На заячьих тропах

Александр Жабинец

Апрель, 2019 год

Вот и подошел к концу сезон охоты. Завтра последний день. Пойдем с ребятами походим, похоже, будет пороша.

В прошлом уже сезоне на Киевщине погода порадовала охотников. Снежный покров держался с декабря и до конца января. Наши угодья (Володарское УООР) расположены в лесостепной зоне, для зайца здесь рай небесный, лучшие условия для жизни и размножения. И вырастают они у нас, бывает, большущие. Не раз мой старший сын обращал внимание: отец, смотри, у добытого зайца глаза больше, чем сливы на дереве!

Этот сезон был богат на зайца как у нас, так и в соседних хозяйствах. Не последнюю роль сыграло то, что сезон охоты на зайца у нас растянут до конца января, а на лисицу - до конца февраля. То есть в угодьях в выходные дни всегда есть охотники, которые при нашей, мягко говоря, слабой егерской службе становятся хорошим барьером для браконьерских черных дел. Когда охотники в угодьях, браконьерам туго. Ведь что такое два егеря на всю округу, а что такое сотня охотников в угодьях ...

Ходят слухи, что у нас хотят ограничить охоту на зайца до декабря, но этого делать нельзя никак. Во-первых, у нас преимущественно снежный покров ложится только после нового года, а это значит, что большинстве дней в сезон охотники будут месить грязь, а не охотиться. И останемся мы без самой лучшей охоты - по пороше.

В окно было видно, что сильно завьюжило. Вот уж светает, на дворе градусов пятнадцать мороза. Ребята мои уже на ногах, быстро глотаем горячий чай. Подъехал Саша, грузим с вечера приготовленную амуницию. В начале сезона, еще по чернотропу, все бросились в поля, благо гоны у нас по километру и больше. Неопытные охотники бороздили разную пашню, а опытные зайчатники знают, что заяц на свежей пашне не лежит, он любит старую глубокую пашню. Также молодые охотники обходят «хвосты» камышей, а это лучшие заячьи места! Но все равно как бы его не ждал, он выскакивает неожиданно. Я на зайца охочусь не один десяток лет, зрение у меня было хорошее, но я только раз заметил его на лежанке, которую косой устроил в ямке. Видно только спину, а выдали его дрожащие уши. До зайца было шагов тридцать - хорошее расстояние для выстрела, но я решил поднять его и ударить уже во время движения. Шаг, второй, третий... я не сводил глаз с ушастого и все равно он выпорхнул неожиданно. Когда я понял, что он убегает, заяц уже набрал свою знаменитую скорость. Первый раз я выстрелил в то место, где заяц только что был. Сделал поправку, он отскочил в другую сторону и я снова промахнулся. Как же было обидно! Ведь я мысленно уже цеплял этого зайца себе на спину! С тех пор сонный заяц мне больше не попадался. «Не хочет рисковать», - смеется надо мной младший сын.

Последние год-два, когда между мной и кем-то из моих ребят появляется заяц, то хоть ружье не сбрасывай. Научил на свою голову, отцу и пальнуть не дадут. Заяц знатный трофей, чтобы его добыть, надо хорошенько напрячься. Любители рогов и копыт могут целыми днями бродить в снегу, пробираясь на номера, а за сезон ни разу и не выстрелить, на зайцах же такого не бывает, ты обязательно его найдешь. Преимущественно он подрывается или набегает, когда ты сильно устал, не можешь идти, пот заливает лоб. И вдруг из-под самых ног вырастает заяц. Ты даже слышишь краем уха, как зашелестел сорняк под ним. Видишь зайца и пугаешься, как ребенок бабая. Ватные руки не слушаются, «ружье» не наводится, а мушка прыгает, и заяц спокойно себе убегает. Но и это еще не все! Он будет еще долго мерещиться тебе под каждым кустом.

Вот мы и добрались до охотничьих угодий. Бродим по колено в снегу. На дворе хороший мороз, а я весь мокрый. Следов хоть шаром покати, похоже, слепая пороша. В минувшую субботу в этих местах следов зайца было, как после стада коров, а сейчас - ровная белая пелена без следа покрыла все вокруг. Барахтались мы так в снегу до обеда. Ну, ребята, говорю еще возьмем те сосенки, пообедаем и закроемся. Охотились мы в этом году неплохо, все добыли по зайцу, а кое-кто и два. Прошли - опять пусто, решили идти к машине. Возвращаемся к тому месту, откуда начинали идти, и вдруг следы. А ведь не было! Этот русак лежал в соснах, пропустил нас, хитрюга, переждал опасность и пошел нам в пяту. Вот и нашлось дело для нашего лучшего траппера. Саша идет по следу, Павел вместе с ним следит, чтобы заяц не убежал незамеченным, а мы с Дмитрием идем по сторонам с таким расчетом, что если ребята сдвинут зайца, то он выскочит на кого-то из нас.

Следы привели нас к зарослям лозняка, размером с пол футбольного поля. Фланговые обошли его по периметру, но заяц здесь не лег. Затем следы повели к другим кустам, которые он тоже прошел, вышел в лесополосу, прошел по ней метров триста, повернул в ту же сосну, в которой лежал. Мы хотели было перед этим пообедать, а тут видим, что, видимо, и не поужинаем. Вел он нас сильно, русак попался «опытный», он был нестреляным и по всем правилам поведения должен был залечь. Ставлю двух парней на входном следу, а сам иду обрезать заячий след в сосне. Ребятам, что на номерах, говорю, прислонитесь к деревьям, обтопчити место на снегу, чтобы косой не засек вас.

Прошли по своим следам, обрезали след, выхода нет. Заворачиваем на ребят и, перекликаясь между собой, идем на них. Не прошли и ста метров, слышим, стреляют. Ну, думаем, попался ушастый! Подходим... ребята стоят, курят, зайца не видно. Наперебой рассказывают, как вышел, как стреляли и как убежал. Саша пошел, нашел след и прочитал на снегу, что заяц не добежал до Дмитрия метров тридцать, увидел его и вернулся метров двадцать. Но услышал загонщиков, вскочил на входной след, по которому мы шли до этого, и направился как раз между двумя охотниками. Ребята зайца увидели, но не всего, потому снег глубокий и было плохо видно. Хорошо видны два уха, они по ним и стреляли. Но крови нет, значит, не попали.

Стоим не солоно хлебавши, перехитрили его, но он оказался умнее. Ну что, уши заячьи видели, отсалютовали, все, идем к машине. Автомобиль стоял далеко, под селом. Наш заяц побежал по тропинке, которую мы проложили по целине, прямо к машине. Идем мы по своим следам еле живые, поводил напоследок наш академик. Он выскочил на дорогу прямо у машины и побежал не в поле, а прямо по дороге в деревню.

Ружья положили на крышу машины, чтобы были на виду, стелим на капот покрывало - стол готов. До села метров двести, идет мужчина по дороге, видимо, в соседнее село добирается, мы как раз «почокались», и вдруг мужчина что-то как закричит, руками как замашет. «Что он там кричит?» - говорю Дмитрию, я не плохо слышу. Да вроде... «заяц» кричит. Мы втроем держали в руках по сто граммов, а Саша - водитель, держал в руках колу. И вдруг видим, какая-то большущая собака бежит к нам, только как-то странно скачет... тьфу! Глянь, это же заяц к столу сам бежит, чудеса да и только! Видно, хочет закрыться ...

Заяц не обращал на нас никакого внимания, то ли он к людям привык, то ли какая-то иная была причина, пробежал он от нас в метре. До ружей было рукой подать, но никто из нас к оружию не потянулся. Беги, зайчик, радуй нас своим бегом, своей храбростью, своей ловкостью. «Ну, за то, чтобы зверь не перевелся», - мы дружно опустошили стаканы, и так радостно и легко стало на душе.