Внезапная встреча

Павло Старый

Февраль, 2019 год

Середина ноября, как и в предыдущие несколько лет, была всё ещё бесснежной. Следовательно, открытие охоты на пушного зверя снова началось по чернотропу. Но в этом тоже есть свои прелести. Не приходится таскаться по снегу, да и зверь всё ещё остаётся на своих осенних местах. Часто удаётся поднять и лису, и зайца вблизи огородов и в лесопосадках, прилегающих к полям кукурузы. Да и озёра с прудами ещё не покрылись корочкой льда, и всегда есть шанс попасть на перелётную утку. А это тот ещё трофей.

В этот раз решил не ехать на открытие в субботу, а спокойно походить в одиночестве вблизи села, сразу за железнодорожной насыпью, по болотистому пастбищу. В середине пастбища есть небольшой пруд, густо поросший кустами и тростником, но глубина его не доходит выше колена, следовательно, можно и его пройти в болотных сапогах в поисках тяжёлой осенней утки. Решаю начать обход с подветренной стороны на случай, если около пруда залегла на днёвку лиса, что несколько раз случалось в прошлые годы. Но тогда, не ожидая такого сюрприза, всего в полукилометре от населённого пункта удалось профукать её подъём и стрелять уже на предельной дистанции. Но в этот раз такого не случится. В этот раз я буду уже готов. Поэтому иду осторожно, переступая все сухие веточки и кустики, чтобы ненароком не треснуло под ногой ничего. Сапоги мягко утопают в траве, шаги получаются неслышными, словно по перине. Но, увы, никаких признаков дичи не обнаружилось. Даже пройдя несколько раз вокруг пруда и по пастбищу, никого поднять не удалось.

Ну, раз такая ситуация, можно и пруд протоптать. Если утка есть – будет сидеть мёртво. Поднимаю сапоги по максимуму, меняю в стволах любимого ИЖ-54 единицу на тройку и начинаю входить в болото. Под ногами шипит вода, шаги становятся всё труднее, ноги засасывает уже выше колена, приходится аккуратно вытягивать их из жижи и прощупывать место для нового шага. Прошёл весь пруд почти посредине и потом ещё по краю. Никого. Только цапля поднялась с громким вскриком. Как-то неожиданно… всё-таки они держатся до последнего и отлетают уже с первыми морозами. Да, с уткой тоже не везёт. Но ничего, есть ещё вариант прочесать посадку вдоль железнодорожной насыпи. Зимой там удавалось взять зайца и мне, и товарищу. Возможно, и сейчас получится поднять косого.

Выхожу из болота, снова меняю тройку в стволах ружья на единицу и, закинув ружье за спину, спокойно бреду в сторону посадки. От пруда до неё около трёхсот метров пастбища, поэтому иду не спеша, прикидывая, с какой стороны лучше зайти. Остаётся до посадки примерно метров 100–150, а дальше через полсотни метров возвышается железнодорожная насыпь, отделяющая посадку от фермы. Поезда теперь ходят нечасто и особого беспокойства ни зайцам, ни лисам не приносят. Не боится зверь поездов. Несколько раз самому доводилось видеть, как заяц сидит перед приближающимся поездом и всего в нескольких десятках метров отбегает в сторону.

Внезапно в поле зрения попадает силуэт животного, передвигающегося по железнодорожной насыпи. Останавливаюсь и, всматриваясь в него, понимаю, что это лиса. Поднялась со стороны фермы и, не спеша перейдя насыпь, направилась в сторону болота, скрывшись с глаз в траве. Видимо искала что-то съедобное на ферме и теперь возвращается на днёвку. Что делать? Направлялась она приблизительно в мою сторону, но я посреди луга, на котором только небольшие кочки и кустики, спрятаться негде, а отойти к болоту, где есть высокая растительность, некогда. Решаю присесть возле кочки травы высотой чуть ниже колена и наблюдать. Если лиса будет двигаться в мою сторону в пределах выстрела – ложусь и жду. Если нет, то нет, тут уже только везение.

Пару минут стою на одном колене, всматриваясь в траву и кочки, каждая из которых периодически кажется лисой. Где же ты?.. Ветер в мою сторону, и учуять меня вряд ли получится. За моей спиной болото, видимо, к которому она и направляется. Но где же ты? Ещё пару минут ожидания, и я вижу шевельнувшуюся «кочку», которая не спеша семенит в мою сторону. Ещё чуть-чуть и уже начинаю различать опущенную к земле мордочку и острые ушки. Идёт чётко в мою сторону. Плавно ложусь на спину, ногами в сторону лисы, ружье на коленях. Не шевелюсь. Если очень сильно повезёт, то кочка немного меня прикроет. А если ещё лиса окажется чем-то занятой, возможно, учует мышь или какой-то след, то мои шансы ещё возрастут. Про себя считаю секунды до подъёма. Если встать рано, другого шанса не будет, но если подпустить лису слишком близко, возможно, она меня увидит или учует и сможет рвануть в сторону раньше, чем я смогу её выцелить. Прикидываю расстояние. Видел я её, перед тем как лёг, метрах в девяносто. Следовательно, за пару минут она должна подойти примерно метров на тридцать, что будет очень даже великолепно.

На счёте сто десять не выдерживаю и резко поднимаюсь на колено, одновременно вскидывая ружье к плечу в сторону лисы. На этот раз удача была на моей стороне. Лис, а это был именно он, ни о чем не подозревая, семенил в мою сторону и подошёл уже метров на тридцать пять, как вдруг в небольшом утреннем тумане перед ним из травы вырос силуэт кого-то непонятного. Представляю его растерянность. Лис от неожиданности остановился, присел на задние лапы и вытянул морду в мою сторону, максимально приподнимаясь и активно вдыхая воздух.

Приклад ружья лежал твёрдо в плече, мушка опустилась чуть ниже головы, и я плавно потянул за спусковой крючок правого ствола. Выстрел прозвучал неожиданно громко в утренней тишине, пронёсся над болотом, лугом, эхом отразился от посадки и железнодорожной насыпи и полетел дальше – тыдыщ! Лис подпрыгнул, упал на бок и, несколько раз дёрнувшись, затих. Расстояние было как раз то, что нужно. Дробинки вошли чётко под шею, в грудную область и лис дошел почти мгновенно.

Встаю с колена, которое изрядно промокло, переламываю ружье, в воздухе сразу пахнет сгоревшим порохом, перезаряжаю на всякий случай и не спеша подхожу к лису. Знатный трофей. Уже вылинявший, сменивший летнюю шубку на зимнюю, матёрый разбойник. Унёсший, видимо, не одну курицу с огородов, которые начинаются сразу за насыпью. Но в этот раз удача была на моей стороне. Рассматриваю шкурку – никаких проблемных мест не обнаруживаю и решаю забрать трофей. Возможно, шапку сделаю, такую, как в молодости была, – лисью, тёплую и лёгкую. Как раз на охоту будет. А возможно, и просто сдам на рынке. Немного, но до 150 грн за такую шубку выручить можно, как раз на полтора десятка патронов будет. Сезон ведь только начинается, а при моих нечастых охотах этого вполне может хватить на полсезона.

Дальше охотиться уже не хотелось. Поэтому не спеша дошёл до посадки, сняв шубу с лиса, немного отдохнул и отправился домой. День удался. Утро просто прекрасное, погода замечательная и трофей уже есть. Что ещё нужно человеку, чтобы получить заряд бодрости на целую рабочую неделю. А через неделю я сюда снова вернусь. Возможно, уже будет снег и заячьи наброды. Люблю тропить зайца по пороше. Умеет он петлять в поисках укромного места для лёжки. Но чем сложнее, тем азартнее, и неожиданный подрыв ушастого всего в десятке метров – наибольшая награда охотнику. Но это уже совсем другая история.