шайбу, которая на газовые отверстия никак не влияет. Я экспериментировал, выкручивал гайку, вынимал и удалял пружину и вновь затягивал гайкой. Ружье работало, как и с пружиной. Ведь если хорошо подумать, то такая длинная газовая камера не нужна. Удалив ее ненужную часть, можно облегчить оружие.

В Бекасе тоже газовая камера несоразмерных габаритов. К тому же гайка с огромной и толстой пружиной (совершенно здесь не нужна) напоминают не ружейную деталь, а ось от паровоза.

Казалось бы, Сайга 410 и соразмерна, и отработана технологично, а нет, и здесь случаются неприятности. В моей ремонтной практике был случай, когда принесли Сайгу 410, которая не перезаряжалась. У нее газовый поршень был на 6 мм короче, чем нужно было для работы. В результате пришлось просверлить головку поршня и, прорезав резьбу, докрутить на поршень заподлицо 6 мм нержавейки. Промежуточный ролик-толкатель пришлось уже перетачивать на уменьшенный на 6 мм. Такие вот курьезы приходится наблюдать в современном оружии.

В заключение хочу заметить, что если ваш газоотводный полуавтомат перестал перезаряжаться, то самая вероятная причина этого – засорение газовых отверстий. Их можно прочистить металлическими стержнями, например, латунными, или деревянными палочками.

В нарезном оружии мне приходилось даже рассверливать газовые отверстия до 2,4 мм. Только после этого карабин стал перезаряжаться безотказно. Недавно я долго доказывал одному владельцу Ремингтона, что неполный отход затвора и подвижных частей, прежде всего, происходят из-за слабого импульса пороховых газов, из-за малого отверстия в газовой камере. Охотник же утверждал, что если рассверлить до 2,4 мм, то в результате потеряется пробивная способность пули, что было совершенной глупостью. Его неисправность выглядела так: первый и второй выстрелы были нормальными, а на третьем гильзу не выбросило, а вывернуло наружу из-за слабого импульса и неполного отхода затвора назад.

Конечно, увеличивать газоотводное отверстие необходимо лишь до того размера, пока оружие начнет безотказно перезаряжаться. Слишком большое отверстие увеличивает отдачу и разбивает затворную коробку и подвижные части. Что часто встречается в СВД и СВТ, если их газовый регулятор был неправильно установлен.

 

Пояснение к фото:

Стрелка 1 – указывает на фланец-поясок, по которому пороховые газы наносят удар.

Стрелка 2 – указывает на подвижную муфту (съемную), которая служит для уплотнения поршня в газовой камере (на малые заряды).

Стрелка 3 – указывает на пружинную (волнистую) шайбу, которая прижимает муфту 2 кверху.

Стрелка 4 – указывает на крепежное кольцо, которое на резьбе накручивается на основание поршня.

Вот на месте последней нитки резьбы и оборвало нижнее кольцо. Это и вызвало распадание всех других частей муфты 2, пружины 3, что при движении поршня и вызывало царапины на поверхности трубчатого магазина. Если удалить пружину 3, а муфту 2 закрепить внизу, то по теории конструкторов можно стрелять усиленными зарядами. Так как особого уплотнения уже не будет.