Ловля фидером в условиях термоклина

Олег Смирнов

Июнь, 2019 год

Достаточно давно меня перестал волновать объем выловленной рыбы. Сейчас в рыбалке и на рыбалке значительно интересней найти подход к рыбе, выбрав правильную снасть, технику ловли, прикормку и много чего другого, включая фотосъемку. Среди главных акцентов стало большее желание понять закономерности водоемов, влияние на активность рыбы природных факторов и новых вызовов.

Проблема при ловле с термоклином в слабопроточном водоеме, возникшая, по всей видимости, как отголосок глобального потепления, стала одним из вызовов последних лет. При появлении термоклина лещи и другие карповые покидали свои привычные стоянки, меняя при этом и свои привычные подводные тропы. Активная ловля крупной рыбы на поплавочную снасть в эти периоды прерывалась на недели. Многодневные наблюдения за миграцией рыб с помощью эхолота позволили выявить новые места ее стоянок и направления движения. Проходы и стоянки рыбы начинались на расстоянии от 20 метров от берега при выходе шестиметровой канавы на достаточно ровную поверхность с глубинами от 3-3,5 м. Наибольшее количество рыбы сосредотачивалось на самых широких участках водоема выше верхней границы термоклина. Активная миграция рыбы в составе стай, собранных в основном по возрастному принципу, начиналась в ранние утренние часы. В дневное время подводная картина часто напоминала одну и ту же фотографию.

Удаленность стоянок и путей миграции рыбы от берега подсказывала, что нужно менять маховую снасть на фидер. Матчевая и болонская снасти на больших расстояниях были непригодны. В перспективных точках ловли были поставлены временные маяки. Характер дна в зоне выбранных мест дополнительно прощупывался крестообразными маркерами весом 80 г. Использование маркера после эхолота позволило получить дополнительную информацию о плотности дна, по которой можно было судить о его составе, границах донных возвышенных участков и самое ценное - об участках с мотылем, который оставался на самом маркерном грузике. Определив расстояние до точки ловли, выбранной в качестве окончательной, длина шнура фиксировалась шпульным зажимом-клипсой. Для оперативной замены снасти на случай ее обрыва оснасток готовилось две.

Для дистанции ловли на расстоянии 73 м от берега было выбрано среднее по мощности фидерное удилище класса медиум со средним полупараболическим строем длиной 3,9 м и кастингом 25-80 г. Открытая 65-граммовая кормушка прямоугольного сечения 30х25 мм позволяла уверенно делать забросы на выбранный ориентир, а ее длина в 40 мм при погружении позволяла формировать облако из частиц корма, а при соприкосновении с дном освобождаться от него. На начальном этапе ловли консистенция корма использовалась более рыхлая, а при сформированном прикормочном пятне и снижении темпа забросов плотность повышалась добавкой в прикормку сухой смеси в соответствующей пропорции.

Вышеописанная более-менее стандартная процедура хорошо работает в слабопроточных водоемах. Но возникают моменты, тот же термоклин, когда рыба стоит над прикормленным участком и не опускается к нему. Первый вариант преодоления пассивного поведения рыбы возник из практики прошлых сезонов, когда наблюдались случаи поклевок сразу при погружении кормушки и даже при выходе ее во время подмотки в верхние слои воды. Чаще всего это происходило в начале осени, когда рыба начинала сбиваться в стаи. Тогда больший упор делался на облегчение кормушки для их более длительного подводного планирования и увеличения длины поводка с традиционных 25-35 см до 80 см. Те эксперименты не вошли в постоянный арсенал ловли в этом водоеме, но сейчас они вспомнились.

При выбранной дистанции заброса о снижении веса кормушки говорить не приходилось, поэтому пошли по пути удлинения поводка и использования более объемной насадки. В частности, вместо трех опарышей подсаживалось 5-7. После заброса шнур мгновенно подтягивался и при каждом ощутимом толчке делалась короткая подсечка. При активном клеве в толще воды кормушка после касания дна находилась на нем секунды и только для того, чтобы узнать, спустилась ли к прикормочному пятну рыба и какая. На падении насадки клевали раздельно синец, реже подлещик до 350 г. При резком прекращении клева мерной рыбы, что часто, как и при ловле с берега, свидетельствовало о подходе лещей или сазана, поводки заменялись на длинный размер. Случалось, что за волной утреннего и полуденного клева в средних слоях воды начиналась длительная пауза, которая прекращалась ближе к вечеру, и на прикормленное место подходила крупная плотва, а перед самым закатом нередко и лещи. По всей видимости, сказывались результаты темповой ловли, при которой точка эффективно закармливалась, и при наступлении времени «Ч» рыба опускалась ко дну, выходя на обильную прикормку, удовлетворяя свою потребность в пище.

Со временем ловля с длинными поводками размером 0,8-1,2 м была усовершенствована. Для этого использовались тонкие, гибкие и очень зацепистые крючки №10 и №8 модели Т116 фирмы Suehiro. Они часто засекали рыбу даже снаружи, когда она только-только прикасалась к приманке. На крючок сначала насаживался пенопластовый шарик, а затем красные и белые черви в количестве, зависящем от типа и размера подошедшей рыбы. При правильном выборе объема пенопласта насадка в воде остается на плаву, а это означает, что при погружении она будет гарантированно отделена от кормушки на длину поводка, а при касании кормушки дна находиться над дном.

Количество поклевок во время погружения насадки возросло значительно, а время ожидания поклевки при нахождении кормушки на дне возросло, и это оказалось оправданно. Недостатком ловли с плавающей насадкой являлось отсутствие поклевок крупного леща, рыбацкое же удовлетворение от количества поклевок достаточно крупной рыбы зашкаливало. Многие рыбалки в это «термоклиновое» время часто прекращались тогда, когда в буквальном смысле ловля становилась поточной. После завершения рыбалки практически вся рыба выпускалась в родную стихию.

В такой продуктивной скоростной или темповой ловле с поводками разной длины на хорошо разведанном месте оставался момент, который до поры до времени не разрешался так, как хотелось. А хотелось крупных трофейных лещей. По всей видимости, мелкофракционные составляющие кормовой смеси прекрасно подходили для преобладающих в водоеме по численности карповых весом от 300 г до килограмма, которыми этот корм достаточно быстро поедался. Ранее мы проводили эксперимент на эту тему, обследуя дно в зоне ловли с маской и трубкой после активной утренней зорьки. Если что и оставалось на дне, то это были только зерна распаренного гороха, который не каждой рыбе оказывался по зубам. Напрашивалась мысль об увеличении крупно фракционной составляющей, которая могла и «фильтровать» размер рыбы в сторону ее укрупнения, и способствовать более длительной ее остановке на прикормленном месте. Опять-таки вся предыдущая практика прикормки при ловле с берега на поплавочную удочку крупных лещей основывалась на двух составляющих – долгоиграющей прикормке, как правило это был горох, и оперативной, состоящий из различных мелкофракционных смесей, учитывающих вид рыбы и сезон. Для удаленной зоны ловли решили попеременно использовать горох, доведенный варкой до первых признаков расползания, и кукурузу как консервированную, так и свежесваренную.

Добавление кукурузы и гороха в прикормочную смесь несколько изменило ситуацию, но перелом произошел при изменении его подачи. 4-5 кг сваренной кукурузы или гороха (рыбалка, как видно, стала превращаться далеко не в дешевое удовольствие) разбрасывались «дорожкой», которая захватывала место попадания кормушки. Делалось это с надувной лодки с вечера для утренней зорьки либо самым ранним утром еще в сумерках. После детальной разведки дна с эхолотом потребность в лодке отпала. В этих случаях использовалась большая емкость, которая служила и емкостью для корма, и одновременно играла роль спасательного круга. Закрепив кормушку на ручке емкости, я вплавь добирался до нужного места. После натяжения шнура по ориентиру находилась прикормочная точка, и далее корм распределялся дорожкой.

Эта методика внесла дополнительный азарт в ловлю. Появление трофейного леща в прикормленном таким образом месте стало более предсказуемым. В начале октября, когда температура воды для купания была уже на грани, «дорожка» все же была заблаговременно приготовлена тем же плавательным способом, и это принесло неожиданный результат. На рассвете первые подряд три решительные поклевки привели к обрыву снасти. Не было сомнений, что это был сазан. Ну что ж, пора подумать и о царе водоема и соответствующим образом приготовиться.

В следующей статье будет показана еще одна опробованная методика ловли, позволяющая преодолеть последствия термоклина в этом слабопроточном водоеме.