Мормышка с характером

Николай Линник

Март, 2019 год

Меня часто спрашивают, с какими мормышками я рыбачу чаще всего. Конечно, как у всякого рыболова, есть у меня среди зимних приманок и свои фавориты. И те, кто следит за моими публикациями, наверняка заметили, что в них часто упоминаются так называемые «лесотки». Но сегодня я хочу рассказать вам о еще одной интересной мормышке, которая в моей коллекции является своеобразным «джокером»: приманкой, которая может отлично выручить в нестандартных ситуациях. А их, согласитесь, на рыбалках встречается много.

Зима в этом году приходила к нам дважды. Один раз это случилось в конце декабря, а второй раз нам удалось выйти на лед только после новогодних праздников. И хотя второй лед всегда хуже первого, в ушедшем январе я великолепно отрыбачил на двух небольших полесских речушках, протекающих в нескольких километрах друг от друга. Именно эти водоемы и принесли мне наибольшее количество поклевок трофейного окуня. Такими моментами всегда хочется поделиться.

Две реки – два характера. Несмотря на то, что обе речушки равнинные, характер у них абсолютно разный. Неначь в нижнем течении канализирована, и от того больше напоминает глубокую старицу, нежели реку: едва заметное течение, ярко выраженные бровки по берегам и средняя глубина около трех метров. И ни одного серьезного переката. Так, небольшие перепады глубины, которые остались в «наследство» от работы земляной машины. И вода немного мутноватая с легким коричневым оттенком. Зимой Неначь бывает интересна для рыбалки лишь периодами. День-два великолепного клева, а потом недели практически нулевых рыбалок. И никто не может сказать точно, отчего так происходит и когда рыба проклюнет опять. Зато в дни, «когда клюет», можно нарваться на настоящий парад рыб. Окуни, плотва, язи, ельцы и даже лещи могут вполне свободно клевать из нескольких пробуренных рядом лунок.

А вот у Ипы, которой от мелиорации «досталось» намного меньше, характер совершенно иной. Вода в этой реке всегда прозрачная и холодная, а рыба, хоть и более предсказуемая, чем в Неначи, но тоже с характером. Рыбалка здесь в основном происходит в каскаде из трех плесов. Есть здесь и глубокие ямки, и мелкие травянистые перекаты. Именно на этих перекатах я больше всего и люблю рыбачить. Здесь глухозимья в классическом его понимании не бывает никогда. Если проявить немного смекалки и упрямства, без рыбы никогда не останешься. Но Ипа протекает от моего дома намного дальше, чем Неначь, и порыбачить на ней не всегда удается. Однако нет худа без добра. Полученный на Ипе опыт помог мне подобрать ключик и к капризной неначской рыбе.

В тот счастливый день рыбачил я с безнасадочной мормышкой третий раз в сезоне. Легкий морозец и яркое солнце, по которому я уже успел соскучиться за полтора месяца, совсем не располагали к активной рыбалке. Немного развлекшись ловлей мелких окуней на «лесотку», я решил сместиться чуть глубже и поискать плотву. Пробурив с десяток лунок, я так и не увидел даже малейшего проявления интереса со стороны рыбы. А идти домой как-то не хотелось. Вот я и решил заняться экспериментами с приманками. Поначалу перебрал все цвета «лесоток», потом прошелся по «нимфам» с дисками. И, наконец, добрался до мормышек от Lucky John, очень удачно имитирующих рачка бокоплава. До сих пор эти мормышки хорошо работали только на Ипе и только по плотве.

Опустив мормышку в лунку, я начинаю задавать ей плавную, с медленным подъемом, игру. На второй проводке фиксирую легкое прикосновение рыбы. Но дальше пусто. Я уже готов был закончить с этой лункой и, остановив игру, начал присматриваться, куда можно переместиться. Но резкий удар по мормышке просто ошеломил меня. С непривычки подсечка получилась излишне резкой, а зимой такой номер не проходит. Солидная плотвица (я ее отчетливо видел у нижней кромки льда) сошла на финальной стадии вываживания. Видимо, от резкой подсечки крючок слишком сильно поранил мягкие ткани и выпал из пасти, когда рыба, увидев лунку, начала биться сильнее. Сместившись на метр в сторону, в следующей лунке я пытаюсь повторить счастливую проводку: пауза в самой верхней точке подъема мормышки с последующим медленным опусканием ее вниз на несколько сантиметров. Поклевка (в этот раз это был плавный «прижим» кивка) не заставила себя долго ждать. Мягко подсекаю. И вот он, первый настоящий горбач этой рыбалки тяжело ворочается на льду.

В тот день из трех лунок я поймал более 20 отменных окуней и плотвиц. Уверенные прижимы кивка и отчаянное сопротивление сильной рыбы – все это еще долго было перед глазами. Причина же данного неистовства рыбы обнаружилась, как всегда, случайно. В пасти одного из окуней я обнаружил непереваренного водяного ослика – мелкого рачка, который большую часть жизни живет в зарослях травы, но иногда выходит погулять. Видимо, это был тот день.

С той памятной рыбалки прошел уже месяц. Я всякий раз стараюсь предложить рыбе свою секретную мормышку, и рыба отвечает мне взаимностью.

Мормышка по форме тела – это достаточно крупный классический «банан», выполненный из вольфрамового сплава. Сходство с рачком-бокоплавом этой мормышке придает обмотка из ниток с маленьким пушком возле самого крючка. Верхняя часть мормышки – головка, выполнена в другом цвете. Она бывает красной или черной (мормышки с черными головками рыба «съела» в первую очередь). Привязывается к леске эта мормышка только за верхнюю петельку. Пробовал я вязать ее по-спортивному, за цевье крючка – не понравилось. Приманка потеряла изрядную долю колебаний.

Как уже отмечалось выше, мормышка эта с характером и оказывается наиболее востребованной в дни наивысшей активности подводных рачков. В остальные дни – это скорее статист, ждущий своего часа. Так что делать на нее ставку как на мормышку для каждого дня я бы не советовал. Но держать ее в арсенале надо.

Проводка, оказавшаяся счастливой на той памятной рыбалке, не единственный способ презентации этой мормышки. Как и всякая другая, лишенная дополнительных украшений мормышка, «бокоплав» от Lucky John легко переносит любую, даже очень активную (с малой амплитудой и высокой частотой) игру. Кстати, именно такая презентация мормышки чаще всего соблазняет окуня. А вот плотве, особенно в период продолжительных оттепелей, больше по душе плавная, с медленным подъемом и длительными остановками игра приманки. Но бывают и приятные исключения в виде поимки язя. Этой сильной рыбе тоже очень нравятся всевозможные водные рачки и насекомые. Язю больше нравится окуневая подача приманки.

Щука тоже неравнодушна к «бокоплавам». Чаще всего зубатая соблазняется этой мормышкой после того, как окуни разлохматят на ней обмотку, и приманка станет отдаленно напоминать стример. Но такой интерес чаще всего заканчивается обрывом мормышки. Доля отрезанных щуками «бокоплавов» всегда больше, чем у других мормышек. К моменту написания статьи из пяти приобретенных мормышек в живых осталось только две. Остальные «погибли» в зубах щуки.

Разговор об уловистости любой мормышки будет совершенно бесполезным, если не учитывать два дополнительных аксессуара: кивок и леску. Кивок выбирается исключительно по массе мормышки. Лучший вариант, если масса приманки будет находиться где-нибудь в середине крайних значений теста кивка. Для «бокоплавов» от Lucky John очень хорошим вариантом оказался кивок с тестом 0.3-0.5 г. Длина кивка и материал, из которого он будет изготовлен, – вторичны. Лично мне больше по душе длинные металлические кивки.

О леске могу сказать одно: для достаточно крупных мормышек типа «бокоплав» от Lucky John она должна быть достаточно мощной. Спортивные диаметры лесок (0.08 мм и тоньше) даже не стоит рассматривать. Мой любимый диаметр «мормышечных» лесок колеблется в пределах 0.1-0.11мм. Иногда, когда охочусь на мели за крупным окунем или язем, диаметр лески увеличиваю до 0.12 мм.

Как видите, ловля рыбы на «бокоплав» довольно проста и эффективна. И я рекомендую постоянно иметь в арсенале оснащенную этой мормышкой удочку. Вдруг в водоеме случится выход подводных рачков, и вы окажетесь к нему готовы. Рыбачьте в удовольствие!