Контрольная карточка учета дичи или профанация публичного управления?

Олег Процив

Март, 2019 год

Охота, как отрасль общественного производства, и ее производная – охота регулируются общественной институцией, которую на самом деле все мы создаем и как сознательные граждане отвечаем за ее функционирование. Поэтому логично, что государственная политика должна строиться на функциональности, эффективности, логичности, а услуги государства должны быть по возможности максимально доступными.

Только для того, чтобы в правовой плоскости провести охоту, охотника ждет восемь государственных услуг, а именно: удостоверение охотника, контрольная карточка учета добытой дичи и нарушений правил охоты, паспорт на собак охотничьих пород, других ловчих зверей, разрешение на право добывания вредных животных в неохотничий сезон, разрешение для селекционных и выборочно диагностических отстрелов охотничьих животных для ветеринарно-санитарной экспертизы, разрешения на право добывания охотничьих животных для научных целей, их переселение и собирание птичьих яиц на объектах природно-заповедного фонда.

Коллеги, которые побывали в странах Европейского союза, с нескрываемым удивлением рассказывают, как там на бензозаправках или в супермаркете можно приобрести документы на право охоты. Еще проще членам охотничьих обществ, которые на руки получают документы на право добывания на весь сезон. Отношения европейских охотников построены на взаимодоверии и взаимопроверке. Насколько люди умеют там доверять, настолько они нетерпимы к нарушениям.

На самом деле проблемы украинских охотников хорошо понимают политики, которые научились заискивающе обещать то, что люди хотят услышать, но дело на обещаниях и заканчивается. В 2014 году как-то появилась надежда, что, пусть и не в супермаркете или на бензозаправке мы будем покупать отстрелочные, но хотя бы государство повернется лицом к людям и отменит предоставление охотникам услуг, от которых можно отказаться. Именно в 2014 году было заключено коалиционное соглашение, которое предусматривало уменьшение количества разрешительных документов на протяжении первого полугодия 2015 года. Отрасли охотничьего хозяйства с этим не повезло, поскольку ни одна административная услуга упразднена не была. Только на страницах «ОиР» автор еще во времена «преступной власти» трижды поднимал этот вопрос, где обращал внимание, что практически никакого значения для эффективности ведения охотничьего хозяйства административная услуга государства по изданию контрольной карточки… не имеет. Не было ни одного возражения от оппонентов.

Во всех демократических странах Европы публикации в средствах массовой информации влияют на развитие общественных отношений, а особенно когда это касается центральных средств массовой информации. Более того, журналисты из-за своего влияния на общественное развитие получили определение «четвертой ветви власти». Поэтому с целью повлиять на ситуацию свои тезисы, предварительно опубликованные в «ОиР», я отправил в обращениях к политическому государственному органу, который формирует политику в сфере охотничьего хозяйства, с аргументированными предложениями относительно подготовки изменений в действующее законодательство, что позволяло охотникам проводить охоту без архаической контрольной карточки учета добытой дичи. Главным моим аргументом является то, что уже на протяжении 20 лет, с тех пор, как действует положение законодательства относительно внедрения контрольной карточки учета добытой дичи, реального учета дичи по этой карточе нет. Причиной является банальное отсутствие общенациональной базы данных охотников, и вносить количество добытой дичи с карточки просто некуда.

 К сожалению, Минагрополитики, которое формирует политику в сфере охоты и должно было бы прежде всего быть заинтересованным и прислушиваться к аргументам, чтобы на более качественном уровне нормировать общественные отношения, не захотело рассматривать мое обращение и прислало его в письме от 10.01.2019 г. №37-13-16/330 на рассмотрение в Гослесагентство. Именно оно согласно действующему законодательству реализует политику в сфере охотничьего хозяйства. Гослесагентство не стало отрицать актуальность проблемы и в дальнейшем мне в письме от 29.12.2018 года не возразило на приведенные мной аргументы, что «вхолостую тратятся государственные средства на государственных служащих, которые толкут воду в ступе, а более 300 тыс. граждан-охотников тратят время на обмен контрольных карточек». Агентство признает, что есть большие проблемы в эффективном функционировании общей компьютерной программы, поскольку совершенствовать ее нужно поэтапно: для этого требуется определенное время, необходимо соблюдать принципы законности при использовании бюджетных средств и действующего законодательства, которое регламентирует деятельность Гослесагентства и его территориальных органов.

Гослесагентство, понимая, что во время предоставления административных услуг в части получения удостоверения охотника и контрольной карточки есть проблемы с тем, что их можно получить по месту проживания, в Минагрополитики представило проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 1 октября 2014 года №383», в котором предусмотрено предоставление административных услуг Гослесагентством и его территориальными органами гражданам Украины независимо от их места регистрации. Также согласно национальной программе информатизации Гослесгентство издало приказ «Об утверждении плана мероприятий по развитию ІТ – инфраструктуры Государственного агентства лесных ресурсов Украины на 2019 год», который лишь предусматривает создание общей базы данных «Охотник». Но и это только в планах, поскольку база данных «Охотник» будет создана после согласования планов с Минагрополитики и с заинтересованными органами исполнительной власти и проведения их государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины. Более того, даже если и этот план будет утвержден, то срок создания и внедрение базы данных «Охотник» запланирован лишь на четвертый квартал 2019 года. Другими словами, если уж 20 лет не было базы данных, то не будет ее и в этом году. Так что и в этом году записи охотников в контрольных карточках учета добытой дичи вообще не будут учитываться. Десятки работников органов государственной власти будут еще год (как минимум) вхолостую работать, а 300 тыс. охотников будут тратить время и средства на замену никому не нужных карточек.

Следует отметить, что учет добытых лицензионных видов животных осуществляется достоверно хотя бы из номинальных (то, что указано в бланке лицензии), а не реальных данных (которые не вносятся в бланки лицензий), потому что в 10-дневной срок после сезона охоты все бланки лицензий с голограммой и водяными знаками имеют статус строгой отчетности и вместе с отчетом о добытой дичи сдаются в областные управления лесного и охотничьего хозяйства. Остаются «неподсчитанные» добытые пернатые и зайцы, из-за которых необходимы эти карточки.

Наша жизнь показывает, что если 20 лет не учитывали пернатой и пушной дичи и охотничье хозяйство просуществовало, то эту практику можно продолжить с пользой для всех сторон. Более того, несмотря на то, что от охотников требуют в месячный срок после сезона охоты хотя бы сдать контрольную карточку, это требование мало кто выполняет. Большие миграционные процессы, которые происходят в Украине, сказываются и на обмене карточек. Так, постоянно или временно за границей работает около 8 млн украинских граждан. На мой взгляд, если 10-15% от выданных контрольных карточек не возвращают, то можно под большое сомнение поставить достоверность учета добытой дичи. Реально эта цифра намного выше. Охотники выезжают на несколько лет, не меняя документы, да и чего греха таить, остается низкой охотничья культура: добытую дичь часто не записывают в карточку. Более того, на карточке нет места, чтобы четко указать название охотничьего хозяйства, а потому определить его название очень непросто.

Если на минуту представить, что реализация требований контрольной карточки все же состоится, то это может даже дестабилизировать государственное управление лесного хозяйства: придется бросить все кадровые силы на учет каждой добытой утки и зайца, внесенных добросовестным охотником в карточку. Если за один рабочий день один работник может выписать около 100 контрольных карточек, то сколько нужно будет работников в каждой области, чтобы управиться с внесением добытой дичи в единую базу «Охотник»? По моим подсчетам, один работник сможет вносить за день данные из 20-30 карточек. Так что если удастся запустить программу «Охотник», имеющимся кадровым потенциалом отделов секторов охотничьего хозяйства это сделать не получится. Нужно будет увеличивать штат государственных служащих, но уже точно будем знать, где добыта утка, а где заяц, и даже каким охотником и в какой день.

Принимая во внимание изложенную аргументацию, через средства массовой информации обращаюсь к Минагрополитики с предложением внести в Верховную Раду Украины проект закона, который бы отменил действие контрольных карточек учета добытой дичи как документа, необходимого во время охоты. Такие вопросы нельзя передавать на рассмотрение органу, который реализует политику, и естественно, что это не в его компетенции и интересах, ведь так нужно показывать свою «напряженную работу» и ее «безальтернативность».

Известно, что система сама себя изменить не может. На нее нужное внешнее влияние, которое отсеет правду от неправды. Так что давайте влиять на систему ради всеобщего блага.