Выстрел из прошлого

Павло Старый

Март, 2019 год

 

Мой дед охотился с юности и до глубокой старости. В 82 года он уже не мог пойти на свою любимую охоту по зайцу, но открытие по перу не пропускал никогда. В одну из таких охот он мне и рассказал эту историю, которая произошла на его глазах много лет назад. Она как-то особенно запала мне в память и внесла свои коррективы в моё понимание, как нужно хранить патроны и как ими пользоваться. Попробую пересказать то, что отложилось в памяти по прошествии многих лет.

В 80-е годы на Черниговщине было довольно много копытных: лось, коза, кабан ни у кого не вызывали удивление, и многие грибники, да и просто любители отдыха на природе часто встречались с тем же кабаном. А зимой по просёлочной дороге между лесными массивами или на окраине болота всегда были видны кабаньи тропы. Ну и охота на кабана была достаточно распространённой. Часто загонщики выгоняли на стрелков не одиночных кабанчиков, а стадо голов в тридцать-сорок. Стреляли их много, но выбирали по возможности молодняк до 100 кг весом, так как у них самое нежное и вкусное мясо. Зверя было много и от охот его меньше не ставало. В основном выкашивали поголовье кабана периодически возникающие болезни, поэтому допускать перенасыщение кабанами угодий даже егерям было невыгодно.

На такие охоты периодически попадал и мой дед, так как, отработав более пятидесяти лет парикмахером, часто подстригал и брил (в то время ещё брили опасными бритвами) представителей так называемой партийной верхушки. Ну и иногда его брали с собой на такие охоты. Не ставили, конечно, на хорошие номера, но, даже попав на край, можно было пострелять по кабанам, так как часто не всё стадо перебегало номера, а уходили вдоль них по массиву леса или краем болота.

В этот раз несколько человек не смогли поехать, и дед попал на один из «элитных» номеров возле начальника из области, который приехал на охоту со своим сыном. Парень лет семнадцати впервые был на такой охоте. У отца был модный в то время ТОЗ-34 12 калибра, а вот сыну, видимо, начинающему охотнику, досталась одностволка 20 калибра. Довольно редкое ружье с красивым резным прикладом, тиснением серебром по ствольной коробке, возможно, какой-то подарочный вариант для юноши. Ну, а поскольку он был впервые на такой охоте, то поставили его на номер вместе с отцом, так спокойнее.

Загон начался, дед взвёл курки своей старенькой тозовки и внимательно смотрел перед собой, ожидая выхода на номер кабанов. Справа от него стояли отец с сыном и другие областные гости, а слева – несколько человек из района. Все смотрели в лес. Вот послышались вдалеке крики загонщиков и через пару минут среди сосен замелькали силуэты потревоженных кабанов. Стадо было небольшое, голов двадцать-двадцать пять, но все кабаны достаточно крупные и только несколько особей поменьше. Вышли они намного правее того места, где стоял дед. По ним сразу же прозвучало несколько выстрелов. Два кабана остались лежать на дороге и сразу за ней, основная масса перевалила дорогу и ушла в болото, а два или три рвонули вдоль номеров в сторону отца с сыном. Когда они поравнялись с ними, отец вскинул ружье и, выцелив пробегающего последним кабана, видимо, слегка раненого предыдущими выстрелами, выстрелил. Первый выстрел прозвучал громко, но как-то с оттяжкой, а второй только «пшикнул» и пуля выпала в нескольких метрах от ствола. Кабан, в котором было немногим за 100 кг, резко развернулся и пошёл на охотника. Расстояние между ними было около двадцати метров, умелый охотник успел бы перезарядиться и повторно выстрелить, но в данном случае что-то пошло не так. Охотник переломал ружье и пытался вставить новые патроны, но у него не получалось. Кабан быстро преодолел расстояние и кинулся на отступавшего от него человека. Стрелять никто ни справа, ни слева не мог, боясь попасть в людей. И в этот момент щёлкнул сухой выстрел двадцатки. Кабан проехался пару метров и ткнулся рылом почти у ног предыдущего стрелка, который упал на спину и выставил перед собой для защиты ружье.

Все забыли в момент опасности про молодого парня, стоящего в нескольких метрах от отца и сумевшего выцелить пробегающего мимо кабана в уязвимое место. Пуля попала в шею чуть ниже уха и повредила шейные позвонки, кабан свалился сразу. Прибежали справа и слева охотники и егерь, поднялся со снега атакованный охотник. Он слегка дрожал от выплеснувшегося в кровь адреналина, но несколько рюмок коньяку поправили ситуацию. Пошли улыбки, поздравления с полем, похлопывания по плечам молодого охотника.

Дальше был разбор ситуации, и оказалось, что стрелял отец патронами, купленными с десяток лет назад вместе с ружьём. Хоть пулевые патроны и хранились в квартире, но десять лет – довольно длительный срок, во время которого порох потерял свои свойства. Во время первого выстрела пуля вылетела из ствола, но нанести значительных повреждений кабану не смогла, а только дополнительно раздразнила уже раненного зверя. Вторая вообще не долетела до кабана. В папковых патронах оторвало шляпки, а в патроннике остались остатки гильз, поэтому охотнику и не удалось быстро перезарядить ружье и повторно произвести выстрелы.

Хорошо, что патроны для сына купили буквально перед охотой. А молодой парень не растерялся и хладнокровно выцелил пробегающего мимо кабана. Ведь кабан весом за 100 кг уже вполне способен нанести человеку серьёзные повреждения. Но в этот раз всё обошлось испугом. После случившегося охоту решили не продолжать. Да и так было уже добыто три кабана и всем хватило впечатлений на сегодня.

С тех пор дед никогда не использовал прошлогодние патроны на таких ответственных охотах и мне постоянно об этом напоминал, когда мы вместе с ним были на охоте. Так и выработалась привычка перезаряжать всё, что осталось с прошлого года, а пулевые патроны заряжать непосредственно перед охотами за пару дней и обязательно отстрелять пару-тройку заряженных патронов, чтобы понимать, как ложится пуля в мишень с той или другой навеской пороха. Не зря ведь говорится, что правила охоты написаны кровью. Так что лучше не пренебрегать ими и относиться к оружию и боеприпасам тщательно.