За синцом с мормышкой

Николай Линник

Февраль, 2019 год

В последние годы синоптики любят присваивать природным явлениям красивые названия. Эту зиму они почему-то прозвали «земляничной». Не знаю, как там будет с урожаем этой вкусной лесной ягоды, но в плане рыбалки текущая зима оказалась никакой. Из-за аномально теплой погоды за весь январь мне удалось выбраться на лед раза четыре. Ледяной панцирь на водоемах вроде бы и не тает, а ходить по нему опасно. Так что когда в последних числах месяца несколько дней продержался устойчивый минус, радости моей не было предела.

Как и всякая другая большая река, Припять богата своими многочисленными притоками и старицами. За долгие годы своего существования некоторые из них так ассимилировали друг в друга, что, не зная карты, порой очень трудно определить, что перед вами: нижнее течение малой речки или отделившийся от реки непроточный рукав. Однако знать это нужно. Особенно если речь идет о зимней ловле синца.

Этот близкий родственник леща пережидать зиму в коренной реке не любит. Для своих зимовок он чаще всего выбирает расположенные неподалеку от реки глубокие водоемы с хорошей кормовой базой. А поскольку синец преимущественно питается мелкими ракообразными и личинками насекомых, для которых очень важен благоприятный кислородный режим, то лучших условий, как в устьях малых рек, и не бывает. Местные рыболовы хорошо знают эти особенности поведения рыбы и, начиная со второй половины января, когда активность окуня заметно уменьшается, начинают регулярно посещать подобные места: не проклюнет ли синец. И если это где-нибудь происходит, на следующий день здесь собирается толпа.

Я не большой любитель рыбалок в толпе. Тот шум и возня, которую часто затевают на льду обезумевшие от азарта люди, удовольствия рыбалке не добавляют. Так что до недавнего времени отношение к ловле синца со льда у меня было прохладное. Однако после того как довелось порыбачить в небольшой компании действительно грамотных и интеллигентных рыболовов, я пересмотрел свои взгляды. Занятие это оказалось таким же увлекательным, как и ловля глубинного окуня. С той лишь разницей, что, кроме поиска по площадям, синца нужно еще уметь найти в толще воды.

Гонки по вертикали – приблизительно так можно описать первые ассоциации, которые возникли у меня в мозгу после того, как я впервые поучаствовал в процессе поиска рыбы под лункой. Представьте себе: начав проводку приманки от самого дна, нужно, не прекращая мормышить, постепенно приподниматься в полный рост. Вот удочка проходит уровень глаз, поднимается выше головы, и когда руки уже находятся в самой верхней точке, вдруг происходит поклевка. В доли секунды кивок выпрямляется, и если хоть на мгновение опоздать с подсечкой, весь процесс проводки приманки нужно повторять сначала. Если возникает желание провести приманку сверху вниз, тогда все происходит в обратном порядке. Начав мормышить от уровня глаз, постепенно изгибаешь спину, потом опускаешься на колени. И так, пока мормышка не коснется дна. Причем подобные манипуляции нужно производить над каждой лункой. Порой за день так наприседаешься, что к концу рыбалки болят и ноги, и спина. Но пока идет процесс ловли, об этом как-то не думается. Конечно, можно было бы просто несколько укоротить леску и играть приманкой в слое воды, где концентрация рыбы максимальная. Кстати, многие рыболовы так и делают. Однако, как я заметил, часто интересоваться приманкой синец начинает уже у самого дна. Он легонько притрагивается к мормышке и сопровождает ее до какого-то уровня. До какого, сказать трудно. В одной и той же лунке настоящие поклевки могут происходить как у самого дна, так и на уровне поднятых вверх рук (2,2-2,3 м). Поэтому я не ленюсь и стараюсь обловить весь доступный горизонт воды. А леску, на мой взгляд, полезно укорачивать в двух случаях: когда дует сильный ветер и мормышить, стоя в полный рост, затруднительно, и когда практически все поклевки происходят на максимальной высоте. Но и тогда делать это нужно аккуратно, по 5-7 оборотов катушки (50-70 см) после 3-5 проводок приманки. Причем в каждой последующей лунке облов нужно начинать с самого дна. Все это сильно напоминает тактику ловли хищника на балансир.

Есть еще один прием, которым удачно пользуются киевские рыболовы. Состоит он в том, что на основную леску с интервалом в 30-35 см вяжется «паровоз» из трех мормышек. Однако, на мой взгляд, это не совсем спортивно, да и зацепы пустых приманок за лед сильно мешают вываживать рыбу.

Конечно, умение отыскать горизонт расположения рыбы в толще воды – очень важная составляющая успеха, однако без грамотной стратегии поиска наиболее уловистых точек по горизонтали при ловле синца не обойтись. Несмотря на то, что облюбованную яму синец может не покидать на протяжении всей зимы, он находится в постоянном движении. За один рыболовный день рыба может появляться в разных ее местах. Вот здесь мне и пригодилось умение искать крупного глубинного окуня. С одной лишь разницей: поиск «полосатого» сильно привязан к русловым бровкам, а вот синца нужно было научиться искать над ровными участками дна. В постижении этой науки приятной неожиданностью для меня явилось осознание того, что и летом, и зимой синец тяготеет к участкам с твердым песчаным дном. Так что, зная приблизительное расположение ямы, а также направление течения, я попытался представлять себе наиболее вероятные места появления стаи рыбы, и уделял им более пристальное внимание. Неоценимую помощь в этом могут оказать и соседи. Если проследить за их перемещением по льду, то можно понять и направление перемещения синца. А там, как говорится, дело техники. На первой синцовой рыбалке в этом году с соседями мне повезло. Ребята оказались очень толковыми учителями. Оперативно обмениваясь информацией, мы на протяжении нескольких часов гоняли стаю рыбы по яме, и каждый из нас получил свою порцию удовольствия.

Оседлая рыба зимой питается порционно. Причем для каждого водоема время выхода рыбы на кормежку индивидуальное. Иногда это утро, иногда – вечер. Знать подобное расписание очень полезно. Конечно, сделать это можно и экспериментальным путем, проведя на льду полный световой день. Это если с клевом повезет. Однако проще спросить о расписании кормления рыбы у рыболовов, побывавших здесь ранее. Так оказалось, что в этой речке синец выходил на кормежку приблизительно в 14 часов. И, значит, все остальное время можно было посвятить ловле другой рыбы, а заодно и рельеф дна изучить. Я так и сделал. Первую половину дня провел за ловлей окуня, а потом, сместившись на яму, принялся облавливать придонные горизонты воды. Это принесло мне несколько поклевок некрупных судачков, двух полукилограммовых подлещиков и нескольких густерок размером с ладонь. Затем, как и предполагалось, около 14 часов появились первые признаки повышения активности синца, и я полностью сосредоточился на ловле этой рыбы. Активные поклевки продолжались вплоть до 17 часов, потом рыба исчезла так же внезапно, как и появилась. Примечательно, что приблизительно такой же картина клева была и на протяжении всей предыдущей недели.

Когда на крючке висит пучок мотылей или несколько опарышей, большой разницы, какого цвета будет мормышка, нет. Главное, чтобы приманка хорошо тонула и нагружала кивок. А вот когда речь заходит об использовании безнасадочной мормышки, тут проблема правильного подбора окраски стоит жестко. Мнений по этому поводу мне доводилось слышать много. Кому-то нравятся темно окрашенные «уралки», кто-то любит ловить синца на золотистые «овсинки». Есть свое мнение и у меня: лучше всего мне удавалось ловить синца на ярко-зеленые и золотистые «лесотки», или «бананы». Обязательным элементом окраски мормышки должно быть красное «брюшко» или яркое пятно в районе крючка.

На первый взгляд, проводка приманки вообще не поддается какой-либо систематизации, поскольку чаще всего удильник нужно трясти очень активно и с большой амплитудой. Честное слово, даже самая агрессивная окуневая игра не попадает под эту квалификацию. Однако именно на такую презентацию приманки синец реагирует лучше всего. Иногда фазы активной игры нужно чередовать с продолжительными, до 5 секунд, паузами. Поклевка чаще всего происходит в момент возобновления колебаний. А если рыба лучше реагирует на опускающуюся мормышку, тогда пауза вообще является ключевым моментом презентации приманки. А иногда достаточно и медленного, без каких-либо колебаний, подъема или опускания приманки в толще воды.

Снасть каждый рыболов выбирает, исходя из своих личных соображений. Единственное, на что бы я посоветовал обратить внимание – это шпуля. Большой диаметр этой детали зимней удочки делает рыбалку намного комфортнее.

И о погоде. На своем опыте я не раз убеждался: поведение синца сильно зависит от изменений атмосферного давления. На любое резкое изменение атмосферного давления эта рыба отвечает глубокой депрессией. Она зависает в толще воды и несколько дней вообще не питается. Лучше всего, когда перед рыбалкой погода несколько дней не меняется, однако зимой такое случается крайне редко. И поэтому приходится постоянно приспосабливаться. Иногда день так и заканчивается: на фазе поиска рыбы. Этот факт кого-то может и разочаровать, однако, на то она и рыбалка. Вот и теперь, когда я пишу эти строки, за моим окном бушует очередной атлантический циклон. Температура снова слегка преодолела нулевую отметку, а по подоконнику барабанят капли дождя. Что ж, опять прощай, зимняя рыбалка. На сколько – никто не знает.