Лось. Надо ли его вносить в Красную книгу Украины?

Валерий Лысенко, доктор биологических наук, профессор

Март, 2019 год

Проблема лося как капля воды отражает в целом проблемы охраны хозяйственно-важных видов с помощью внесения их в Красную книгу Украины. Поэтому М.М. Щербак, который был руководителем создания Красной книги Украины (Животный мир) в 1994 г., создал команду лучших специалистов, в которую вошли многие ученые из вузов и научно- исследовательских учреждений.

К сожалению, сейчас Красную книгу монополизировала НАНУ, хотя по многим видам животных там нет достаточно квалифицированных специалистов.

Поэтому в истории с «краснокнижным лосем» некомпетентность, отсутствие фактического материала о динамике численности и причинах сокращения численности этого вида у сторонников внесения вида в Красную книгу являются главными причинами разных позиций у ученых-специалистов охотничьего хозяйства и экологов-дилетантов.

В ноябре 2017 г. директор Института зоологии НАНУ И. Акимов пригласил на совещание относительно необходимости внесения в Красную книгу лося ученых-специалистов со всей Украины. В результате этого совещания было принято следующее решение:

  • охоту на лося временно прекратить;
  • в ближайшее время провести инвентаризацию поголовья этого вида;
  • не вносить вид в Красную книгу;
  • позволять охоту только в хозяйствах, численность лося в которых отвечает или превышает оптимальную.

Из присутствующих на совещании 26 докторов наук, понимающих ситуацию, за такое решение проголосовало 25 человек и только представитель ИЗ НАНУ Межжерин проголосовал против. На всякий случай сообщаю, что господин Межжерин в свое время (в 1994 г.) настаивал на внесении в Красную книгу Украины всех осетровых. На мое возражение, что мы так вообще уничтожим осетровых, которые существуют только благодаря искусственному разведению и потому самым лучшим вариантом будет позволять предоставлять квоту на отлов осетровых только учреждениям, занимающимся их разведением, Межжерин сказал: «Государство что-то сделает». Где сейчас осетры?

Таким и даже хуже был ответ Межжерина и на мой вопрос: «Каким вы видите будущее лося? – «Это не мое дело!» И действительно, что может ответить человек, который занимается мышами и вообще не разбирается в охотничьем вопросе?

Поэтому решение совещания 2017 г. поддерживают профессор А.Волох, лучший специалист по охотничьим животным, известный во всей Европе, профессор А.Кошелев, профессор И.Черничко и целый ряд других известных специалистов.

Между прочим, во всех странах Прибалтики и в Беларуси в начале 90-х численность лося была мизерной, но вместо запрета охоты они разработали систему мероприятий, которые поощряли охотничьи хозяйства к различным видам биотехнии, которая позволила значительно увеличить численность лося в этих странах.

И последнее. Во всех без исключения европейских странах есть развитое охотничье хозяйство, которое, кроме использования охотничьих животных, дает большие средства для поддержания биологического многообразия соответствующих регионов!