С собаками на весеннего медведя

Олег Сенявский

Июль, 2019 год

Поскольку поохотиться на медведей в Карелии мне удалось уже довольно прилично, тем более, уже добыто несколько отличных трофейных экземпляров, то дальнейшим моим желанием и задачей было добыть медведя из-под собак, и не просто из-под собак, а из-под своих лаек, с которыми я давно и успешно охочусь.

Время поездки – конец весеннего сезона – было выбрано не случайно. Основная масса охотников, которые охотятся там в основном с лабазов, уже разъехались, поэтому я никому не буду мешать и смогу поохотиться с собаками в лесу вокруг привад, возле которых держатся медведи. По правде говоря, это задача не такая уж простая, очень сложный и тяжелый рельеф местности: скалы, реки, болота, горы… Очень непросто передвигаться.

Также конец весеннего сезона – это период белых ночей, когда некоторые сумерки опускаются на землю всего лишь на час, и даже в это время, около двух часов ночи, довольно хорошо видно. Не то что осенью, когда охоту с собаками приходится останавливать именно из-за наступления ночи.

Приехали мы на место под вечер. Мои собаки великолепно перенесли дальнюю дорогу – 2300 км. Я взял с собой две ЗСЛ – моего старого товарища Боя и молодого годовалого кобеля, подающего хорошие надежды, которые он, скажу, забегая наперед, оправдал. Первое время освоились на месте, поездили по лабазам, посмотрели камеры наблюдения, определились, куда какие медведи ходят, и лишь затем пошли на первую охоту. Пошли втроем. Мы с другом, владельцем охотхозяйства, и Ваня – местный представитель коренного народа, очень колоритный и надежный парень, с ним вдвоем мы и охотились все время.

Как мы охотились. Подходим к лабазу, ставим собак на медвежий след, собаки пошли по следу и через 150-200 метров поднимают лосей… Чтобы было понятно, размер охотхозяйства – 120 тыс. га. Лосей на этой территории – около тысячи голов, что стало большой проблемой для нас. Из-за такой плотности лося собакам невероятно сложно найти медведя, на которого мы и собирались охотиться. Тем не менее, на все двадцать «заряженных» привадой лабазов приходят медведи, причем не один, а два-три на каждый.

Проблема еще и в том, что не совсем понятно, по какому именно зверю работают собаки. Ты надеешься, что работают медведя, долго и трудно скрадываешь, подходишь на выстрел, а они работают лося. Обидно, да. Тем более, невероятно сложно передвигаться. Идешь по болоту и рассчитываешь буквально каждый шаг, чтобы не провалиться в трясину; идешь по лесу – кругом сплошные завалы деревьев, буреломы – не пролезть; везде подвижные скальники, а еще хуже скальники, которые заросли мхом, мох скрывает трещины и расщелины, куда легко провалится и сломать ноги, да и глубина там может быть приличная.

В один из дней пошли мы к ближнему от нашей базы лабазу. Я пустил своих собак от лабаза, а мой друг зашел стороной километрах в полутора от нас со своими собаками, рассчитывая на то, что там проездная дорога и не будет лосей. Видно, перед нами на приваде был медведь, потому что у моих собак шерсть стала дыбом, они пошли по следу и метрах в ста от нас начали работать. Причем было слышно, что работают именно по медведю, слышны визги – медведь обороняется, а они его атакуют. Перед выходом мы договорились, что если одни собаки начнут работать, то не подходить на выстрел, а подождать других собак.

Так и получилось, уже через пять минут к моим собакам подключились ЗСЛ и РЭЛ моего друга, очень злобные по медведю собаки, с большим опытом работы по нему. Кстати, далеко не каждая лайка, которая отлично работает по другим видам дичи, будет работать по медведю. Большинство собак испытывает не просто страх, а ужас перед медведем до такой степени, что даже не прикасается к медвежьему мясу.

Вот, значит, свалились наши собаки, немного переместили медведя, и мы начали к ним помаленьку подходить. Подошли метров на триста. Смотрим, медведь сидит на высоченной сосне метрах в 15 от земли, внизу его облаивают три собаки, а моего молодого где-то нет, и лишь потом он как-то непонятно вылез из-под камня и тоже подключился. Я передал ружье Ване, а сам снимаю весь процесс на видео. Ваня стреляет метров с пятидесяти. Первый раз мимо. Второй раз стреляет, опять мимо, но пуля ударила где-то рядом, и медведь испугался и полетел вниз. Летел он метров семь и, к моему восхищению, в полете он, как кошка, поймал одной лапой ствол дерева, зацепился за ствол и опять повис на дереве, но уже ниже. Удивительной силы животное! Мы его потом взвесили – 87 кг, а с какой легкостью и быстротой он передвигается! Стреляя третий раз, Ваня уже попадает в медведя, но, как потом выяснилось, рана была легкая, тем не менее он рухнул на землю, где на него набросились все четыре собаки.

Чуть отступая от темы, скажу, что примерно такого веса кабана две мои собаки останавливают и держат на одном месте очень легко и уже не выпустят его. Тут же на такого же веса медведе висит четыре собаки, а он их даже не почувствовал и рванул с места как ни в чем не бывало. Удивительная сила у этого зверя!

Все собаки пошли за ним и через какое-то время мы услышали выстрел карабина моего друга. Как впоследствии выяснилось, он также подходил на звук работы собак, и после выстрелов медведь пошел на него. Он рассказывал, что очень трудно было стрелять. Ведь четыре собаки постоянно работают хватками, и не было возможности безопасно выстрелить. Но и этот его выстрел оказался мимо, тем не менее, собаки медведю не дали хода, и он снова забрался на дерево, где его добрать уже было несложно.

Вот так мы и поохотились на медведя с собаками. Кстати, местные охотники не приветствуют такую охоту. Очень много собак теряется на медвежьих охотах, и они их берегут, не позволяют работать по медведю. В результате этой охоты у моего взрослого Боя была прокушена медвежьими зубами холка, а в его шее была большая дыра, которую мне пришлось уже на базе зашивать. Моя молодая собака вела себя очень хорошо, мне понравилось, но все не давал покоя тот факт, что при нашем подходе она вылезла откуда-то из-под камня. Я стал ее осматривать, она оказалась совершенно целой, как и обе собаки моего друга, но толстая металлическая пряжка на ее ошейнике с GPS была разорвана, как тряпичный шнурок. Я очень удивился этому, ведь чтобы разорвать такую железяку, нужна просто невероятная сила. Видимо, медведь схватил собаку за ошейник и мотнул с такой силой, что меня просто удивляет, как он ей голову не оторвал.

Поскольку до базы было километров 20, а у нас с собой не было ни рюкзаков, и ничего такого, чтобы вынести трофей, я забрал собак и пошел к машине, чтобы ехать на базу за всем необходимым. Мы специально ничего не брали с собой, чтобы не спугнуть удачу. Когда вернулся, медведь был уже полностью разделан, и нам оставалось разложить все по рюкзакам и нести к машине.

Домой с собой я привез медвежью шкуру, медвежью желчь, мясо и лапы, которыми, кстати, очень заинтересовались при прохождении нашей таможни. Медведь по анатомии вообще очень похож на человека…

Поскольку моя давняя мечта сбылась, я поохотился со своими собаками на медведя, мы добыли его, я насмотрелся на работу собак, вообще был доволен и уже было засобирался домой. Но мой друг сказал, что рабочие качества собак нужно закрепить. Надо добыть еще медведя. Тем более в хозяйство приехал охотник из Череповца, который также хотел попробовать своих собак на медведе.

Вначале мы показали его собакам с дипломами 1 степени по кабану подсадного медведя, на которого они очень вяло реагировали. Они боялись его, делали вид, что они не замечают. В итоге пришлось этому охотнику просто пойти на лабаз с целью сделать подранка и пустить по его следу собак. В конце концов он подстрелил медведя, стрелял по нему два раза, и медведь ушел раненный, но когда мы спустили на след собак, они нашли его неподвижного за пару десятков метров. По его словам, к лабазу выходили два медведя, одного получилось добыть, а по следу второго, более крупного, мы снова пустили собак, но уже моих. Они взяли след и, как показал GPS, находились в трех километрах от нас возле широкой, метров двести, реки с сильным течением. Мы долго подъезжали на машине, но все это время GPS показывал, что собаки находятся на одном месте и лают вверх, на дерево. Стали мы подходить. Подошли метров на 500 и уже хорошо услышали, как работают собаки, лес просто гудел от их азартного лая, шишки с деревьев сыпались – очень волнующая ситуация. Подходим ближе, подошли уже в чаще метров на 15 и увидели… стоящую лосиху, по которой и работали собаки. Видимо, медведь пришел к реке и пошел через бурную воду, а тут рядом оказалась лосиха, на которую собаки и переключились.

Решено было отзывать собак. Мы отошли в сторону и набрели на маленького, только что родившегося лосенка, который еле-еле стоял на дрожащих ногах, видно было, что отроду ему от силы пару часов. Мы обошли его, чтобы не тревожить, и стали ждать ушедших за лосихой собак. Когда собаки пришли, мы их привязали, и я решил пойти сфотографировать лосенка. Какое было мое удивление, когда я его не нашел на старом месте. И это при том, что полчаса назад он стоять не мог!

В конце концов я для себя сделал вывод, что весна в Карелии – не лучшее время для охоты с собаками на медведя. Очень много лосей, собаки по ним работают вхолостую, а так ведь нельзя. Из-под собак нужно стрелять зверя.

Самое лучшее время для охоты с собаками – это время первого снега, когда можно по горячему следу пускать собак, и даже если они возьмут лося, то сезон на него уже открыт и нет никаких препятствий для охоты. Что ж, будем ориентироваться на осень…