О браконьерстве

В. Урсул

Март, 2019 год

Никто из наших охотников любителей и профессионалов охотничьего дела не станет отрицать, что в наши дни браконьерство на территории Украины распространено очень широко. Для этого негативного явления в условиях смены социально-политической направленности общества, спада экономики, реорганизации руководящих структур и прочего появилось много благоприятных условий. «Где тонко – там и рвется», – гласит народная мудрость. Но вовремя заштопать такую прореху, то есть в наши дни усилить работу по борьбе с браконьерством, не позволяют многие причины. Первая и самая главная – это нежелание руководства страны повернуться лицом к охране природы, в которой, кроме нас, существуют ее дикие обитатели, популяции которых в настоящее время имеют тенденцию к уменьшению. Можно отследить, что при одинаковом примерно ежегодном изъятии из среды обитания животных способом официальной охоты (то есть согласно выделенным плановым лимитам на отстрел копытной фауны), общее количество особей в популяциях диких копытных заметно сокращается. А это уже тревожный сигнал, говорящий о появлении негативных тенденций по отношению к нашей природе. Всем понятны возможные последствия, если не будут приняты своевременные меры.

Что привело к такому положению дел? Причин есть несколько. К ним можно отнести и выделение под застройку коттеджными городками (часто совершенно необдуманное) территорий, ранее принадлежащих к сельскохозяйственным угодьям, лесным массивам, и свободных от застройки, незаселенных территорий. Особенно это бросается в глаза вокруг мегаполисов. Подобные действия уменьшают территории ареалов некоторых видов фауны, сокращают площади их кормовой базы. Загрязнение окружающей среды тоже имеет свое негативные влияние на процесс сокращения поголовья диких животных. Но существенный вклад в уменьшение поголовья охотничьих видов фауны вносит браконьерство.

Это явление присуще нашему обществу с древнейших времен, с момента становления феодализма, когда земля стала частной собственностью вместе с существующими на ней дикими обитателями. С тех пор этот моральный атавизм сопровождает человека на пути развития нашей цивилизации. Интересно о браконьерстве, имевшем место в Российской империи конца ХІХ – начала ХХ века, рассказывает общественный деятель, литератор, профессор-юрист Смельницкий Юрий Михайлович (1851–1931) в своем очерке «Браконьеры». Приведу здесь выдержку из этого очерка: «…Не признают охотничьего закона и его нарушают не одни только крестьяне… Известно, как отрицательно и легкомысленно относится русское общество в лице видных своих представителей к охоте вообще, видя в ней только «злую забаву» и не видя ничего иного; как смутны среди самих охотников понятия об охоте и о том, кого следует считать охотником; как бестолково, а иногда грязно охотятся бюрократы, интеллигенты и современные спортсменствующие состоятельные люди, развязно называющие себя охотниками».

Тех, кто сегодня выходит на незаконную добычу зверя или рыбы, можно разделить в основном на два вида. Первых заниматься браконьерством заставляет упадок экономики в стране. Часть населения в определенных регионах осталась нетрудоустроенной и, не имея постоянной работы, получает доходы на уровне минимального прожиточного минимума. Представители этой категории с целью выживания вынуждены заниматься незаконной добычей дичи. Вторые имеют вполне нормальный достаток (или даже более чем достаточный). Многие из этих «охотников», считают, что, достигнув определенного финансового достатка, становятся королями жизни и имеют моральное право на неправомерные действия. Они не «унижают» себя оформлением необходимых для проведения охоты и рыбной ловли разрешений и документов, чтобы удовлетворить потребности своего увлечения. Такие люди часто пользуются в своих неправомерных действиях не только дорогим охотничьим оружием, но и эксклюзивным автотранспортом, приборами ночного видения. Подавляющее большинство из них после противоправных действий остается безнаказанным.

О масштабах современного браконьерства нам доносят телевизионные программы, печатные СМИ и интернет-издания. Как пример приведу здесь несколько сообщений украинского интернет-портала новостей «Цензор.НЕТ» (https://censor.net.ua).

«15.10.17 23:04. Полиция задержала браконьеров, убивших двух благородных оленей на Сумщине».

«26.10.17 17:05. В Черниговской области суд обязал убийцу семьи лосей выплатить 62 тыс. грн».

«15.11.17 01:42. По факту возможного убийства зверей из Красной книги лесничим Раховского лесхоза начато служебное расследование, – Гослесагентство».

«31.01.18 20:28.  Сотрудник ГП «Полесский лесхоз» Богдан Недашковский уничтожил четырех куниц на подведомственной ему территории».

«19.01.18 13:22. Студент Житомирского Национального агро-экологического университета Юрий Ваховский за неделю уничтожил четырех бобров».

Это же издание сделало следующее предположение:

«27.03.18 08:58. К 2050 году в водоемах Украины может исчезнуть рыба, – ассоциация рыболовов. В водоемах Украины к 2050 году может исчезнуть рыба из-за слишком большого промышленного вылова, промышленных загрязнений и браконьерства».

Случай, связанный с попыткой гражданина Ливана незаконно вывезти с территории Украины 1600 живых щеглов, отловленных без необходимых разрешений на территории нашей страны, можно было бы и не упоминать. Но отлов этих птиц также относится к браконьерским действиям.

В статье «Только цифры» («Лісовий і мисливський», №3, 2018 г.) приведены данные за 2017 год о правонарушениях в сфере охоты. В этом году было составлено 3178 протоколов на незаконные действия браконьеров. Причем подразделения Гослесагентства (государственная лесная охрана) оформили 2265 протоколов, пользователи охотничьих угодий (егерская служба) – 615, службы Госэкоинспекции – 312 протоколов. Для сравнения, в 2007 году было официально оформлено протоколов на 8879 нарушений.

Газета «Сегодня» о масштабах браконьерских действий в 2018 году пишет следующее:

«…По данным Генпрокуратуры, только в этом году отдельных видов браконьерства зарегистрировано 554 случая. Каждый случай – ущерб государству минимум на 10 тыс. грн. Злоумышленники орудуют везде: и в Чернобыльской зоне (полиция рапортует, что копы задерживают целые группировки охотников, которые отстреливают в пораженных радиацией лесах кабанов, косуль и прочую живность), и в заповедниках, а в последнее время облюбовали даже Азовское море…»

Вроде бы наметилась тенденция к снижению правонарушений в сфере охоты. Совсем нет. Эти цифры говорят скорее о снижении борьбы с браконьерами, на что есть свои объективные причины. И первой, несомненно, будет равнодушие руководства страны к охране нашей природы. О чем наглядно свидетельствует и тот факт, что ведомство, отвечающее за контроль лесного хозяйства (можно сказать, за легкие) нашей страны, которому вменено в обязанность и курирование охотничьей отрасли, спущено на самую низшую ступень государственных структур и стало именоваться Агентством – ниже уже некуда.

Немаловажной причиной подобных преступных действий является неспособность охотоведов на местах вовремя проконтролировать вверенную им территорию из-за малочисленности этой службы, недостаточного уровня ее укомплектованности. Хорошо, если государственный охотовед контролирует территорию одного района области. А как ему вести эффективную работу, если он состоит в штате Государственного лесоохотничьего хозяйства, эксплуатирующего леса двух или трех районов? Но при этом именно государственные охотоведы вносят наибольший вклад в дело охраны по сравнению с другими службами, также ответственными за это дело.

Сколько вреда пользователям охотугодий, популяциям диких животных, а в конечном итоге бюджету нашего государства наносит несанкционированный отбор браконьерами из дикой среды ее обитателей, можно только предполагать, так как точных данных об этом нет. А официально зафиксированные случаи, оформленные протоколами, являются каплей в бушующем море бесконтрольных, неправомерных браконьерских действий, значительно снижающих, в том числе, и возможные поступления в бюджет, которые могли бы частично использоваться и на развитие самой охоты у нас в стране, и на охрану окружающей среды.

Несомненно, нельзя оставить в стороне и не отметить здесь устаревшую структуру общественных охотничьих организаций – УООР, давно переставшую соответствовать требованиям современных условий жизни и экономики. Абсурдность структуры УООР заключается в ее единоначалии, когда все вырученные средства стекаются в центральный руководящий орган, который потом распределяет их на места (то есть в обратном направлении) по своему усмотрению. Но самый большой негатив УООР – это наплевательское отношение к охране своих угодий.

Совершенно другой подход к ведению охотничьего хозяйства можно увидеть у наших соседей. Что наглядно демонстрирует Польша. Именно первичный коллектив охотников у них – полноправный хозяин угодьях, который самостоятельно распоряжается своим бюджетом. При этом именно первичный коллектив решает, стоит ли ему поддерживать финансово вышестоящую структуру. Только ему видно, чем и насколько эта структура помогла первичному коллективу в решении наболевших вопросов, решение которых завязано на органах местной власти, как эта структура отстаивает интересы охотников этого коллектива.

В отношении охраны наших охотугодий и представителей дикой фауны давно уже назрела острая необходимость в создании государственной службы, чьей обязанностью будет эффективный контроль над соблюдением всех положений законодательных актов, касающихся охоты и охраны дикой фауны в местах ее обитания. Эта служба должна быть самостоятельной государственной единицей, не входящей в другие ведомства, но со своими широкими полномочиями, касающимися полноценной защиты дикой фауны и мест ее обитания. Ее штат необходимо комплектовать профессионалами, имеющими специальное образование. Подразделения этой службы нужно дислоцировать в каждом районе всех областей, укомплектовав всем необходимым для работы: автотранспортом, средствами связи, личным оружием, документацией. Не говоря уже о ее финансировании из госбюджета и месте постоянной дислокации с выделением основных фондов (зданий и необходимых сооружений). Такая служба будет участвовать и в формировании правильного мировоззрения у граждан к нашей природе.

В этом пример нам давно подала Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 года на базе Департамента охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных была создана Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Это специально уполномоченный государственный орган, подчиненный непосредственно Президенту Республики. В его компетенцию входит государственный контроль охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями). Эта же инспекция осуществляет надзор за обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в водоемах этих организаций.

Следует отметить, что к условиям, способствующим в наши дни разнузданному браконьерству, можно отнести и уровень культуры, и моральные качества многих наших охотников. Ведь именно правильное понимание своей роли в охоте, своего отношения к окружающей природе, соблюдение законов и выработанных веками традиций в первую очередь отражается на качестве ведения охотничьего хозяйства, на порядке в угодьях и количестве их обитателей. Поэтому в своей деятельности руководство охотничьих обществ не должно забывать об акценте на воспитании своих членов, направлении их на правильное понимание своей роли в отношении природы. Этому же должна способствовать жесткая работа подразделений государственной службы охотоведения.

Все, приведенное здесь, говорит о том, что нам есть над чем работать, если мы хотим природу нашей страны сохранить привлекательной для потомков и безопасной для братьев наших меньших – диких животных, существующих в ней. Пока еще возможно.