ОВОР ВСУ – дивны дела твои, Господи!

Владимир Выприцкий

Май, 2019 год

Всевышний, о твоем отношении к Обществу военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины (ОВОР ВСУ) можно сказать словами из Библии (Откровение Богослова Иоанна, глава 15, стих 3): «Велики и чудны Твои дела, Господь Бог Вседержитель!». И это будет абсолютно правильным, так как здесь напрашивается справедливый вопрос. За какие такие грехи ты, Господь, направил на путь еще земных прижизненных мытарств рядовых членов этого общества? Они уже более двух десятилетий не могут пользоваться своим имуществом, часть которого за это время абсолютно незаконными схемами переведена в собственность других хозяев.

Но давайте разберем все по порядку. После обретения самостоятельности Украиной, на основании Решения учредительной конференции 04.03.1992 г. было создано ОВОР ВСУ. В свою очередь Решением внеочередной конференции военно-охотничьего общества ВС СССР от 20.06.1992 г. ОВОР ВСУ было исключено из состава этой союзной общественной организации. А 3 мая 1993 года в Министерстве юстиции Украины была зарегистрирована всеукраинская общественная организация «Товариство військових мисливців та рибалок України» (ВТМРУ) (свидетельство №448). После этого руководством украинского ОВОР совместно с руководством такой же организации РФ был проведен раздел имущественных и финансовых ресурсов бывшего Всесоюзного общества Военохот CCCР. А 03.02.1994 г. был подписан акт передачи имущества, находящегося на территории Украины, новому, но абсолютно законному его владельцу в Украине. Эту же передачу имущества правопреемнику (ОВОР ВС Украины) утвердил президиум Центрального Совета всеармейского охотничьего общества (РФ) своим постановлением от 17.02.1994 г. Вполне логичный ход. Военохот СССР являлся общественной организацией, чье имущество за время его существования создавалось и приобреталось за счет средств этой организации. А ее средства и имущество складывались из вступительных и годовых членских взносов рядовых охотников, а также создавалось их личным трудовым участием. Это в полной мере касается и имущества Военохоты СССР в Украине, создаваемого в свое время рядовыми охотниками первичных коллективов на этой территории.

Здесь уместно будет отметить, что у наших соседей (в Республике Беларусь) решение права собственности на часть имущества Военохоты СССР, размещавшегося на территории Беларуси, не вызвало никаких сомнений у руководства страны, и его передача правопреемнику прошла быстро и без каких-либо осложнений. На запрос Центрального Совета ОВОР Украины, направленный по этому поводу президенту республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства этой страны дало ответ украинцам. В их письме №08-13/4898 от 28.09.2018 года в виде информации сообщалось, что: «…в Республике Беларусь право собственности на имущество бывшего Военно-охотничьего общества Вооруженных сил СССР признано за производственно-торговым унитарным предприятием Военохот общественного объединения «Белорусское военно-охотничье общество»…». И это решение справедливое, военные охотники в Беларуси получили то, что им принадлежит по праву наследования. Почему же у нас не нашлось порядочных, логически мыслящих руководителей, способных подумать о своем народе и защитить его права? Но об этом немного ниже.

В Уставе ОВОР Украины, зарегистрированном в 1993 году, в который вносились изменения и дополнения (от 01.12.1994 г., 31.05.1995 г., 03.11.1999 г.) сказано однозначно: «Товариство є правонаступником майна та фінансових ресурсів (прав та обовязків) Військово-мисливського товариства Збройних сил СРСР, розташованого на Україні».

Интересно, что Постановлением №3943-ХІІ Верховной Рады Украины от 04.02.1994 г. «Про майно загальносоюзних громадських організацій колишнього Союзу РСР» определено следующее. Указанное имущество, территориально находящееся на территории Украины, временно, до законодательного определения субъектов на его собственность, передается в Фонд государственного имущества (ФГИ), и этому органу временно дано право распоряжаться им в процессе приватизации и его использования на условиях аренды. Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом. Вот здесь, скорее всего, и «зарыта собака», именно в этот момент и появляется интересный поворот на пути продвижения имущества общественной организации в законные руки правопреемника, поворот, затянувший дело на долгие два десятка лет. Объем этого имущества довольно солидный, его составляют следующие объекты: 39 охотничьих и 2 рыболовных хозяйства, 11 домов охотников и рыбаков, 11 спортивно-стрелковых стендов, 2 рыболовные туристические базы, 8 охотничье-рыболовных магазинов, 2 завода («Военохот №5» в Киеве и «Военохот №6» в Одессе). И если не передавать это имущество в руки законного владельца, то можно довольно хорошо «погреть свои руки» неправомерной выгодой. А схемы подобных действий у нас в стране отработаны очень хорошо. Это не является секретом.

Но передача в ФГИ имущества общественных организаций Украины согласно Постановлению №2268 ВРУ от 10.04.1992 года должна касаться только тех из них, которые не зафиксировали в законодательном порядке в своих уставных документах ни статус правопреемника соответствующей Общесоюзной общественной организации, ни форму собственности, ни статус владельца имущества. В этом же Постановлении №2268 Кабинету Министров Украины поручили определить государственные органы управления имуществом общесоюзных организаций бывшего СССР.

И тут началось! Кабинет Министров Украины своим Постановлением №18 от 13.01.1995 г. возложил на Министерство обороны Украины управление имуществом ОВОР ВСУ. Как это могло произойти? Почему имуществом общественной организации должна управлять государственная структура? Мы с вами только что рассмотрели все постановления Верховной Рады Украины, определяющие логическую цепочку юридических ходов по передаче имущества бывшей Военохоты СССР его законному правопреемнику. Почему же это постановление Кабмина пошло в разрез со здравой и правильной правовой логикой? Разве можно допускать юридические ошибки на таком уровне? Разве можно так безответственно подходить к решению вопроса, касающегося многих десятков тысяч украинских граждан, объединенных членством в общественной организации ОВОР ВСУ? Или, что вполне возможно, решение этого вопроса было специально спланировано в таком направлении, чтобы это имущество не попало в руки своего законного хозяина? Можно допустить, что кто-то из власть имущих увидел возможность поймать свою удачу в мутной воде политической борьбы на стадии становления новой государственности в нашей стране. По его мнению, наверное, при сокращении и реорганизации ВС Украины и снижении роли армии в обороноспособности страны общественная организация военных охотников Украины может обойтись и без своего, принадлежащего ей по закону, имущества.

Свою выгоду в этом отношении увидели, похоже, и в Министерстве обороны Украины. Ссылаясь на Постановление Кабмина №18, МО начало через суд добиваться своих прав на имущество ОВОР ВСУ, такой лакомый кусочек, пусть и не принадлежавший этому ведомству, но на котором можно хорошо погреть руки. Видимо, за период перемен в стране, наступивший в 1991 году, в ВС Украины (особенно в их командном составе) тоже произошли перемены, повлиявшие на моральные качества, склонив доблестных офицеров в сторону рыночных отношений. Даже когда арбитражные суды разных уровней выносят решения о правах на имущество бывшего Военохота СССР в пользу ОВОР ВСУ, МО подает нову апелляцию на пересмотр дела.

Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации в 2003 году рассматривала вопрос собственности на имущество бывшего Военно-охотничьего общества ВС СССР, которое размещено на территории Украины. В ее решении от 13.05.2003 г. сказано следующие:

1. Общество военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины фактически с 03.02.94 (день подписания акта приема-передачи), получило право пользования, владения и распоряжения имуществом бывшего Военно-охотничьего общества Вооруженных сил СССР, расположенного на территории Украины.

 2. Рекомендовать Кабинету Министров Украины внести изменения в его Постановление от 13.01.95 №18 «Об определении органов управления имуществом общественных организаций бывшего Союза ССР» в части исключения из него предприятий, организаций и объектов бывшего Военно-охотничьего общества Вооруженных сил СССР,  правопреемником которого является Общество военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины.

 3. Обратиться в Генеральную прокуратуру Украины с предложением принять меры по защите имущественных прав членов Общества военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины.

 4. Состояние выполнения этого решение рассмотреть на комиссии в третьей декаде этого года.

 5. Решение комиссии направить в комитет Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций, Кабинета Министров Украины, Министерству обороны Украины и заявителю - Обществу военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины.

Эта же комиссия ВР в 2004 году рассматривала состояние исполнения своего вышеприведенного здесь решения от 13.05.2003 г. И своим новым решением по этому вопросу от 03.03.2004 г. установила: