Возрастающий ажиотаж к Общественной зРаде

В. Булатович

Март, 2019 год

29 января 2019 года состоялось учредительное собрание по формированию нового состава Общественного совета при Государственном агентстве лесных ресурсов Украины. Совет является временным консультативно-совещательным органом, созданным для содействия участию общественности в подготовке предложений относительно обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства. Предполагается, что он будет служить мостом между обществом и лесоводами и поможет Гослесагентству стать более демократической, прозрачной и эффективной структурой, которая позволит побороть коррупционные схемы. Однако полномочия совета довольно ограниченны, поскольку даже председатель совета может быть, а может и не быть включен в состав коллегии Гослесагентства по решению руководства указанного органа, то есть эта норма является сугубо рекомендательной.

Однако следует отметить, что с каждой новой каденцией Общественного совета спрос к «лесным ресурсам Украины» возрастает! Если сделать небольшой ретроспективный экскурс, то увидим, что в 2014 г. от институтов гражданского общества к учредительному собранию по формированию нового состава Общественного совета были допущены 22 делегата, которые в полном составе и вошли в его состав, и только одному представителю отказали в участии. В 2016 г. были допущены уже 77 делегатов, из которых 61 вошел и шестерым было отказано в заседании. Сейчас в инициативную группу по проведению учредительного собрания было подано аж 122 заявления от представителей институтов гражданского общества, из которых 92 были допущены к учредительному собранию!

С чем или кем связан такой рост ажиотажа к членству в совет можно только предполагать… Но наверняка можно утверждать, что некоторые делегаты были «техническими», поскольку одни голосовали за нужный состав совета, а другие 12.02.2019 г. будут избирать удобного председателя Общественного совета.

На заседании учредительного собрания было зарегистрировано 84 человека, которые в дальнейшем и принимали участие в голосованиях. Сначала были некие попытки сорвать заседание учредительного собрания на основании незаконности его проведение – как это озвучили недовольные активисты, которые не попали в списки приглашенных. Однако со временем, не получив ожидаемой поддержки, приверженцы акции вынуждены были только наблюдать за развитием событий. Прежде всего, особенно организовано были избраны председатель учредительного собрания, секретарь и счетная комиссия в составе 7 человек, из которых 6 как не удивительно входили в состав инициативной группы по подготовке учредительного собрания для формирования Общественного совета. На голосование были поставлены два судьбоносных вопроса для всех делегатов, желающих попасть в ряды Общественного совета:

1. Установить количественный состав Общественного совета – 35 человек согласно рекомендательному п. 7. «Типичного положения об Общественном совете…», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины №996 от 03.11.2010 г.

2. Установить количественный состав Общественного совета – 84 человека, то есть принять всех присутствующих представителей институтов гражданского общества на основании практики прошлого заседания учредительного собрания 2016 года. А в дальнейшем методом «природного отбора» исключать делегатов, которые систематически отсутствуют на заседаниях Общественного совета без уважительных причин (два раза подряд).

Здесь следовало бы поинтересоваться, почему за основу для определения состава совета решили руководствоваться рекомендательным «Типичным положением об Общественном совете…», а не действительным Положением об Общественном совете при Государственном агентстве лесных ресурсов Украины, утвержденным приказом гослесагентства №70 от 10.03.2017 г., которое регламентирует 61 человека – предельное количество состава совета.

Также никто из кандидатов не предложил перед голосованием хотя бы краткое знакомство с каждым институтом гражданского общества и их достижениями, как это справедливо практиковалось на прошлых заседаниях учредительного собрания. Очевидно тогда стало бы понятней, какой из институтов гражданского общества не совсем ведет свою деятельность в сфере, связанной с деятельностью Гослесагентства?..

Перед голосованием состоялась оживленная дискуссия относительно преимуществ и недостатков предельного количества состава Общественного совета. Однако, несмотря на обоснованные убеждения, большинство делегатов проголосовало вопреки, против себя, поскольку избрали количественный состав Общественного совета – 35 человек. Решения удалось принять только со второй попытки по той причине, что предварительно правила голосования не были надлежащим образом озвучены.

После небольшого перерыва каждому делегату под подпись был вручен метровый бюллетень с особыми средствами защиты, которые напечатали в количестве 100 экземпляров.

И «тайным» голосованием бюллетенями из 84 человек были избраны 35, которые и будут составлять Общественный совет в ближайшие два года. Однако интересно, что по результатам рейтингового голосования кандидаты, которые прошли в совет, набирали от 48 до 77 голосов, причем отдельные общественные организации были впервые представлены на учредительном собрании. В то же время остальные аутсайдеры максимум набирали 24 голоса или даже значительно меньше, что также указывает на формирование состава Общественного совета по заведомо согласованному плану. Больше всего в совет попало природоохранных организаций – 30%, 23% – деревообрабатывающие, 17% – лесоводных и всего 8% от охотничьих общественных организаций. Досадно также осознавать, что 22% общественных организаций вообще не имеют отношения к лесной и охотничьей отрасли, разве что годовые отчеты о результатах их деятельности иногда отдаленно информируют о некоторых достижениях в природоохранной сфере.

Надеюсь, в ближайшее время проголосованный на учредительном собрании персональный состав совета согласно законодательству будет представлен на утверждение Государственному агентству лесных ресурсов Украины и обнародован на официальном веб-сайте ведомства.

Новоизбранному же Общественному совету желаю не терять зажигательного ажиотажа к работе, избрать необходимго, а главное – удобного председателя и успешно осуществлять возложенные на совет полномочия по подготовке предложений относительно обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства.