За диким карпом с матчевой удочкой

Николай Линник

Июль, 2019 год

Вера – это основа любой трофейной рыбалки. Ее крайне сложно сформировать и очень легко разрушить. Вера помогает нам принимать смелые решения и выходить победителем из сложных ситуаций, которыми изобилует любая подобная рыбалка. Когда же ты принимаешь правильное решение и открываешь то, что ранее тебе не было известно, то удовлетворяешь не только свою мотивацию на поимку трофейной рыбы, но и формируешь собственную веру и уверенность в себе…

Когда я был моложе, то часто брал с собой на рыбалку несколько снастей. Собираясь порыбачить с поплавочной удочкой, зачем-то тащил на берег реки фидер или даже спиннинг. Основной причиной, почему я так поступал, была надежда на то, что если рыба не клюнет на поплавочную удочку, я всегда смогу попытать счастья с другими снастями. Но чаще всего эти дополнительные снасти только мешали мне сосредоточиться на рыбалке.

Прошли годы. Я сделал для себя определенные выводы. И сегодня полностью уверен в том, что не количество снастей определяет успех или неудачу рыбалки, а правильная презентация приманки: в нужном месте и в нужное время.

Многие мои рыболовные путешествия за трофейной рыбой сопряжены с большой долей риска. Чаще всего ¾ отведенного на рыбалку времени проходит в поиске перспективных точек и ожидании выхода рыбы на кормежку. Ведь крупная рыба всегда питается порционно. И нужно научиться просчитывать это «золотое» время. Когда рыболовная сессия длится не более одного светового дня, рассчитывать приходится всего на 1-2 поклевки. Если я полностью уверен в своих снастях, в том, как они презентуют рыбе насадку, то рыбалка становится намного проще. Мне остается только полностью сконцентрироваться на выборе времени и места ловли.

На речке детства моего. Несколько лет назад я увлекся ловлей одичавшего карпа. Все началось с того, что на одном из озер рыболовам удалось поймать несколько неплохих (2-4 кг) карпов. Озеро это не совсем озеро, а заброшенное водохранилище. В конце 70-х годов прошлого столетия по стране прокатилась волна увлечения мелиорацией – где осушали, где орошали. В этой местности делать ни того, ни другого смысла не было, но чтобы хоть как-то отчитаться, взяли, да и соорудили простенькую плотину на маленькой, в 15 м шириной, речке.

После строительства плотины речка разлилась до 100-150 м, но максимальная глубина при такой ширине была лишь 2,5-3 м и то по самому руслу запруженной речки. А по остальной акватории водоема и того меньше: 1,5-1,7 м. Своей приличной рыбы в этой речке не было, но после заполнения водохранилища руководство колхоза заселило его карасем и карпом. Заселить-то заселили, а вот как им ловить рыбу не подумали. Так и остались новые жители этого водоема на произвол судьбы. Постепенно о них забыли. Плотва, окуни, караси и лини здесь ловились, а вот карпы – нет. Считалось, что популяция карпов постепенно изжила себя, и что руку к этому приложили браконьеры-электроудочники. И вот кому-то из рыболовов при ловле линя сел на удочку карп. При вываживании он порвал снасть и благополучно уплыл. Однако факт этот на несколько дней сделался одной из самых обсуждаемых новостей местного рыболовного сообщества.

Воодушевленный желанием поймать дикого карпа, я начал готовиться к предстоящей рыбалке. Вот только опыта ловли этой рыбы у меня почти не было. Немного поразмыслив, начать решил с флет-фидера.

День первый, методный. Ловля прудовой рыбы с флет-кормушками из года в год делается все популярнее. Но одно дело ловить карпа в платном водоеме, где его действительно много, и совершенно другое – пытаться поймать с этой снастью его дикого сородича. При подготовке к этой рыбалке я не учел этого момента и вскоре об этом пожалел. Раньше мне неоднократно доводилось ловить с флет-кормушками карасей, линей и даже синцов. Так что кое-какие навыки в обращении с этой снастью у меня были. Однако местные карпы оказались намного привередливее. Поначалу мне показалось, что я немного перестарался с угощением для них. Замечательная методная смесь от Sensas на все озеро излучала волнующий земляничный аромат. Соседи по берегу даже отвешивали по этому поводу шутки. Прикормка отлично лепилась в форму, и, казалось бы, карп просто обязан был ее попробовать. Тем более что в качестве насадки я предлагал ему целый ассортимент «вкусняшек». Но прошло уже три часа, а я никак не мог зафиксировать ни одной поклевки. Если бы сосед слева на простой речной фидер не вытащил за это время двух килограммовых карпиков, вполне можно было бы подумать, что у рыбы сегодня просто не клевое настроение.

Пытаюсь переломить ситуацию в свою пользу и начинаю раскармливать точку с рогатки. Прикормка та же, только с добавлением пеллетс и консервированной кукурузы. Но все оказалось тщетно. Еще три часа прошли, можно сказать, впустую. На чистую кукурузу иногда поклевывали плотвицы, но это была совсем не та рыба, ради которой я сюда приехал.

Анализируя дома результаты этой рыбалки, я пришел к выводу, что причин, по которым карп в этот раз полностью проигнорировал мои насадки, несколько. Это, конечно, и красивая, ароматная французская прикормка, которая оказалась для местных карпов совершенно незнакомым кормом, и они ее, видимо, побоялись кушать. Ведь сосед, который рыбачил в 15 м левее меня, поймал своих карпиков с помощью простого комбикорма. Но была и другая причина – неправильно выбранная снасть. Размышляя о прошедшей рыбалке, я вдруг поймал себя на мысли о том, что рыбачить с флет-фидером мне было некомфортно просто потому, что я не совсем был уверен в правильности своего выбора.

День второй: да здравствует осознанный подход к рыбалке. Через несколько дней я снова оказался на этом же озере. Вот только в качестве снасти в этот раз взял матчевую удочку. Аргументов в пользу выбора этой снасти было несколько. Во-первых, рыбачить в этом водохранилище приходилось на сверхмалой глубине. На расстоянии в 25 м от берега глубина водоема составляла не более полутора метров. И фидер показался мне слишком грубой снастью. А во-вторых, матчевой удочке я доверял больше. Не один год я успешно ловил на эту снасть линей в сильно заросших травой мелководных озерах, и она меня ни разу еще не подвела.

Немного изменил я и тактику стартового закорма сектора ловли. Чтобы «не класть все яйца в одну корзину», после предварительного промера дна закармливаю сразу две точки. На дальнюю точку, расположенную неподалеку от свала в русло речушки, с помощью рогатки я забросил десятка два плотно слепленных шаров прикормки с добавлением большой доли рубленых червей, кукурузы и вареных опарышей. Для ближней точки я приготовил такое же количество растительной прикормки, только сделал ее более рыхлой. А чтобы не так досаждала мелочь, вместо живого компонента добавил в базовую смесь 200 мл 8-миллиметрового пеллетса с запахом рыбной муки и баночку консервированной кукурузы.

Первой начала отзываться дальняя точка. На втором часу рыбалки в садке плавало два килограммовых «тузика» и два таких же по размеру линя. Ближняя точка молчит. С интервалом в 20 минут отправляю в воду свежую порцию корма и внимательно слежу за реакцией рыбы. Время от времени кто-то аккуратно интересуется прикормкой. Это заметно по цепочке из пузырьков газа, которая то и дело возникает в непосредственной близости от поплавка. Но пробовать приманку рыба пока не осмеливается. И вот ближе к полудню на ближней точке происходит замечательная поклевка. Ох и задал мне жару этот карп. Вот где пригодился запас прочности матчевой снасти! Минут 10 рыба гуляла по озеру, а завести ее в подсак мне удалось только с четвертого раза. Чешуйчатый бронзовый красавец массой около 4 кг явился приятным бонусом за мое упорство в разгадывании тайн этого заброшенного водохранилища.

Понятное дело, первый опыт поимки дикого карпа на матчевую снасть сильно засел мне в душу, и я принялся накапливать статистику. Позабыв о том, что на реке активно клюют лещи и густера, каждое утро я проделывал путь в 45 км только для того, чтобы еще и еще испытать ни с чем не сравнимые ощущения от борьбы с бронированными дикими красавцами. И кое-что мне стало удаваться.

Снасти. Перебрав несколько вариантов устройства снасти, я пришел к выводу, что для ловли карпа на матчевую удочку лучшим вариантом оказалось мощное, но гибкое удилище, способное без проблем справляться с вываживанием этой крупной и сильной рыбы. Из имеющегося у меня арсенала удилищ я остановил свой выбор на Browning Commercial King2 Pellet Waggler 3,30 м и тестом до 20 г.

Катушку на этих рыбалках я использовал Browning Xitan Master Match FD 940. Отличительными особенностями этой модели являются исключительно мягкий тормоз, надежная клипса, которая, благодаря наличию дополнительной прокладки, совершенно не травмирует леску, и алюминиевая шпуля увеличенного диаметра. Кроме того, что эта катушка позволяет выматывать 105 см лески за один оборот рукоятки, так и вываживать крупную рыбу намного комфортнее с широкой шпулей.

Оказалось, что при ловле карпа сечение основной лески должно составлять минимум 0,2 мм, а лучше, если 0,22-0,28 мм. Столь значительная толщина лески необходима и для эффективного вываживания рыбы, и для борьбы с плавающей травой, которая то и дело появляется в секторе ловли. Кроме того, дополнительная жесткость толстой лески служит гарантией того, что при забросе поплавок не перекрутится вокруг основного груза. Хорошо, если основная леска будет медленно тонуть в воде. Это сильно уменьшает воздействие ветрового течения на оснастку. Перебрав несколько вариантов, я остановил свой выбор на двух лесках: Colmic Steel Resistance и Balzer Feeder Master.

Поплавки для ловли на мели. Как уже писалось выше, к моменту, когда я увлекся ловлей карпа на матчевую удочку, я уже имел опыт ловли линей в заросших травой мелководных озерах. Чтобы презентовать рыбе насадку как можно правдоподобнее, я решил отказаться от массивных поплавков и ограничился двумя моделями: 6-граммовым Expert, который я использовал на дальних дистанциях, и 4,5-граммовый прозрачный Drennan Puddle Chucker, который я эффективно использовал на малых дистанциях. Даже при ловле на мели мне нравится использовать поплавки с собственной подгрузкой. Наличие подгрузки позволяет поплавку при забросе занять нужное положение относительно основной лески и тем самым избежать множества захлестов оснастки.

Для монтажа поплавка к основной леске я использую силиконовый адаптер с вертлюжком. Это очень удобно. Особенно, если нужно оперативно заменить поплавок в процессе рыбалки.

Огрузка поплавка. Процесс огрузки поплавка я произвожу в начале каждой рыбалки. Сначала на основную леску я надеваю бусинку, потом с помощью силиконового адаптера монтируется поплавок. Затем, подняв поплавок вверх приблизительно на метр, формирую основной груз. Я использую для этого не более 4 дробинок, т.к. большее их количество может провоцировать частые захлесты лески. Кстати, я знаю рыболовов, которые в скользящих оснастках предпочитают применять в качестве основного груза оливки вместо дробинок. Для меня дробинки предпочтительнее. Несколько раз я видел, как оливки путаются при забросе оснастки, и поэтому для меня дробинки – наилучший выбор.

Далее к концу основной лески вяжется небольшой карабин, к которому впоследствии будет крепиться поводок. В качестве подпаска чаще всего я использую несколько дробинок №6. И только после этого на основной леске вяжется стопорный узел.

Прочные поводки. Как бы изящно не выглядела матчевая снасть, идти на карпа с тонкими поводками будет совершенно неправильно. Рыба эта сильная, и после подсечки сразу бросается в сторону. Каким бы качественным ни был фрикционный тормоз катушки, но выдержать первый рывок этой рыбы может только прочный поводок. Так что леской, тоньше 0,18 мм для вязания поводков, при ловле карпа я не пользуюсь. Вторым очень важным моментом является длина поводка. Перебрав несколько вариантов, для себя я остановился на очень коротких (7-10 см длиной) поводках. Карп – безусловный хозяин водоема, и насадку он берет без особых церемоний. Так что опасаться того, что рыба рано почувствует тяжесть грузил, не приходится. Зато короткий поводок менее склонен к захлестам и перекручиваниям.

Крючки. Для ловли карпа с матчевой удочкой успешнее всего я использовал две модели крючков: Owner Kiwami (53104) №8 и Owner Kaizu (50116) №7. Обе модели очень прочные. Kiwami я использовал, когда в качестве насадки использовал бутерброд из червя, опарыша и кукурузы. А вот Kaizu лучше зарекомендовал себя в случаях, когда рыба лучше реагировала на объемные насадки в виде горохового теса или нескольких зерен консервированной кукурузы.

Я надеюсь, что благодаря этой статье вы сможете немного по-другому взглянуть на принципы ловли карпа поплавочной удочкой. Попробуйте отойти от избитых стереотипов в ловле этой рыбы. Я уверен, это вам понравится. Рыбачьте в удовольствие!